Статья:

ЗНАЧИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ РАЗГОВОРНОЙ ГРАММАТИКЕ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИИ

Конференция: CCLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мухтарова А.Т., Мамырханова А.А. ЗНАЧИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ РАЗГОВОРНОЙ ГРАММАТИКЕ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 42(274). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/42(274).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ РАЗГОВОРНОЙ ГРАММАТИКЕ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИИ

Мухтарова Айдана Төлегенқызы
студент, Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Мамырханова Аяулым Ардаковна
студент, Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Сагадиева Кымбат Кошкинбаевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры ТиМИП Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова, Казахстан, г. Караганда

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость обучения разговорной грамматике учеников старших классов с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ). В современных условиях необходимость грамотного владения иностранной речью становится актуальной задачей для молодежи, стремящейся к успешной интеграции в глобальное информационное сообщество. В статье рассматриваются основные проблемы традиционного обучения грамматике, особенности применения ИИ для их преодоления, а также перспективы использования таких технологий для повышения мотивации и эффективности усвоения материала.

 

Ключевые слова: разговорная грамматика, искусственный интеллект, ученики старших классов, обучение иностранным языкам, традиционные методы обучения.

 

Грамотная разговорная речь на иностранном языке — важное условие успешной коммуникации. Однако, ученики старших классов часто сталкиваются с трудностями в использовании грамматики, что снижает качество их взаимодействия на иностранном языке. Традиционные методы обучения разговорной грамматике не всегда дают желаемый результат, что требует поиска новых педагогических подходов. Применение искусственного интеллекта (ИИ) открывает новые возможности для персонализированной обратной связи, интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся, что делает данное исследование актуальным.

Цель настоящей работы является исследование роли ИИ в обучении разговорной грамматике учеников старших классов, а также оценить его возможности для повышения эффективности усвоения грамматических навыков, улучшения обратной связи, увеличения мотивации и вовлеченности учеников в процесс обучения.

Грамматика представляет систему правил для улучшения структуры языка, включая синтаксическую, морфологическую и правила использования слов и форм. Она служит основой для того, чтобы выстраивать осмысленные высказывания и позволяет создать язык так, чтобы язык мог точно передать мысль и идею. Знание грамматики английского языка представляет знание формы, значение, употребление и речевой функции грамматического явления. Осваивание грамматики английского языка необходимо для формирования навыков и умений устной и письменной речи, а также для понимания речи при аудировании и чтении. [2]

В первую очередь, грамотное использование языка способствует ясности и последовательности мыслей. Когда грамматические правила соблюдаются, говорящий создает логичную и понятную информацию.

Во-вторых, грамматика играет важную роль в акцентуации, позволяя подчеркивать важнейшие моменты речи. Используя интонационные средства, грамматические паузы и структуру предложений, говорящий может направить восприятие аудитории, помогая ей сосредоточиться на основных идеях и выводах.

Эта черта особенно важна для подростков в переходном возрасте — времени поиска идентичности и утверждения себя. Освоение основ грамматики позволяет подросткам более уверенно и точно выражать свои мысли, что способствует преодолению неуверенности и помогает избежать коммуникативных ошибок. Понимание грамматических правил и навыки построения логически связной речи оказываются полезными и в реальных жизненных ситуациях: от собеседований до выступлений перед аудиторией, где подростки могут продемонстрировать свою уверенность и знание предмета [3].

Традиционные методы обучения разговорной грамматике часто сосредоточены на теоретическом изучении правил, что ограничивает возможности их практического применения в реальной речи. Это подход нередко не способствует полноценному усвоению грамматических структур, так как учебный процесс в основном ориентирован на письменные упражнения и переводы, которые не отражают реальных коммуникативных ситуаций. В результате учащиеся получают недостаточно практики разговорной речи, что снижает их способность уверенно и правильно использовать грамматические правила в разговоре.

Кроме того, в большинстве учебных заведений учителя сталкиваются с трудностью индивидуальной работы с каждым учеником. В больших классах с ограниченным временем учителя не могут индивидуально работать с каждым учеником, что затрудняет исправление ошибок и снижает качество обратной связи. Однообразные упражнения и отсутствие интерактивных элементов также уменьшают вовлеченность учеников.

Для решения этих проблем важно внедрять методы адаптивного обучения, описанные Ивановой Е.С., которые предполагают использование цифровых технологий и персонализированных подходов [4]. Такие методы помогут создать более динамичную и интерактивную среду для изучения разговорной грамматики. Например, цифровые платформы могут предоставлять индивидуальные задания и интерактивные упражнения, что обеспечит больше возможностей для практики. Эти технологии также помогут учителям эффективнее отслеживать прогресс каждого ученика и своевременно корректировать ошибки, обеспечивая обратную связь в режиме реального времени. Таким образом, адаптивное обучение способствует созданию комфортной атмосферы для активного участия всех учащихся, даже в больших классах.

Рассмотрим примеры использования искусственного интеллекта в обучения разговорной грамматике учеников старших классов. (Duolingo, Grammarly, Speechling)

Платформа Grammarly [https://app.grammarly.com/] представляет собой интеллектуальный помощник по написанию, который учитывает контекст и предпочтительный стиль изложения. Эта платформа считается универсальной, так как она не только исправляет грамматические ошибки, но также генерирует цитаты, проводит проверку на плагиат, создает эссе и предлагает возможности перефразирования. Основным преимуществом является высокая точность в выявлении орфографических и грамматических ошибок, а также анализ стиля и сложности текста. Кроме того, это отличный инструмент для перефразирования. Есть возможность использовать функцию перефразирования на странице платформы. Однако, есть ограничение в 500 слов. Для перефразирования необходимо ввести несколько предложений и нажать кнопку «Paraphrase It». После, платформа предложит несколько вариантов перефразированных предложений.

Duolingo [https://ru.duolingo.com/] самое известное приложение среди тех, кто хочет выучить иностранный язык. Это приложение, которое в игровой форме помогает выучить язык. Каждый урок состоит из заданий по аудированию, переводу, практики разговорной речи и грамматики. Упражнения сопровождаются теоретическим материалом. Все это вместе поможет хорошо изучить грамматику, увеличить словарный запас и улучшить произношение. Главным преимуществом этого приложения является, доступ к абсолютно всем тренировкам, материалам и заданиям абсолютно бесплатен. Учитывая, что иные приложения подобного рода редко бывают бесплатными, это неоспоримое достоинство.

Анализ разговорной речи позволяет выявлять ошибки в произношении и структуре фраз, что полезно для совершенствования разговорных навыков.

Одним из главных преимуществ Speechling [https://speechling.com/] является то, что эта платформа позволяет эффективно улучшать навыки разговорной речи на иностранном языке благодаря интерактивному подходу и постоянной практике с носителями. Пользователи могут отправлять свои записи и получать персонализированные исправления от носителей языка. Это помогает быстро развивать естественное произношение и понимание правильной интонации.

ИИ играет важную роль в концепции обучения, обеспечивая возможность адааптации образовательного процесса.[1] Использование искусственного интеллекта в обучении предоставляет ряд значительных преимуществ. Во-первых, ИИ обеспечивает мгновенную обратную связь: он оперативно исправляет ошибки, что способствует более быстрому и точному усвоению языковых навыков. Кроме того, ИИ расширяет возможности для практики, позволяя учащимся самостоятельно тренироваться в интерактивной среде.

Более того, использование элементов геймификации в ИИ-инструментах значительно повышает мотивацию и вовлеченность, делая учебный процесс более увлекательным и стимулирующим участие. Наконец, ИИ-инструменты доступны круглосуточно, что особенно полезно для образовательных учреждений с ограниченными ресурсами и для учеников, нуждающихся в дополнительной практике вне уроков. Таким образом, интеграция ИИ в образовательный процесс способствует созданию адаптивной, интерактивной и мотивирующей среды, направленной на более эффективное усвоение учебного материала.

Тем не менее, применение ИИ в обучении грамматике имеет свои ограничения. Во-первых, ИИ слабо распознает сложные синтаксические конструкции и идиоматические выражения. Например, в предложении: «Взявшись за дело, которое казалось ему совершенно неинтересным, он, тем не менее, ощущал воодушевление, едва уловимое и, возможно, неподдельное, которое редко посещало его в последние годы», фраза «которое казалось ему совершенно неинтересным» может быть воспринята ИИ как причина действия, в то время как она выражает состояние героя. В подобных случаях ИИ может предложить упрощение, которое приведет к утрате подтекста и искажению смысла.

Во-вторых, существует риск зависимости от технологии. Постоянное использование ИИ для исправления ошибок может снизить внимательность к деталям. Ученики, привыкшие к автоматическим исправлениям, могут начать игнорировать свои ошибки и не делать самопроверку, рассчитывая, что ИИ всегда укажет на них. Например, при написании эссе ученик может полностью полагаться на ИИ для исправления орфографии и грамматики. Таким образом, он со временем перестанет замечать свои типичные ошибки, так как привык, что ИИ «всегда всё исправит».

Использование искусственного интеллекта в обучении разговорной грамматике учеников старших классов открывает новые возможности для повышения качества образования. ИИ предоставляет мгновенную обратную связь, персонализированные задания и интерактивную практику, что помогает преодолеть ограничения традиционных методов. Однако важно учитывать риски, такие как зависимость от технологии и снижение самостоятельного анализа. Оптимальным является сочетание ИИ с педагогической поддержкой, что создаст эффективную и адаптивную образовательную среду, где роль учителя остаётся важной для развития самостоятельности учащихся.

 

Список литературы:
1. Старостенко И. Н. Хромых А.А. Технологии искусственного интеллекта в образовании (на примере персонализированного обучения). Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023: № 7: 94-98
2. Жуманиязова Г. Т. Современные подходы и методы обучения грамматике английского языка в школе. 2020. – С. 2-3.
3. Сидорова, Л. П. Психология обучения подростков: возрастные особенности и мотивация. – М., 2019. – С. 58-75.
4. Иванова, Е. С. Технологии адаптивного обучения в образовательной практике. // Педагогика, 2022. – С. 122-140.
5. [электронный ресурс] URL: https://app.grammarly.com/ (дата обращения: 07.11.2024) 
6. [электронный ресурс] URL: https://ru.duolingo.com/ (дата обращения: 07.11.2024) 
7. [электронный ресурс] URL: https://speechling.com/ (дата обращения: 07.11.2024)