Статья:

Модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ткаченко Ю.Н. Модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(64).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе

Ткаченко Юлия Николаевна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь
Наумов Александр Анатольевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FIRST-GRADERS IN THE PERIOD OF ADAPTATION IN SECONDARY SCHOOL

 

Julia Tkachenko

master's degree, Perm state University of Humanities and education, Russia, Perm

Alexander Naumov,

supervisor, PhD. PED. associate Professor, Perm state humanitarian pedagogical University, Russia, Perm

 

Аннотация. В статье представлена модель комплексного психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе. Поставлены ряд задачи и разработан план для успешной адаптации первоклассников в общеобразовательной школе.

Abstract. The article presents a model of complex psychological and pedagogical support of first-graders in the period of adaptation in secondary school. Set a number of tasks and developed a plan for the successful adaptation of first-graders in secondary school.

 

Ключевые слова: психолого-педагогическое обследование, первоклассники, адаптация.

Keywords: psychological and pedagogical examination, first-graders, adaptation

 

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является актуальной как для педагогики, так и психологии образования. Поскольку оттого, как пройдет адаптация к школе и успешно пройдет первый год в образовательной организации, зависит успешность обучения ребенка, взаимоотношения с педагогом и сверстниками и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ведущий вид деятельности ребенка – игра сменяется на учебную деятельность. Новая по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (учителя), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности – это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни ребенка, вызывающий необходимость активизации адаптационных резервов учащихся начальной школы. (М.Г Битянова, А.Я Варламова, П.А. Просецкий, В.А. Сластенин ).

У большинства детей, в те или иные периоды развития, под влиянием ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, и приводят к социальной дезадаптации. Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников к школе не был травматичным, а осуществлялся эффективно и гармонично, важно на должном научном уровне организовывать их психолого-педагогическое  сопровождение.

Субъекты (участники Программы): администрация школы, классный руководитель, учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник, родители, обучающиеся (ребенок).

Цель – создание условий для успешной адаптации первоклассников в общеобразовательной школе.

Задачи:

  1. Выявить уровень адаптации у первоклассников.
  2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья первоклассников.
  3. Развивать познавательную и учебную мотивацию.
  4. Сформировать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  5. Повысить психолого-педагогическую компетентность у педагогов и родителей.

План реализации основных этапов программы:

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации рассчитана на 6 месяцев (август-январь).

Программа будет реализована в три этапа:

Направление действия

Адресат

Время

Результаты

1 этап – ориентировочно-диагностический

Выявление особенностей здоровья и развития.

Сформировать психологическую готовность первоклассника к школьному обучению.

Выявление познавательной и учебной мотивации первоклассника.

Определение социальных навыков первоклассника.

Ребенок

Классный руководитель

Педагог-психолог

Учитель логопед

Медицинский работник

 

 

 

 

 

Август- Сентябрь

 

Сентябрь

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

Октябрь

Выявлено у 20 % отклонения в здоровье и развитии.

Выявлено у 50 % высокий уровень готовности к школе.

 

 

Выявлено у 50 % высокий уровень познавательной и учебной мотивации.

Выявлено у 50 % высокий уровень социальных навыков.

2 этап  – проектно-коррекционный

Ведение профилактической работы с неуспевающими обучающимися

Ребенок

Классный руководитель

 

Октябрь-ноябрь

 

Выявлено 5 % неуспевающих обучающихся и организована профилактическая работа

Организация занятий по программе  психолого-педагогического  сопровождения в адаптации

Ребенок

Учитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Октябрь-декабрь

 

 

 

Организовано 20 % обучающимся психолого-педагогическое  сопровождения в адаптации

3 этап – анализ, оценка, рефлексия

Снижение уровня тревожности

Учитель

Январь

Снижено у 80 % диагностируемых уровень тревожности

Выявление первоклассников с проявлениями дезадаптации

Учителя

Педагог-психолог

Января

Снижено проявление признаков дезадаптацции 1 20 % первоклассников

 

Ожидаемые результаты

Промежуточные:

  1. Снизать уровень тревожности у первоклассников.
  2. Повышение активности, интенсивности и мотивации первоклассников на занятиях.
  3. Повышение социальной компетенции (конструктивное общение и взаимодействие в группе).
  4. Формирование благоприятного эмоционального фона с преобладанием положительных эмоций.
  5. Повышение уровня доверия и эмоциональной открытости детей.

Итоговые:

  1. Снижение уровня негативных эмоциональных реакций (тревожность, агрессивность).
  2. Гармонизация психологического климата в классе.
  3. Усиление межличностного взаимодействия в классе.
  4. Изменение отношения к социальному окружению (преобладание положительного отношения к семье и окружающим).
  5. Повышение уровня психолог-педагогической компетенции учителей и родителей.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения.

Качественные:

  1. Психологическое сопровождение и повышение профессиональной компетенции педагогов.
  2. Проявление интереса родителей к успехам своих детей, посещение ими родительских собраний. Повышение уровня родительской компетенции .
  3. У 90 % обучающихся сформировано положительное отношением к учебе, учителю, сверстникам и себе.
  4. Выявление объективных причин частичной адаптации первоклассников.

Количественные:

15 групповых коррекционно-развивающих занятий для первоклассников;

3 тематических семинаров для учителей и родителей.

Психологический портрет первоклассника (норма):

  1. Педагогическая готовность (хороший словарный запас, умение развернуто ответить на вопрос,  навыки чтения, навыки счета, навыки письма, «чистая речь» и др.).
  2. Интеллектуальная готовность (развитое воображение, хорошая ориентировка в пространстве и времени, развитое наглядно-образное мышление, развитая моторика, хорошая память, развитая регулирующая функция речи, логическое мышление и др.).
  3. Мотивационная готовность (выраженность познавательных интересов, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем и др.).
  4. Эмоционально-волевая готовность (умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, концентрация внимания т др.).
  5. Коммуникативная готовность (желание общаться, умение установить контакт, умение выполнять совместную работу и др.).