Формирование речевой культуры школьников на уроках русского языка
Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование речевой культуры школьников на уроках русского языка
В данной статье рассматривается сущность речевой культуры. Авторами обосновывается значимость ее формирования на уроках русского языка в начальной школе. Путем анализа УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, актуализированы базовые упражнения, формирующие культуру младших школьников.
Ключевые слова: речевая культура, развитие речи, методы и приемы формирования речевой культуры, орфоэпия, русский язык.
Актуальность данной темы состоит в том, что младшим школьникам необходимо формировать привычку произносить слова правильно, ведь грамотная речевая культура поможет в дальнейшем поддерживать диалог, коммуникацию и решать предстоящие трудности. В настоящее время можно встретить много молодых людей, допускающих элементарные ошибки в словах, такие ошибки должны быть исключены на этапе обучения в начальной школе.
Существуют различные точки зрения к определению речевой культуры. Л.А. Введенская считает, что речевая культура – это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором происходит осуществление выбора и организации языковых средств, которые позволяют обеспечить нужный эффект в достижении поставленных задач коммуникации при соблюдении этики общения в определенной ситуации.
Л.А. Бебешко рассматривает речевую культуру как совокупность основных качеств (ясность, точность, логичность, системность, содержательность, богатство словарного запаса, эмоциональность, образность, выразительность и правильность произношения), позволяющая говорящему оказать влияние на адресата наиболее действенным способом, принимая во внимание цели высказывания, место, ситуацию и условия общения.
Ю.В. Рождественский писал, что речевой культурой называется хранение, собирание и отбор лучших образцов речевой деятельности и следование нормам литературного языка.
Речевая культура младших школьников считается одной из важных проблем обучению русскому языку. Данное направление актуализирует ФГОС НО, в котором говорится о современной методике русского языка, она подразумевает формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению; формирование способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.
Развитие речи учащихся начальных классов по методическим исследованиям В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова, Н.И. Политовой нацелены на обеспечение преемственности и непрерывности в развитии речи школьников на соответственных уровнях обучения.
Развитие речи у младших школьников осуществляется в двух основных направлениях: интенсивное пополнение словарного запаса и обеспечение преобразования познавательных процессов.
Формирование речи происходит не только из-за лингвистических способностей, выражающихся в чутье самого ребенка по отношению к языку, но и за счет того, что ребенок прислушивается к тому, как звучит слово и оценивает это звучание.
Ребенку, который поступил в школу необходимо перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, требуемой школой. Учащиеся применяют ситуативную речь, которая уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но преподавателя интересует, преимущественно, контекстная речь, т.к. она показатель уровня развития речи ребенка. При достаточном освоении основ контекстной речи, у детей 7-9 лет рассматривается некая особенность: говорить для того, чтобы удержать внимание собеседника, а не для выражения своих суждений. Чаще всего такое происходит с близкими людьми или сверстниками во время игрового общения.
Учебная речевая деятельность отличается от речевой деятельности в естественных условиях тем, что содержание, цели, мотивы учебной речи не исходят только из деятельности, мотивов и желаний индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Одной из важных проблем улучшения системы развития речи является правильно заданная тема, заинтересованность в ней, желание принять участие в ее обсуждении, а также стимуляция работы школьников [3].
Развитие речи ребенка требует постоянного педагогического руководства и для этого нужно создать оптимальные условия, которые способствуют благополучному развитию речи.
Так, например, М.С. Соловейчик считает, что у учащихся необходимо сформировать определенные знания о речи, то есть при помощи разговора можно повествовать, рассуждать, что-то оценивать и описывать. Также в суждении должна быть тема и основная мысль, при помощи которых строятся предложения.
Существует множество приемов и методик, которые направлены на развитие речи. В методике начальной школы используются следующие типы упражнений: вопросы с развернутым ответом, разнообразные текстовые упражнения, ведение различных дневников, устный пересказ прочитанного материала, устный или письменный рассказ по картинке, театрализация сказок, письменное изложение текстов по образцу, диалоги в виде пересказа и самостоятельные диалоги между учениками, устное рисование, проектирование, составление рассказов на заданную тему, составление кроссвордов, письма [7].
По отношению к методам приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую решает данный метод. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах и наоборот, один и тот же метод можно реализовать с помощью различных приемов.
Существуют следующие группы приемов формирования речевой культуры: словарная работа (работа со словарями; включение в текст синонимов, паронимов, фразеологизмов, антонимов; толкование значений слов), работа над словосочетанием (составление, добавление в предложение и текст, исправление ошибок), работа над предложением (создание, составление, распространение, интонирование, редактирование), работа над логикой (определение и сравнение понятий; обобщение, рассуждение, доказательство; исправление логических ошибок), работа с теорией текста (редактирование своего текста; составление текстов рассуждения, повествования и описания) [4].
Выше перечисленные методы и приемы, необходимы младшему школьнику на выходе из начальной школы для того, чтобы он умел использовать свои знания в жизни, умел общаться; обладал внутренней культурой, а также действовал и решал проблемы в любых ситуациях.
Методы и приемы формирования речевой культуры младших школьников направлены, прежде всего, на формирование коммуникативных умений – это умение слушать и слышать других; умение участвовать в свободной беседе; умение быть внимательным к самому себе и к окружающим; умение понимать чувство и настроение других; умение осознавать свои поступки и поступки других.
Теперь после того, как рассмотрели, что такое речевая культура, как осуществляется развитие речи в младшем школьном возрасте, какие существуют методы и приемы, поговорим об орфоэпических нормах. Ведь грамотная речевая культура не может обходиться без знаний орфоэпии. И в зависимости от того, как школьники будут произносить то или иное слово, где будут ставить ударение, так и будут воспринимать и понимать их речь окружающие люди. Поэтому существует множество правил правильного произношения гласных и согласных звуков в зависимости от их позиции в слове. В связи с этим для чистоты и правильности речи необходимо соблюдать орфоэпические нормы.
Упражнения по развитию речевой культуры входят в школьную программу. Проанализируем дидактические материалы УМК по русскому языку под редакцией В.П. Канакина, В.Г. Горецкого.
В Таблице 1 представлены примеры базовых упражнений.
Таблица 1.
Базовые упражнения для формирования речевых навыков на уроке
Тема |
Класс |
Базовые упражнения школьного учебника УМК по русскому языку |
Суть задания |
Ударение |
1 |
упр. 1, 4, 5 |
Определение места ударения в слове, его произношение, работа с орфоэпическим словарем, изменение безударного слога на ударный |
2
|
упр. 100, 102, 105 |
||
3
|
упр. 10, 127, 173 |
||
4 |
упр. 1, 2, 4 |
||
Звуки и буквы |
1 |
упр. 1, 2, 5 |
Определение количества звуков и букв, сравнение звуковых и буквенных обозначений слов, определение одинаковых и различающихся звуков, звуковое обозначение слов, произношение звуков |
2
|
упр. 116, 117, 118 |
||
3
|
упр. 136, 193, 218 |
||
4 |
упр. 94, 96, 109 |
||
Гласные звуки |
1 |
упр. 1, 2, 5 |
Произношение гласных звуков, отличие гласных звуков от согласных, звуко-буквенный анализ, выбор буквы для обозначения безударного гласного звука в каждом слове, произношение слов с безударными гласными звуками в корне каждого слова |
2
|
упр. 134, 135, 136 |
||
3
|
упр. 112, 113, 114, 196, 198, 200 |
||
4 |
упр. 323 |
||
Согласные звуки |
1
2 |
с. 74 – 75 упр. 1, 4, 5 с. 81 – 82 упр. 1, 2, 3 с. 92 – 93 упр. 1, 2, 3 с. 104 – 106 упр. 1, 2, 5
с. 112 – 113 упр. 178, 179, 180 с. 16 – 18 упр. 24, 25, 28 |
Определение особенностей произношения и звучания согласных звуков, нахождение сходств и различий в значении и написании согласных звуков, звуковой анализ, определение глухих (звонких) согласных звуков, нахождение слов с шипящим звуком, разделение шипящих согласных звуков на твердые и мягкие, обозначение парного согласного звука, отображение буквенных моделей в звуковые, сравнение произношения и написания слов с непроизносимыми согласными звуками |
3
4 |
упр. 209, 210, 219, 223, 225, 226
упр. 93, 98, 323 |
Анализ дидактических материалов позволяет сделать вывод о том, что базовые упражнения содействуют формированию речевой культуры. Безусловно, речевая культура зависит и от общей культуры человека, то есть от его воспитания и социума. При выполнении базовых упражнений у ребенка совершенствуются умения слышать гласные и согласные звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, определять качественную характеристику звуков русского языка, проводить звуко-буквенный анализ слова, проводить работу на основе орфоэпического словаря. Таким образом, можно утверждать, что на уроках русского языка формируется речевая культура.