Статья:

Возрастные особенности развития творческих способностей (на практике изобразительной деятельности детей)

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сорокина С.А. Возрастные особенности развития творческих способностей (на практике изобразительной деятельности детей) // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(14).pdf (дата обращения: 09.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Возрастные особенности развития творческих способностей (на практике изобразительной деятельности детей)

Сорокина Софья Андреевна
студент, Удмуртский государственный университет, РФ, г.Ижевск
Ботя Марина Валерьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, директор ИИиД, Удмуртский государственный университет, РФ, г.Ижевск

 

Age features of development of creative abilities (in practice of visual activity of children)

 

Sofya Sorokina

student, Udmurt state University, Russia, Izhevsk 

Marina Boca

Candidate of pedagogical Sciences, Director of IIId, Udmurt state University, Russia, Izhevsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются возрастные особенности развития творческих способностей детей. Так же, рассматривается вопрос влияния педагога  при формировании компетенций в определенном возрасте ребенка.

Abstract. The article deals with the age features of the development of creative abilities of children. Also, the question of influence of the teacher at formation of competences at a certain age of the child is considered.

 

Ключевые слова: особенность; развитие; возрастная категория; этапы творчества; творческий прогресс.

Keywords: feature; development; age category; stages of creativity; creative progress.

 

Изобразительная деятельность ребенка - одно из главных средств его самовыражения. Процесс рисования является одним из способов познания сложного мира. Через рисунок ребенок пытается осмыслить интересующие его явления и события действительности, он несет в себе большую психологическую наполненность, выявляет особенности мышления, воображения и эмоционального состояния ребенка.

Если для годовалого ребенка рисование  - больше процесс получения удовольствия и развития мелкой моторики, то уже к 3 – 4 годам ребенок начинает видеть связь между формами, которые он рисует, и физическим миром, в котором он живет. Круги и линии можно представить как людей или предметы, которые окружают его. На этом этапе ребенок начинает устанавливать связь с миром, в том числе, через свои рисунки.

Уроки рисования, предназначенные для маленьких детей, преследуют определенную цель: они стремятся побудить детей использовать свое воображение и свои творческие способности. Под руководством педагога дети узнают о цвете и пространстве, овладевают художественными приемами. Уроки для детей этого возраста сосредоточены больше на том, чтобы доставить детям радость творчества и позволить им свободно выражать свое мнение.

Дети дошкольного возраста (4-7 лет) уже осознанно подходят к простейшим изображениям на бумаге, четко определяют формы объектов, способны выработать план построения рисунка. На этом этапе в рисунках прослеживается четкое разделение между небом и землей, хотя небо - это всего лишь полоска синего цвета в верхней части бумаги, а земля - полоса зеленого в нижней его части. Объекты уже размещаются на земле, а не плавают в космосе. Происходит градация объектов по степени их значимости: важные объекты рисуются крупнее, чем объекты меньшей важности.

Задача педагога на этом этапе -  создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности, а также использовать разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную деятельность по освоению разнообразных техник изображения.

По принятому мнению, творчество младших школьников (начальная школа), у которых абстрактное мышление только формируется, называют этапом «реализма». На этой ступеньке творчества дети начинают более критично относиться к своей работе, хотя общий уровень художественного развития условно характеризуется, как «низкий». Дети затрудняются самостоятельно найти источник замысла для рисунка, они способны действовать только по образцу или указанию учителя. Образы наблюдений и представлений достаточно скудны. Как показывают психологические исследования [1], обычно в этом возрвсте дети редко связывают свой жизненный опыт с рисованием, изображают только то, что умеют, что уже рисовали раньше или что показывали им взрослые. На их рисунках, независимо от задания, повторяются одни и те же объекты, изображенные почти одинаково: солнышко с краю листа, домик-конура с трубой, дерево-морковка, цветочки-ромашки; фигуры людей отличаются в лучшем случае, одеждой и прической и т.п.

Вместе с тем, на этом этапе у детей появляется осознанное внимание к мельчайшим деталям рисунка, которые становятся неотъемлемой частью создания реалистичных работ, и дети начинают стремиться к совершенствованию своей техники на более глубоком уровне. Искусство уже становится средством выражения личности. От пейзажного рисунка до натюрморта и абстрактных работ – есть много возможностей для начинающих художников.

Задача педагога на этом этапе – помочь ребенку, развить способность школьника испытывать радость от процесса и результата творческой работы. При планировании своей деятельности, педагог должен соблюдать принцип обучения от простого к сложному, учитывать возраст и индивидуальные способности детей.

Следующий этап, характерный для подростков 14 – 16 лет, можно назвать периодом «натурализма». Идет познание мира не только через изучение форм, но и игру света и тени, яркость красок и многообразие цветовых оттенков. Уровень большинства рисунков на этом этапе принято условно характеризовать как «средний»: запас образов наблюдения и воображения актуализируется только в том случае, если определенный замысел подростку был неявно подсказан. Из предложенного взрослыми образа ребенок выбирает то, что соответствует опыту его наблюдений и впечатлений, и в этом случае получаются интересные и оригинальные рисунки. Если такой подсказки не было, ребенок оперирует шаблонами.

В этом возрасте подросткам нравится изучать приемы и методы рисования мультфильмов, комиксов и карикатур. Они не только учатся рисовать лица, руки и пейзажи, но также учатся рассказывать истории с помощью рисования.

Педагогу нужно помнить, что дети на этом этапе художественного развития становятся критичны к собственному успеху. Разочарование является обычным явлением, поэтому крайне важно поощрять и одобрять творчество учеников, не загонять их в шаблоны и стандарты. Наоборот, важно развивать детское воображение. Как сказал Альберт Эйнштейн: «В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».

Развитое воображение способствует рождению композиционного замысла и предполагает целенаправленное изучение объектов изображения. Существуют приемы и методы, пробуждающие творческое восприятие ребенком окружающей действительности. Начать можно с объектов живой и неживой природы. Например, предметы постановок, которые учащийся должен изучить не только в рамках целей и задач изобразительной грамотности - форма, конструкция, объем, тон и т.д., а должен уметь абстрагироваться от этих задач, учиться решать задачи творческого характера: увидеть в обычном бытовом предмете образ, необычный и оригинальный. К примеру, преподаватель, используя в качестве объекта обычный чайник, может предложить учащимся через такие средства выразительности, как цвет и стилизация формы создать «характер» чайника «кипящего от ярости» или «добродушного». Другими словами, обычный предмет натюрмортной постановки должен стать средством решения различных задач, как академических, так и эмоционально-образных. По мере обучения эти задачи (образные, композиционные, колористические) должны усложняться. [2]

Развивать образное мышление помогает формирование динамического, подвижного образа. Для достижения этой цели важно изучить объект со всех сторон, как видимых, так и невидимых. Зарисовки объектов со всех сторон должны обязательно входить в занятия по изобразительному искусству. Краткосрочный рисунок (набросок) до сих пор остается практически невостребованным видом деятельности в художественной школе, в то время как привязанность ученика к определенному месту и рассмотрение предмета только с одной точки зрения, определенной этим местом, совершенно не способствует изучению объекта. Поэтому объект для изображения следует постоянно поворачивать, а учащихся менять местами.

Поскольку в своем рисунке подросток пытается передать не конкретные зрительные впечатления, а совокупный результат личного знания о мире, то чем эти знания полноценнее и богаче, тем более убедительным будет художественный образ. Задача педагога – стать проводником в мир большого искусства, вывести ученика за рамки учебного класса. Для этого могут быть использованы формы внеклассной деятельности: выставки, музеи, театры и пленэры. Найти новое прочтение известных произведений искусства, разгадать загадку абстрактного сюжета и построить свой неожиданный образ – все это способствует развитию воображения, которое по выражению А. Эйнштейна «важнее знания».

После 16 лет наступает этап принятия решения в отношении продолжения развития художественного творчества для перехода на профессиональный «высокий» уровень. Подростки решают: продолжить им рисовать, или рассматривать этот процесс, как занятие «без заслуг». Из-за уровня самокритики, присущей на этом этапе, дети (теперь уже взрослые), не чувствующие в себе особых способностей, начинают относиться к рисованию, как к занятию для собственного удовольствия, или вообще отказываются от него. Верность рисованию сохраняют, как правило, только художественно одаренные дети.

Тем не менее, исследования психологов доказывают, что в подростковом и более взрослом возрасте изобразительное искусство остается важнейшим средством интеллектуального и психического развития, поэтому задача педагога – увлечь подростка, сделать рисование если не профессиональным занятием, то хотя бы увлечением на всю жизнь. Какими качествами должен обладать  педагог, чтобы его ученик полюбил творчество и сохранил эту любовь на долгие годы?

Во-первых, он должен  находить удовольствие в заниятиях с детьми и знать, как привлечь их внимание. Обучение детей – это то, что педагог уже хорошо умеет, или должен усердно работать, чтобы достичь этого.

Во-вторых, сделать уроки увлекательными и соответствующими той возрастной категории, в которой находятся обучаемые (презентация о происхождении кубизма интересна, но не совсем подходит для детей младшего школьного возраста).

В-третьих, быть объективным, побуждать мотивацию ребенка к творчеству. Чтобы совершенствоваться, детям нужна поддержка, поэтому важно, чтобы учителя, по возможности, находили альтернативы негативным словам.

Уроки рисования должны, прежде всего, доставлять удовольствие детям, позволяя им использовать свое творчество, чтобы раскрыть свои таланты. Рисование дает детям возможность отдохнуть вне академической среды школьных занятий, лучше узнать себя, развивая свои наблюдательные и художественные навыки. Ведь кто знает, может именно этот ребенок может стать следующим великим художником!

 

Список литературы:
1. Кузин, В.С. Вопросы изобразительного творчества. [Текст] / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1978
2. Виды искусства и их взаимодействие Пособие для учителя – М.: ИХО РАО, 2001 Редактор-составитель - (13 п.л.)