ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Применение игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов, поэтому такой метод является актуальным и сейчас. Игра является предметом многих исследований, т. к. ее используют в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Ведь в этом возрасте ведущей деятельностью остается еще игровая деятельность.
Необходимо понять, что при правильно подобранных материалах, игру можно использовать при воспитании, и обучении детей. В игровой деятельности можно сформировать у детей умения заботится об окружающей природе, родных, и близких оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей, научиться анализировать свои и чужие поступки, научиться работать в команде, уважать чужой труд, и считаться с мнением других, воспитывать патриотические чувства у детей.
Обратимся к понятию патриотизм. Что это? Как оно проявляется, и зачем прививать это детям?
Мы взрослые прекрасно понимаем значение этого слова, которое проходит через наше сознание, и сердце, и рассматриваем патриотизм- как уважение к культуре своей страны, гордость за свой народ и свою Родину.
Для маленького человека значение этого слова - это непонятный набор слов. Поэтому основной целью воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста является формирование потребности совершать добрые дела и поступки. В младшем школьном возрасте дети впечатлены и любознательны, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны, то остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. И если в этот период развить уважение, и любовь к окружающему миру, показать, как прекрасен наш мир, какая у нас замечательная, многонациональная страна, то всё, что усвоено в этом периоде - знания, навыки, привычки, сформируют черты характера ребенка – и станут прочным фундаментом дальнейшего развития личности. В младшем школьном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Не у всех детей сформированы представления и понятия о своей стране, месте своего проживания; о флаге, гербе, гимне России; природных богатствах России, ее природных ресурсах. Не сформированы умения бережно относиться к окружающей природе, близким, оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей. При правильном воспитании в младшем возрасте развивается положительное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если не развить эти качества у детей, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Поэтому так необходимо прививать духовно-нравственные ценности с младшего возраста. Но сам процесс обучения для младших школьников дается очень тяжело. Если ребенку не интересна информация, он не воспримет ее в должном объеме, будет отвлекаться сам, и отвлекать сверстников. Как же быть в данной ситуации, как заинтересовать детей, чтобы информация была интересной, яркой, и запомнилась навсегда? И в таких ситуациях на помощь приходит игра. Ведь современные исследования показывают, что, игра не только увлекательное занятие, и времяпровождение детей, но и является ведущим видом деятельности младших школьников. А так же игра является важнейшим средством воспитания и развития, поэтому и необходимо организовать процесс воспитания и обучения через игровую деятельность. Через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая становится ведущей деятельностью. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей любовь к родному городу, краю, необходимо дать понять ребёнку, что его город – это частица Родины, с достопримечательностями улицы, на которой они живут, рассказывает о том, чем славится их город. Дать представление о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину. Дать детям понятия о государственных праздниках, о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничниках, моряках, летчиках), о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность, о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Дать представления о традициях, и обычаях нашей многонациональной Родины, обогатить представления о родном городе и стране, рассказать о достопримечательностях, и истории возникновении памятников архитектуры, улиц города, и нашей страны. Формирует представления о многообразии стран и народов мира, о национальных особенностях, культуре, и обычаях людей всего мира. Осваивать традиции отечественной культуры, и формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству приросте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей. Представления о людях разных национальностей можно развить у детей через театральные постановки, викторины, народные игры.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Игры, используемые при работе с детьми.
Игра №1 «Герб моего города»
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города
Материал: Изображение герба города.
Ход игры: Учитель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку из разрезной картинки.
Игра № 2 «Флаг моей Родины»
Цель: способствовать закреплению знаний о флаге своей страны
Материал: Карточки с изображением флага России, и других стран
Ход игры: Учитель перемешивает карточки, дети должны найти флаг России.
Игра № 3 «Национальности, проживающие в России»
Цель: знакомить детей с народными традициями и обычаями, разных национальностей, проживающих в России. Прививать интерес к жизни людей разных национальностей, учить узнавать и отличать национальность по народным костюмам.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных костюмов.
Дети собирают картинки из фрагментов.
Игра № 4 «История моего города»
Цель: закрепить у детей представление об истории родного города.
Материалы: фото с изображениями достопримечательностей, и улиц города от их зарождения до наших дней; фото с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры. Ведущий показывает фото участникам. Игроки должны рассказать как можно больше о достопримечательностях, или улицах, изображенных на фото.
Примечание. На каждом фото есть надпись с названием объекта и временным отрезком.
Игра№ 5 «Богатства моей страны»
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.
Ход игры - Учитель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
Таким образом, мы видим, что в течение всего периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию духовно- нравственного восприятия и прежде всего с отбором произведений детской литературы, игр, подготовленных программ для каждого возрастного этапа. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Используя элементы игры при воспитании, мы делаем впечатления детей яркими, радостными, веселыми, а значится запомнятся навсегда.