Ситуация свободного выбора на уроках математики в начальных классах
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Ситуация свободного выбора на уроках математики в начальных классах
В данной работе рассмотрена проблема ситуации свободного выбора на уроках математики в начальной школе. Автор отмечает необходимость применения данного педагогического приёма для развития индивидуальности и самостоятельности учащихся.
В современном мире в соответствии с требованиями к общему образованию, учителю необходимо построить урок не только как процесс передачи знаний, но и как процесс развития личности обучаемого. И одним из возможных путей реализации такого учебно-воспитательного процесса является введение в педагогическую практику ситуации свободного выбора. Предлагая ребёнку сделать выбор, преподаватель способствует формированию индивидуальности учащегося.
Ситуация свободного выбора – это запланированный учителем элемент урока, когда ученики поставлены перед выбором отдать своё предпочтение определённому варианту учебных задач и способов их решения для проявления своей самостоятельности и индивидуальности. Данная ситуация способствует овладению и осознанию учащимися целеполагания.
Создание таких педагогических ситуаций имеет некоторые трудности, одна и из которых, недостаточное методическое обеспечение. Ведь учителю необходимо создать на уроке условия, при которых ученик может участвовать в постановке целей учебной деятельности, делать выбор учебного задания.
Доктор педагогических наук, Т.В.Машарова выделять 5 требований, которым должны соответствовать ситуации выбора на уроках:
1. Должны затрагивать сферу актуальных потребностей учащихся;
2. Должны включаться в систему жизнедеятельности ребёнка – постепенно;
3. Необходимо включать в систему реальных отношений и деятельности ребёнка;
4. Основа свободы выбора – деятельность, формирующая знания и умения, необходимые для овладения ею.
5. Необходимо продумать механизм защиты детей от собственных ошибок [1, c. 25].
Ситуацию свободного выбора можно применять на различных этапах урока: при планировании учебного материала, при выполнении самостоятельных работ, при проверке заданий и т.п. Например, на уроках математики в 4 классе право свободного выбора можно предоставить при проведении самостоятельных работ. Дети могут сами выбрать из предложенных заданий, пример или задачу по степени сложности. При этом рядом с заданием должен указываться уровень сложности, для самостоятельного выбора учащегося.
При оценивании выполненных работ учитель может предоставить ребёнку возможность самооценки. Учитель может указать на ошибки, помочь с их исправлением, при этом давая возможность ученику самому оценить себя. Это формирует у детей адекватную самооценку результатов учебной деятельности.
Существует большое количество педагогических приёмов ситуаций свободного выбора учащихся на уроках математики, среди них:
· выбор учебного задания;
· выбор из задач разной трудности;
· выбор в ситуации конфликта между познавательной и социальными мотивами;
· выбор из двух заданий, где нужно выделить несколько способов решения задач или быстро решить номер и т.д. [2, c. 2].
На уроках математики в первом классе ситуация свободного выбора даёт возможность вызвать у детей потребность в рефлексии собственной учебной деятельности. Достичь этого можно в условиях выбора учебного задания. В тоже время учителю не стоит прибегать к средствам, ориентированным на внешнее мотивирование свободного выбора, т.е. к оценкам или порицанию. Основная задача на уроках математики для младших школьников – это помочь учащимся принять и действовать в учебном процессе ситуации выбора, следовательно, способствовать личностному развитию детей. При подведении итогов ситуаций свободного выбора, дети объясняют причину выбора того или иного задания, что именно привлекло их в задаче или примере, таким образом проводя рефлексию.
Следует отметить, что на уроках математики младшие школьники в свободном выборе учебных заданий ориентируются на их внешние характеристики (интересность, занимательность формы представления). В то же время при самостоятельном выборе наблюдаются индивидуальные различия учащихся:
1. По характеру включения в учебную работу. Детям необходимо время на размышления над своим выбором. Однако большинство учащихся быстро включается в работу, поиск правильно решения задания.
2. По степени автономности в выполнении учебной работы. Некоторые учащиеся, не обращаются за помощью к учителю, проявляя самостоятельность. Как правило, дети обсуждают свой выбор с одноклассниками, соседями по парте [3, c. 3].
Использование ситуации свободного выбора на уроках математики в начальной школ способствует развитию у учащихся индивидуальности, оценки собственных результатов, самоконтроля и целеполагания. Совершая самостоятельный выбор, учащиеся формируют свою уникальность, непохожесть на других.