Мотив порока и искупления в произведениях Льва Николаевича Толстого, как источник духовно-нравственного воспитания
Конференция: CIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Мотив порока и искупления в произведениях Льва Николаевича Толстого, как источник духовно-нравственного воспитания
Аннотация. В статье рассматривают методы духовно-нравственного воспитания молодёжи, основывающиеся на изучении произведений Л.Н. Толстого.
Ключевые слова: Л.Н. Толстой, духовно-нравственное воспитание, порок, искупление, мораль.
Метод, используемый в исследовательской работе показал себя эффективным и возможным для применения в педагогической практике, не только для более глубокого изучения произведений, но и для нравственного воспитания молодёжи.
Романы Л.Н. Толстого - грандиозные произведение русской литературы переводилось на многие иностранные языки и заслуживали всемирное признание. В исследовательской работе был проведён анализ романов "Анна Каренина" и «Война и мир» и стало очевидным, какова их значимость и какое влияние они оказали на читателей и литературу в целом. Тема греха и покаяния проходит через творчество автора. Огромное внимание он уделял воспитанию в человеке нравственного чувства. Возмездие неотвратимо приходит к преступникам в разных формах: страшных видениях, снах, болезнях, гибели.
В романах Л.Н. Толстого прослеживаются пути духовного развития и нравственных исканий, он стремится обнаружить скрытые причины поведения героев. Это достигается различными художественными приемами, но более всего для толстовской манеры создания образа-персонажа характерен внутренний монолог, раскрывающий самые сокровенные мысли. Л.Н. Толстой знакомит нас с русской духовной культурой. [1]
Подробный разбор романов на уроках и внеурочных занятиях, может научить старшеклассников анализу поведения героев в контексте духовной жизни «грех и покаяние» и переносу выводов из романа в реальную современную жизнь. Таким образом, произведения, при всех их остальных заслугах, могут оказаться еще мощным учителем морального поведения в обществе, в семье и дать правильные внутренние установки на жизнь.
Главное в данном направлении работы с обучающимися на первых этапах объяснить им понятие греха и проследить, чтобы грань между анализом, правильными выводами и осуждением не была стёрта. Мы проникаем в душевный мир героев, подростки должны научиться сочувствовать, увидеть цепь «поступок-результат» и сделать вывод, но не в коем случае не осуждать. Это не человек плохой, а его поступок. Дети должны давать право герою на ошибки и исправления их.
На первых этапах исследовательской работы, с обучающимися были рассмотрены понятия греха в разных религиях в виде ознакомления для изучения и сравнения. Но в дальнейшем понятие порока в работе было заменено определением - нарушение моральных норм. В повседневной жизни людей любого вероисповедания грех или порок – это отхождение от норм поведения. Это необходимо в связи с множеством вер, мы не можем учить на примере одной чтобы не оскорбить чувства верующих и не нарушить закон о запрете пропаганды религиозных отношений, мы можем порок изучать как нарушение норм морали, права и этики в современном мире.
Мораль — это принятые в социальном мире представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает как самоорганизация социума с присущими ему контролирующими аспектами.[2]
Изучая героя литературного произведения, его поступки и результат этих поступков мы сможем в обучающихся развивать их моральные качества, работать над духовно-нравственным поведением и рассмотреть нарушения норм права, учить анализировать не только героя, но и свои поступки, учить убеждать и держать слово, отстаивать свою точку зрения, сочувствовать, лаконично, ярко и образно выражаться.
Исходя из этого, можно проследить метапредметные связи литературы с обществознанием, если нарушение норм морали касается природы, то с экологией, умение описывать, подбирать слова, убеждать устанавливает связь с остальными школьными предметами, а в особенности с русским языком, мы осуществляем подготовку к написанию сочинения и сдачи Единого Государственного экзамена.
Обучающимися заводилась тетрадь «Свет Маяка» для работ по литературному чтению и учителем был дан разработанный алгоритм работы с анализом героя требуемого произведения. «Свет Маяка» олицетворяет духовный свет, свет смысла жизни, добра, любви, который светит чтобы человек не погиб в бушующем мире. Этот свет мы и искали в произведениях ЛН Толстого.
В чем плюсы данной рабочей тетради: Она у старшеклассников играет роль читательского дневника, а соответственно педагог сможет контролировать дополнительное чтение обучающихся. В ней анализ нравственного поведения героев произведений, мысли и выводы обучающегося. Выписаны цитаты, что учит самостоятельной работе с текстом.
Таблица.
Характеристика героев романа «Анна Каренина» / «Война и мир» со стороны нарушения нравственных норм поведения, исправление героя и последствия
Дата |
Герой или ситуация № стр |
Описание героя / Основные характеризующие цитаты |
Мои размышления и выводы |
Заметки учителя |
|
|
|
|
|
После работы обучающихся с произведениями, проводятся практические уроки на которых обучающиеся рассуждают о нарушениях моральных норм у героев и какие последствия они за собой повлекли. Педагог только направляет, следит чтобы ответы были полные и грамотные. В споре, которого не избежать, обучающиеся приходят часто к новым выводам, но собственным и записывают из в рабочую тетрадь. Обсуждения сопровождаются наглядным материалом, эпизодами из экранизаций, что приводит к дополнительным дискуссиям.
Работая таким образом, мы подтвердили, что Романы Л.Н. Толстого являются своеобразным учебником не только описанного исторического эпизода в жизни России и людей в частности, но и учебником нравственных и моральных качеств, необходимых в жизни каждого человека, при правильном и глубоком анализе поведения героев произведения.
Почему же именно произведения Л.Н. Толстого учат нас нравственности? Потому, что сам автор всю жизнь посвятил поискам истины, поискам духовного света. В героях видны его переживания, размышления, искания смысла жизни. Например, за героем «Анны Каренины» Левином мы видим внутренний мир Толстого, мы видим, что и Константина Левина ничто не могло сделать счастливым. На первый взгляд, он имел все — любимую жену, свое поместное хозяйство, где он добросовестно трудился сам. Но его непрестанно жжет мысль о том, что люди неблагодарные, пустые, лицемерные, а рядом живет Вселенское страдание народа, не дающее покоя, и мучая его душу. «У меня есть веревка, и я боюсь, что воспользуюсь ею», — говорит Левин, так как этот душевный кризис не дает ему безмятежно наслаждаться жизнью.[3]
Возможно, если бы Толстой довел своего героя до глубокой старости, то он тоже ушел бы из дома навсегда, чтобы не перекладывать свою душевную боль на близких, которые не понимали и не разделяли ее. Как ушел сам Толстой, больной и неприкаянный, ушел в никуда, как паломник, неся свой добровольный крест, с высокой температурой и воспалением легких.
На жалкой заброшенной всеми станции умер великий гений этого мира.
Исследуя таким образом произведения Льва Николаевича Толстого, можно убедиться в том, что они являются своеобразным учебником духовно-нравственного воспитания, это подтвердило тестирование нравственных качеств обучающихся на начальном и завершающем этапе работы, показывающее значительную динамику осознания подростками норм морали и нравственности.