Статья:

Проблемы развития эмоционально-личностной сферы подростков в рамках отношений с родителями

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Грекова Д.М. Проблемы развития эмоционально-личностной сферы подростков в рамках отношений с родителями // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(12).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы развития эмоционально-личностной сферы подростков в рамках отношений с родителями

Грекова Дарья Михайловна
студент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Кувырталова Марина Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. Семья является первоначальной ступенью формирования ребенка как полноценной социально адаптированной личности. Подростковый возраст протекает ярко, включая в себя внешние и внутренние конфликты. В связи с этим интерес представляет осмысление проблемы изменения функции родителей и их психологической значимости для подростка.

Ключевые слова: воспитание; эмоциональная сфера; подростковый возраст.

 

Семья традиционно является главным институтом воспитания. Именно на данном этапе ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром. Значимость семьи как института социализации обусловлена еще и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов социализации не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Особенно активно процесс формирование личности идёт на стадии раннего онтогенеза, а именно детства и отрочества. В этот период особенно результативно воздействие семьи и родителей. Однако отметим, что данный процесс может иметь не только положительные результаты, но и отрицательные. Ценностные поведенческие установки, приобретённые в подростковом возрасте, у многих людей сохраняются на долгие годы. Эта ступень характеризуется повышенной эмоциональностью, и здесь мы можем выделить такие явления, легкую возбудимость, изменчивость настроения, возникновение тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Подростковый возраст считается наиболее «эмоционально насыщенным», почему изучение эмоционального развития подростков и занимает ведущее место в психологии.

За последние годы  интерес к проблеме эмоционального развития вырос в значительной степени. Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют долгосрочные и затянувшиеся последствия. Многие исследователи напрямую связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно наблюдается связь эмоционального неблагополучия и нестабильности с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми, быстрой утомляемостью, замкнутостью и т. д. Данная проблема наиболее полно отражена в работах отечественных зарубежных авторов таких как Анохин П. К, Грецов А. Г., Казанская В. Г., Лафренье П., Райс Ф., Выготский Л.С., Рубинштейн С. Л., Мясищев, В. Н.  и др. Семья – есть ни что иное, как коллектив, играющий в воспитании центральную и важнейшую роль.

Принципиальным и решающим компонентом отношения родителей с детьми является  любовь к ребенку, способствующая формированию доверительных отношений  и определяющая удовольствие от общения с ним. При этом существует и обратная сторона: требовательность и контроль, необходимые для воспитания социальных навыков и норм поведения, принятых в обществе. Подобное разделение мы видим ещё на заре исследований родительского отношения: так, модель, предложенная Е. С. Шeфер и Р. А. Белл предполагает два основных фактора развития: эмоциональный (любовь/ненависть) и поведенческий (автономия/контроль).

Среди других работ на тему родительских позиций можно выделить работу А. С. Макаренко, который выделяет: ложный авторитет -  неустойчивый по своей структуре, возникающий с единственной целью родителей установить полное послушание детей и их собственное спокойствие; истинный авторитет - формируется, если родители отдают себе полный отчет в своих действиях и поступках. При этом Макаренко выделяет следующие компоненты истинного авторитета: авторитет знания (осведомленность о жизни ребенка, об его успехах и неудачах, хобби, друзьях и т. д.), авторитет помощи (поддержка в преодолении  трудностей ) и авторитет ответственности.

Анализ научной литературы, позволил протипировать поведение родителей следующим образом: отвержение – холодное и унижающее отношение к ребенку, полное непринятие ребенка, установка всевозможных запретов; безразличие – отношения строятся на удовлетворении  исключительно физических нужд ребенка, отсутствие интереса к его увлечениям и т.д.; гиперопека – желание оградить ребенка от всевозможных трудностей и неприятностей, любая независимость подлежит наказаниям;  сверхтребовательность – большое количество запретов и ограничений, желание взрастить важные качества в ребенке, отвечающие лишь интересам родителей; устойчивость (нейтралитет) – здоровая эмоциональная среда, родители занимаются воспитанием, не навязывая ребенку свои желания и давая ему свободу; активная любовь  – высокое участие в жизни ребенка, стремление помочь ему во всех его начинаниях, родители выступают в качестве партнеров.

Наиболее оптимальной и удобной классификаций, на наш взгляд, является разделение стилей воспитания, на: демократический стиль -  в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. Данный стиль сочетает в себе не только строгость и подчинение, но и поощрение, к авторитарному поведению и жестким правилам прибегают в исключительных случаях,  мнение родителей не является абсолютной истиной, а мнение ребенка всегда играет ведущую роль; авторитарный  стиль – все взаимодействие строится на кратких деловых распоряжениях, без всяких разъяснений, основывается на запретах без снисхождения и угрозах; попустительский стиль – родители существуют автономно, представляя детям абсолютную свободу выбора. Вектор общения, выбранный родителями, полностью определяет не только их взаимоотношения с ребенком, но и является ключевым фактором в формировании личности ребенка. Вопрос выбора того или иного стиля зависит, прежде всего, от личности родителей, а так же степени устойчивости их психики.

Таким образом, исследование показало, что семья – это не только среда обитания подростка, но и важный фактор, влияющий на становление его как личности, потому так важна  здоровая внутрисемейная атмосфера и качество взаимоотношений между ее членами. Подростки имеют очень хрупкую и неустойчивую психику, и, в отличие от взрослых, испытывают более сильные  эмоциональные переживания.  Дисгармоничные семьи имеют опасность воспитать незрелую, асоциальную личность с рядом комплексов и личных проблем, которые, в дальнейшем, не позволят комфортно существовать в социуме. Поэтому родителям так необходимо понимать степень своей ответственности в выстраивании стратегии воспитания своего чада, ведь они несут ответственность не только перед ним, и перед собой.

 

Список литературы:
1. Аккерман Н.В. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия: Хрестоматия/ сост. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб. - 2000. - с. 98-99
2. Авдеева Н.А. Взаимоотношения подростка в семье // Воспитание школьников. - 2005. - №7. - с. 17-22
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
4. Габидуллина Р.Ф. Отцы глазами детей: Для бесед с родителями // Воспитание школьников. - 2004. - №10. - с. 47-48
5. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на подростка и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. - 2001. - №2. - с 59-65
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000.
7. Кравцов Г.Р. Подросток и семья // Воспитание школьников // 1999. - №1. - с. 66-70
8. Лидерс А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - №4. - с. 61-65
9. Морокина Е.О. О проблемах семейного воспитания // Воспитание школьников. - 2003. - №4. - с. 48-49
10. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев; Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1995.