Статья:

Формирование личностных результатов по ФГОС на уроках истории

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бут Е.А., Мазанова Е.А. Формирование личностных результатов по ФГОС на уроках истории // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(14).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование личностных результатов по ФГОС на уроках истории

Бут Елена Александровна
студент ФГБОУ ВО «АГПУ», РФ, г. Армавир
Мазанова Елена Александровна
студент ФГБОУ ВО «АГПУ», РФ, г. Армавир
Хлопкова Виктория Александровна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, ФГБОУ ВО «АГПУ», РФ, г. Армавир

 

Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государственных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО) [2].

Главной задачей преподавания истории является формирование личности школьника. Для решения этой задачи Президиум Российского исторического общества принял «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», основой которого является Историко-культурный стандарт (ИКС) [5].

Одной из наиболее целесообразных и продуктивных форм планирования и организации деятельности старшеклассников при изучении истории является тематический блок (модуль).

Основными блоками занятия являются: организационный → мотивационный → информационный → аналитический → оценочный → рефлексивный.

  1. Организационный блок может включать следующие элементы: целеполагание (цели, т.е. ради чего будет изучаться тема, и задачи, т.е. что будет сделано), инструкции и пояснения для выполнения заданий, вводное слово учителя, распределение по группам, критерии оценивания.
  2. Мотивационный блок является ключевым в системе деятельности. Известный отечественный исследователь Л.С. Выготский называл это «якорением», т.е. якорем, который делает работу осмысленной («крючок», «интрига»). Специфика мотивации в учебной деятельности состоит в её связи с постановкой проблемы. Именно она задаёт определённое противоречие, которое будет рассматриваться, показывает различие позиций, обращает внимание на самое главное в занятии. Другими словами, формулирование проблемы является существенной частью каждого урока, задаёт направление деятельности учащихся. Использую и другие приёмы мотивации: интересные факты, примеры, метод провокаций, фотографии, карикатуры, а также высказывания, афоризмы, по которым учащиеся определяют тему и задачи урока.
  3. Информационный блок ориентирован на получение информации из разных источников: текстовые документы, схемы, диаграммы, электронные ресурсы, видеоматериалы, статистика, иллюстрации и др. Главное, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, корректной, представляющей разные позиции, доступной.
  4. Аналитический блок позволяет более глубоко рассмотреть полученную информацию, сделать обобщение, провести обсуждение, сформулировать выводы. И здесь использую деятельностный подход: учащиеся выделяют ключевые положения документа, лекции, интерпретируют, определяют альтернативные решения, участвуют в дискуссии, составляют сравнительные таблицы, тезисы, схемы. Роль учителя: подбор материала для изучения; формулировка и разъяснение задания; инструктирование школьников о способах деятельности
  5. Оценочный блок – это не только выставление отметок, но и оценка (учитель хмурится, кивает и улыбается, поддержка ученика словами или критика), а также самооценивание, взаимооценивание. При этом нужно помнить, что оценка не должна посягать на достоинство человека, следует оценивать учебные результаты, а не личные особенности. Важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок, чтобы оценка мотивировала к учению. Роль учителя: наблюдение за работой и корректировка; проверка, анализ и оценка результатов.
  6. Рефлексивный блок.

Значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся. При этом функции учителя сводятся к руководству самостоятельной деятельностью учащихся, то есть доведение до каждого учащегося задач, целей выполняемой работы через так называемые рабочие листы с заданиями и презентации, помощь в самостоятельном изучении учебного материала, пояснение сложных вопросов, организация дискуссий, диспутов, а также объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Основные идеи технологии: блочно - тематический принцип планирования уроков; активизация познавательной деятельности учащихся через мотивацию и проблемные задания; преобладание самостоятельной, продуктивной деятельности учащихся на уроках под руководством учителя через организацию их индивидуальной и групповой деятельности.

Поскольку активизация познавательной деятельности предполагает взаимодействие учителя и ученика, поэтому главным методом обучения учащихся являются учебные задания (задачи), то есть проблемы.

Процесс решения учебной задачи состоит из 5 этапов:

Первый этап целеполагания: мотивация; совместное обсуждение задач учебной работы (на уроке, нескольких уроках темы); создание проблемной ситуации, постановка проблемы (познавательной задачи); выбор учащимися заданий и способов деятельности (развитие мотивации и интереса к учению); при отборе познавательных заданий использую методический аппарат учебников (в начале параграфа; сопровождающие авторский текст; обращённые к документам, картам, иллюстрациям; в конце параграфа; в конце глав или разделов), дидактические материалы (задачи из пособия Степанищева А.Т.).

Второй подготовительно-организационный этап: обсуждение плана работы; выработка алгоритма действий – совместное составление памяток; т.е. анализ проблемы.

Третий этап выполнения учебной работы (содержательно-организационный): поиск решения проблемы; использование активных диалогических форм (беседа с постановкой проблемы, эвристическая); вариативность (чередование) форм работы; использование приёма представления информационного блока (текст параграфа, другие источники: документ, справочный материал, карты, схемы); использование приёмов персонификации (презентации учащихся); обращение к региональному материалу (презентации по истории ЯНАО, например: «Родной край в первой половине XIX в.», «Вклад ЯНАО в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»);

Четвёртый этап проверки и коррекции: коллективное обсуждение результатов, полученных группами и отдельными учениками; учащиеся развивают умения излагать и аргументировать свои выводы и, что также немаловажно, обмениваются информацией по всему спектру изучаемых вопросов;

Пятый этап оценки результатов: по традиционной пятибалльной системе или в зачётных баллах, накопительной системе; самооценка («завершающая мотивация») [4].

Реализацию проблемного подхода к изучению исторического материала осуществляю через создание проблемных ситуаций; поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации, анализа, применения знаний и умений учеников в новых условиях. Каждое задание несёт алгоритм самостоятельного поиска информации на основе трансформации, переноса усвоенных знаний и умений. Задания и вопросы начинаются со слов: установите, объясните, определите, докажите. Например: Докажите противоречивость и незавершённость попыток демократического обновления общества в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг.

Структура изучения тематического блока:

  1. Вводная лекция (обзорная, информационная или проблемная), где формулирую задачи, определяю актуальность её изучения, выделяю основные проблемы темы, различные точки зрения в современной исторической науке, или беседа.
  2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (лабораторная работа с учебником, историческими источниками; практикумы, семинары, конференции, «круглые столы»; диспуты; тренинги, презентации, видеофильмы, Интернет-ресурсы), на которых учащиеся самостоятельно прорабатывают выделенные вопросы, ищут решения поставленных проблем, при необходимости осуществляют коррекцию результатов своей продуктивной деятельности. Роль учителя: подбор материала для изучения; формулировка и разъяснение задания; инструктирование школьников о способах деятельности, наблюдение за работой и корректировка.
  3. Контрольные уроки, где провожу обобщение результатов работы (семинар, «круглый стол», конференция), проверяю усвоение знаний и умений в форме зачётов (в формате КИМ ЕГЭ).

Материал изучается крупными блоками, что позволяет сопоставлять особенности, характерные черты каждого этапа исторического развития, прослеживать изменения, происходящие в различных сферах жизни общества.

Переход к гражданскому обществу ориентирует человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. С этой целью на каждом уроке стараюсь создать ситуацию выбора, то есть знакомлю учащихся с различными, в том числе альтернативными точками зрения по изучаемой проблеме, организую исследование, когда ученики анализируют, сравнивают, делают осознанный выбор и аргументируют его. Например: Пакт Молотова - Риббентропа: успех или ошибка советской внешней политики?; Внезапность нападения Германии на СССР: миф или реальность?

Особое внимание уделяю развитию прогностических умений учащихся. На групповых и семинарских занятиях учащиеся получают задания, ориентированные либо на построение общественных моделей, либо на осмысление альтернатив исторического развития, например: альтернативы развития России в 1917 г.; НЭП и индустриализация. Так у учащихся закладываются основы теоретического мышления.

При работе с источниками развиваю у учащихся умения и навыки исторического мышления: задавать вопросы, видеть «подтекст» документа, сравнивать подходы, разрабатывать собственную интерпретацию («делать историю»). В этом случае главное значение придаю не знаниям как таковым, а формированию на их основе навыков исторического, в том числе и критического мышления. Ученик выступает как исследователь, развивающий собственное представление о прошлом на основе работы с источником, письменным или визуальным (деятельностный и компетентностный подходы).

Проблемно - теоретический подход и блочно - тематический принцип изложения материала позволяют реализовать интеграцию истории России с всеобщей историей (что очень важно в условиях реализации историко-культурного стандарта, подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена) и обществознанием (например, понятие «цивилизация»).

Таким образом, практически все уроки в старшей школе носят проблемный характер. Причём, если в основной школе основными методами проблемного обучения являются проблемное изложение и частично поисковый или эвристический методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательной задачи, то в старшей школе используются исследовательские методы, когда учащиеся самостоятельно решают новые для них познавательные проблемы. Именно умение ученика решать задачи позволяет в первую очередь судить о том, насколько глубоко он усвоил тему, научился применять полученные знания.

Проблемно - теоретический подход в сочетании с деятельностным и компетентностным подходами способствуют развитию у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г [Электронный ресурс]URL: http://www.constitution.ru/
2. Закон "Об образовании в Российской Федерации". - М.: Сфера, 2016. - 192 c.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы
4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ от 17.05.2012 № 413   // Вестник образования России. - 2012. - № 15, 16, 17,18. - Изм. и доп. от 29.12.2014г. см.//ОДО.2015.№12.С.5-66.
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897   // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор образования. 2011. № 5. С.32-72.