Статья:

Внеурочная деятельность как фактор формирования патриотических чувств младших школьников

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Галиева К.Р., Усманова Э.Ф. Внеурочная деятельность как фактор формирования патриотических чувств младших школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Внеурочная деятельность как фактор формирования патриотических чувств младших школьников

Галиева Карина Рифовна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак
Усманова Эльвира Фануровна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, старший преподаватель, Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак

 

Система патриотического воспитания учащихся начальных классов во внеучебной деятельности с позиции концепции системного понимания воспитания является «частичной» системой воспитания. Патриотическое воспитание не может организовываться как отдельный, самостоятельный процесс, а может быть моментом функционирования педагогической системы. Образовательное учреждение, ученические коллективы младших классов и семья составляют целостную педагогическую систему, обеспечивающую высокую эффективность системы патриотического воспитания учащихся младших классов, которая достигается при оптимальной организации воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении [2, с. 306].

По мнению С.Ю. Прохорова младший школьный возраст является периодом в жизни ребенка, выделившийся в связи с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования, содержания которых еще окончательно не определились. Следовательно, психологические особенности младших школьников, возраст которых является начальным звеном школьного детства, нельзя считать окончательными и неизменными [3, с. 13].

Младший школьный возраст является важным периодом развития личности. В процессе воспитания в данном возрасте складывается дальнейшее развитие индивида. Именно в этом возрасте формируются психические и нравственные качества личности, закладывается их фундамент. При этом необходимо выделить тех специфических сторон личности обучающихся в младших классах, которые могут стать основной базой при осуществлении их патриотического воспитания.

Воспитание ценностных отношений является сложным и тонким процессом. При этом сложно учитывать всех факторов, влияющих на их становление. Эту работу необходимо осуществлять в рамках всей образовательной деятельности в школе, но в особенности во внеурочное время. Для внеурочной деятельности характерными являются: неформальность, открытость, большая свобода действий ребенка. Правильная организация внеурочной деятельности дает большие личностно ориентированные воспитательные возможности.

В педагогических словарях и энциклопедиях второй половины двадцатого века чаще всего встречался термин «внеклассная работа» и она раскрывается как организованное и целенаправленное занятие с учащимися, проводимое школой с целью расширить и углублять знания, умения и навыки, развивать индивидуальные способности. В педагогической энциклопедии 1993 года внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Ее главными задачами являются: создание необходимых условий для проявления учащимися творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих определенный результат.

Необходимо отметить, что в последнее время находятся новые подходы к внеурочной деятельности, которая ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Эта тенденция начала развиваться с введением ФГОС и институтализацией внеурочной деятельности.

К внеурочной деятельности относятся: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., которые организуются участниками образовательного процесса [1, с. 1].

Внеурочная деятельность, в рамках реализации ФГОС НОО, это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основным предназначением внеурочной системы является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей. Внеурочная деятельность осуществляется применением входящих в нее следующих компонентов: традиционных школьных дел, годовую циклограмму школьных дел и праздников, фестивалей, конкурсов разного уровня. Все мероприятия, которые включены в план воспитательной работы школы, направлены на массовое участие учащихся, на всестороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них принимали участие как можно больше учащихся, учителей и родителей. Благодаря этому каждый учащийся за период учебного года может принимать участие в нескольких мероприятиях.

Важным фактором внеурочной деятельности является самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, организованные самими детьми и успешно воплощенные, способствуют повышению их инициативности и мотивацию.

Цель внеурочной деятельности – это создание необходимых условий детям и подросткам, при которых они смогли бы реализовать свои потребности, интересы, способности в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которых нельзя реализовать на уроках при изучении основных образовательных дисциплин.

Главные задачи внеурочной деятельности это: расширить общекультурный кругозор учащихся; формировать позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешно освоить его содержание; включить личностно значимые и творческие виды деятельности; формировать у обучающихся нравственные, духовные, эстетические ценности; развивать социальную активность и желание реального участия в общественно значимых делах; оказать помощь в определении способностей к определенным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействовать реализации их в творческих объединениях дополнительного образования; создать пространственные условия для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Внеурочная деятельность должна организоваться таким образом, что она должна быть направлена на духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности включает следующих форм: встречи и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда; «Уроки мужества», «Вахта памяти»; организация выставок рисунков; проведение тематических классных часов; проведение фестивалей патриотических песен; факультативные занятия «Я – гражданин России»; изучение конституции страны; оформление стендов с государственной символикой; работа над творческими проектами.

Планируемыми результатами духовно-нравственного направления должны стать:

1)  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотических чувств, любви к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание исторического прошлого, языка, культуры своего народа, родного края, усвоение таких ценностей как гуманистические, демократические и традиционные нашей многонациональной страны; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2)  Развитие положительных моральных качеств и компетентности в решении моральных проблем основываясь на личностный выбор, формирование нравственности чувства и поведения, сознательности и ответственности отношения к собственным поступкам.

3)  Формирование основ экологической культуры, которая соответствует современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированных, рефлексивно-оценочных и практических деятельностей в жизненных ситуациях.

4)  Осознание роли семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительного и доброжелательного отношения к членам семьи.

Огромное значение в условиях внеурочной деятельности имеет создание художественно развивающей среды, которая опирается на социальную среду и предстает в виде научно-творческого поиска, в основе которого лежат принципы социально-творческого партнерства преподавателя и обучающегося.

В заключении можно сделать вывод в том, что патриотическое воспитание обучающихся в младших классах необходимо осуществлять как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности, поскольку данный процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в различные виды социально значимой деятельности, так как в этом возрасте раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, земле, где родился и вырос, заботы об ее интересах, гордость за исторические свершения народа.

 

Список литературы:
1. Елькина О.Ю. Содержание и методическое обеспечение внеурочной работы в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС // Начальная школа. – 2013. № 2. С. 1–4.
2. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. – 8-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
3. Прохорова С.Ю. Реализация патриотического образования младших школьников: программа дополнительного образования «Родничок» // Педагогическая мастерская. – 2011. № 3. С. 13–18.