ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Конференция: CCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Цифровая трансформация экономики, сопровождается автоматизацией производств и сервисов, распространением новых технологий в более сжатые сроки. В связи с чем необходима подготовка кадров способных работать в условиях быстрой смены технологических решений. Перед профессиональным образованием стоит задача разработки инструментов подготовки специалистов готовых к адаптации на рынке труда в условиях неопределенности.
В Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и входящий в нее федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» [1], определены требования к подготовке специалистов ИТ отрасли, которые способны не только обслуживать готовые ИТ продукты, но и создавать отечественное программное обеспечение. Данные требования сформулированы как ключевые компетенции цифровой экономики [2]:
1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде.
2. Саморазвитие в условиях неопределенности.
3. Креативное мышление.
4. Управление информацией и данными.
5. Критическое мышление в цифровой среде.
Преобладающее направление образовательной деятельности в КГБПОУ «Канский технологический колледж» является подготовка специалистов по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. В колледже ведется работа, направленная на улучшение качества образования, внесены изменения в содержание образовательных программ, с учетом требований рынка труда и федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
С 2020 года выпускники сдают демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс, но это не является критерием, позволяющим оценить уровень сформированности ключевых компетенций цифровой экономики.
Цель мониторинга – системное определение этапов формирования ключевых компетенций цифровой экономики у студентов специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование для своевременной корректировки содержания образовательной программы на соответствие требованиям.
В качестве объекта мониторинга выступают студенты, обучающиеся по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Предметом мониторинга являются образовательная программа по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Задачи:
- разработка критериев и показателей уровня сформированности ключевых компетенций цифровой экономики у студентов специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование;
- разработка диагностического инструментария для определения сформированности;
- организационно-методическое обеспечение и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике уровня сформированности ключевых компетенций цифровой экономики у студентов;
- проведение начальных, промежуточных и итоговых срезов сформированности ключевых компетенций цифровой экономики у студентов;
- выработка рекомендаций по регулированию и коррекции факторов и условий, влияющих на качество профессиональной подготовки обучающихся;
- создание и поддержание базы данных мониторингового исследования в целях накопления информации для сравнительных.
Методы сбора информации: анализ документов, тестирование, анкетирование.
В процессе формирования инструментария мониторинга были реализованы следующие требования: системности и структурированности в соответствии с целевыми установками; наблюдаемости показателей; доступности информации для восприятия, переработки и использования в дальнейшей работе; валидности: средства диагностики должны охватывать главные аспекты изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения именно о том параметре, который исследовался; оперативности и достаточности информации; релевантности: смысловое соответствие между информационным запросом и полученными данными.
В рамках разрабатываемой модели мониторинга формирования ключевых компетенций цифровой экономики выступает процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностического отслеживания изменений в образовательной деятельности студентов и педагогов с целью использования результатов наблюдений в управлении их профессиональным развитием в условиях становления цифровой экономики.