Статья:

Ситуация свободного выбора на уроках математики в начальных классах

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Акулова В.С., Морозова Н.М. Ситуация свободного выбора на уроках математики в начальных классах // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 40 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ситуация свободного выбора на уроках математики в начальных классах

Акулова Виктория Сергеевна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Морозова Надежда Моисеевна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доц. кафедры математики и информатики ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

В данной работе рассмотрена проблема ситуации свободного выбора на уроках математики в начальной школе. Автор отмечает необходимость применения данного педагогического приёма для развития индивидуальности и самостоятельности учащихся.

В современном мире в соответствии с требованиями к общему образованию, учителю необходимо построить урок не только как процесс передачи знаний, но и как процесс развития личности обучаемого. И одним из возможных путей реализации такого учебно-воспитательного процесса является введение в педагогическую практику ситуации свободного выбора. Предлагая ребёнку сделать выбор, преподаватель способствует формированию индивидуальности учащегося.

Ситуация свободного выбора – это запланированный учителем элемент урока, когда ученики поставлены перед выбором отдать своё предпочтение определённому варианту учебных задач и способов их решения для проявления своей самостоятельности и индивидуальности. Данная ситуация способствует овладению и осознанию учащимися целеполагания.

Создание таких педагогических ситуаций имеет некоторые трудности, одна и из которых, недостаточное методическое обеспечение. Ведь учителю необходимо создать на уроке условия, при которых ученик может участвовать в постановке целей учебной деятельности, делать выбор учебного задания.

Доктор педагогических наук, Т.В.Машарова выделять 5 требований, которым должны соответствовать ситуации выбора на уроках:

1.  Должны затрагивать сферу актуальных потребностей учащихся;

2.  Должны включаться в систему жизнедеятельности ребёнка – постепенно;

3.  Необходимо включать в систему реальных отношений и деятельности ребёнка;

4.  Основа свободы выбора – деятельность, формирующая знания и умения, необходимые для овладения ею.

5.  Необходимо продумать механизм защиты детей от собственных ошибок [1, c. 25].

Ситуацию свободного выбора можно применять на различных этапах урока: при планировании учебного материала, при выполнении самостоятельных работ, при проверке заданий и т.п. Например, на уроках математики в 4 классе право свободного выбора можно предоставить при проведении самостоятельных работ. Дети могут сами выбрать из предложенных заданий, пример или задачу по степени сложности. При этом рядом с заданием должен указываться уровень сложности, для самостоятельного выбора учащегося.

При оценивании выполненных работ учитель может предоставить ребёнку возможность самооценки. Учитель может указать на ошибки, помочь с их исправлением, при этом давая возможность ученику самому оценить себя. Это формирует у детей адекватную самооценку результатов учебной деятельности.

Существует большое количество педагогических приёмов ситуаций свободного выбора учащихся на уроках математики, среди них:

·     выбор учебного задания;

·     выбор из задач разной трудности;

·     выбор в ситуации конфликта между познавательной и социальными мотивами;

·     выбор из двух заданий, где нужно выделить несколько способов решения задач или быстро решить номер и т.д. [2, c. 2].

На уроках математики в первом классе ситуация свободного выбора даёт возможность вызвать у детей потребность в рефлексии собственной учебной деятельности. Достичь этого можно в условиях выбора учебного задания. В тоже время учителю не стоит прибегать к средствам, ориентированным на внешнее мотивирование свободного выбора, т.е. к оценкам или порицанию. Основная задача на уроках математики для младших школьников – это помочь учащимся принять и действовать в учебном процессе ситуации выбора, следовательно, способствовать личностному развитию детей. При подведении итогов ситуаций свободного выбора, дети объясняют причину выбора того или иного задания, что именно привлекло их в задаче или примере, таким образом проводя рефлексию.

Следует отметить, что на уроках математики младшие школьники в свободном выборе учебных заданий ориентируются на их внешние характеристики (интересность, занимательность формы представления). В то же время при самостоятельном выборе наблюдаются индивидуальные различия учащихся:

1.  По характеру включения в учебную работу. Детям необходимо время на размышления над своим выбором. Однако большинство учащихся быстро включается в работу, поиск правильно решения задания.

2.  По степени автономности в выполнении учебной работы. Некоторые учащиеся, не обращаются за помощью к учителю, проявляя самостоятельность. Как правило, дети обсуждают свой выбор с одноклассниками, соседями по парте [3, c. 3].

Использование ситуации свободного выбора на уроках математики в начальной школ способствует развитию у учащихся индивидуальности, оценки собственных результатов, самоконтроля и целеполагания. Совершая самостоятельный выбор, учащиеся формируют свою уникальность, непохожесть на других.

 

Список литературы:
1. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение / Т.В. Машарова. – М.: Педагогика-ПРЕСС, 1999. – 149 с.
2. Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2.
3. Никодимова Е.А. Внедрение личностно-ориентированных технологий // Школьные технологии. – 2004, №6.