Статья:

Теоретические основы формирования интереса к занятиям рисованием как средство активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Вакарюк А.А. Теоретические основы формирования интереса к занятиям рисованием как средство активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические основы формирования интереса к занятиям рисованием как средство активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся

Вакарюк Анастасия Александровна
студент, ГБОУ РК «КИПУ», РФ, г. Симферополь
Ляшенко Александра Александровна
научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ РК «КИПУ», РФ, г. Симферополь

 

Цель коррекционно–воспитательной работы с умственно отсталыми детьми заключается в их социальной адаптации, трудоустройстве и дальнейшем приспосабливании к жизни [4, с.43].

Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности.

Это состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания [1, с.34].

Вместе с тем у умственно отсталых учащихся наблюдается стойкое нарушение познавательной и всей психической деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.

Задача занятий изобразительного искусства во вспомогательной школе заключается, прежде всего, в воспитании у умственно отсталых детей осмысленности, дифференцированного восприятия предметов, различения формы, пропорций и цвета предметов, их пространственного взаиморасположения.

В задачу занятий естественно входит и эстетическое воспитание учащихся на примерах знакомства с произведениями выдающихся художников.

Рисование - одно из эффективных коррекционных средств развития умственно отсталого ребенка, поэтому привитие интереса к изобразительной деятельности важный момент в активизации их познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса средствами школьного предмета является одной из важнейших психолого-педагогических и методических проблем, к решению которой обращались и обращаются многие ученые такие, как Б.Г. Ананьев, А.И. Анастасиев, М.Т. Баранов, И.Герберт, А.Д. Дейкина, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, Т.В.Напольнова, Т.М. Пахнова, С.Я. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И.Щукина, Видерхольд и др.

Проблемой активизации речи учащихся на занятиях рисованием занимались Н.А. Пашковская, Н.М. Соколенко, Ж.И. Шиф, Е.А. Шилова, Г.И. Блинова, Р.И Лалаева, В.Г. Петрова, Т.Н. Головина и др.

Проблему развития интереса умственно отсталых детей к занятиям рисованием исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, И.А. Грошенков, Г. Кершенштейнер, И.М. Соловьев, О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и другие.

По их мнению, успешность работы по развитию у детей навыков изобразительной деятельности в большей мере зависит от методов обучения, адекватного подбора видов работы, учета индивидуальных особенностей и познавательных возможностей каждого ребенка.

Как свидетельствуют исследования дефектологов, у учащихся, имеющих те или иные отклонения в развитии, в той или иной мере страдает их познавательная деятельность.

Это создает трудности не только в сфере общения, но и в обучении, связанном с овладением содержанием учебной программы.

Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.

Подавляющее большинство учащихся специальной школы, особенно младших классов, любят рисовать.

Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу.

Под влиянием интереса резко меняется весь характер деятельности.

При наличии интереса учащиеся с отклонениями в умственном развитии работают совершенно иначе.

С появлением у детей-олигофренов интереса к учению меняется их облик, пробуждается познавательная активность, мобилизуется внимание, снимается утомление, повышается тонус, появляется бодрое, радостное настроение.

Обычно инертные и вялые дети превращаются в инициативных, а самые трудные и неспокойные становятся внимательными и целенаправленными, более собранными и дисциплинированными.

Работа по воспитанию и развитию интереса к учебной деятельности происходит наиболее интенсивно в том случае, если она осуществляется поэтапно.

Последовательное формирование интереса к занятиям рисованием представляет собой мощный источник активизации речевой деятельности учащихся специальной школы, их интеллектуальной, эмоционально-волевой и графомоторной сферы.

В структуре интеллектуального дефекта познавательной деятельности  учеников специальной школы особое место занимает недоразвитие речи. Ученными установлено, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью речевая активность во время восприятия изображаемых предметов крайне низкая.

Таким образом, возникший интерес к рисованию повышает  речевую активность как элемента познавательной деятельности умственно отсталых школьников.

 

Преодоление этих трудностей в большой степени возможно лишь на основе формирования, уточнения, коррекции практических речевых навыков и умений непосредственно в процессе усвоения знаний.

Для активизации речи как одного из процессов  познавательной деятельности умственно отсталых учащихся мы рекомендуем:

1) Использовать интересные формы и методы занятия рисованием:

а) ТСО

б) рисование пальцами

в) организация выставок выполненных работ.

 

2) Активизировать речь учащихся на всех этапах обучения.

3) Знакомить учащихся с деятелями искусств.

 

Список литературы:
1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова  // Начальная школа, 2. - №7 – С. 56
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк  / Л.С.Выготский /– изд. 2-е. – М.: Просвещение, 200 7. – 93 с.
3. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8 вида: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.  / И.А. Грошенков /– М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 
208
4. Лапшин В.А., Пузанов Б.М. Основы дефектологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов /  – М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.