Игра как прием обучения иностранному языку детей дошкольного возраста
Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Игра как прием обучения иностранному языку детей дошкольного возраста
Games as teaching method a foreign language preschool children
Anastasia Tomskikh
master's degree student, Transbaikal State University, Russia, Chita
Аннотация. В современном мире актуальность приобретает изучение иностранного языка детьми дошкольного возраста. В статье представлены особенности методики обучения иностранному языку и применение игрового приема на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Abstract. In the modern world, the acquisition of a foreign language by children of preschool age becomes relevant. The article presents the features of the methodology of teaching a foreign language and the use of game play in classes with children of preschool age.
Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, методика обучения, обучение, дошкольник, ребенок дошкольного возраста, деятельность, занятие, прием, игра.
Keywords: foreign language, English language, methods of teaching, learning, preschooler, child of preschool age, activity, lesson, method, game.
Обучение иностранному языку дошкольников является одним из подготовительных этапов, подготавливающих детей к предстоящему обучению в школе. У ребенка формируется навык правильного произношения, умения понимать иностранную речь на слух, накапливается словарный запас и принимать участие в несложных беседах.
Методика обучения иностранным языкам как научную педагогическую дисциплину относят к гуманитарным наукам, которые исследуют гуманитарную сферу жизнедеятельности людей, где непосредственно пересекаются индивидуальные интересы и объективные закономерности социально-общественного развития, возможности, потребности и мотивы конкретного человека. Нельзя не согласиться со словами Е.В. Ушакова, утверждающим, что те или иные разделы гуманитарного познания какими бы частными аспектами не занимались, они непременно уходят корнями в жизненные основы человеческого бытия. Этот сложнейший мир составляет фундамент любого гуманитарного исследования, даже если они остаются в качестве неявного фона» [3, с.331].
Образовательная ценность иностранных языков заключается в развитии умственных способностей детей, в развитии филологического образования путем сравнения языков, тщательного изучения структуры иностранного языка [7, c.156].
Основная задача обучения иностранному языку детей дошкольного возраста, заключается в том, чтобы научить понимать элементарную, доступную по содержанию речь и привить дошкольникам определенные навыки разговора на иностранном языке.
Существуют программы для дошкольников, например по английскому языку, направленные на развитие способностей и речи детей. Большинство детей, которые изучали иностранные языки в дошкольном возрасте, по прошествии времени наблюдают позитивные впечатления, положительное влияние на дальнейшее отношение к иностранному языку и языковые достижения в школе и в том числе, при выборе будущей профессиональной деятельности [1, с.79]. Изучение иностранного языка детьми, является расширением их кругозора. Раннее обучение иностранному языку содействует формированию у ребенка целостной картины мира. Он учится воспринимать мир с разных граней (знакомится с английскими обычаями и традициями, рифмовками и песнями, английскими играми). Также обучение иностранному языку представляет собой интеграцию способностей, которые заложены в ребенке от природы [1, с.104].
У дошкольников внимание неустойчиво. Это свойство их психологии, которое объясняется слабостью тормозного процесса и впечатлительности, усиливается по отношению к неподвижным или малоподвижным объектам. Отсюда необходимость оживленного, динамичного и интересного обучения на начальном этапе в качестве необходимого условия не только для развития необходимых знаний и навыков детей, но и для развития произвольного внимания [2].
Одним из наиболее важных приемов обучения иностранного языка детей дошкольного возраста является игра. Ввиду того, что ведущая деятельность дошкольников – игра. То, при обучении ребенок получит массу эмоций, положительных впечатлений и с удовольствием будет посещать занятия [4].
Факторы, которые сопровождают игру и облегчают процесс обучения: интерес, увлеченность, радость. В жизни ребенка игры занимают важное место. В своей практике можно широко использовать спокойные, малоподвижные и подвижные игры при объяснении и усвоении нового материала. Игры применяются с различными целями: введение и закрепление знания лексики, моделей иностранного языка; формирование умений и навыков в устной речи; форма самостоятельного общения на иностранном языке[3, с.6].
У детей дошкольного возраста доминирует над логической памятью наглядно-образная память. Они лучше всего запоминают конкретные события, предметы и цвета. Необходимое условие усвоения языкового материала на этом этапе ассоциация слов с конкретным действием или предметами [5, c.86].
Каждый ребенок не привык сидеть на месте долгое время, а потому в процесс занятия должны быть включены подвижные игры, разминки и зарядки. Зарядки на занятиях с малышами по английскому языку могут стать самым любимым и веселым занятием для детей, при том, что они проходят исключительно на английском языке. С их помощью можно также закрепить те или иные слова, а также тем самым можно изменить вид деятельности малышей, быстро снять утомление, а еще повысить их работоспособность и мотивацию к изучению английского языка
Развивать ассоциативную и образную память, воображение и мышление позволяет использование картинок и игрушек. Аудиоматериалы и видеоматериалы способствуют лучшему закреплению и усвоению материала [4].
Каждый этап занятия должны сопровождать музыка и песни. Для закрепления лексических навыков могут использоваться разнообразные чанты и песни на английском языке. Такие песенки имеют легкие слова и приятный мотив, благодаря чему происходит обработка того или иного лексического материала. Также следует уделить особое внимание самой атмосфере занятия, что позволит создать радостное настроение и интерес к иностранному языку у ребенка. При этом новая лексика, которую дети повторяют за педагогом, закрепляется в памяти гораздо лучше, чем путем простого механического повторения [4].
Таким образом, игра – эффективный прием и сильный стимул к овладению иностранным языком, «универсальный инструмент», помогающий преподавателю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в интересное, любимое и увлекательное занятие детьми. Игра по своему естеству очень сходна с реальными жизненными ситуациями, с которыми может столкнуться ребенок в реальном мире.