Статья:

Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Калиничев П.О. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи

Калиничев Павел Олегович
cтудент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Логинов Юрий Иванович
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Здоровье является самой главной ценностью человека, но, к сожалению, той ценностью, с которой он считается меньше всего и вспоминает о нем только тогда, когда оно начинает от него уходить. Одновременно здоровье является не только главной ценностью отдельно взятого человека, но и достоянием нации, основой ее процветания и благополучия, ведущим показателем культуры.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов [1, с. 48].

Специалисты выделяют четыре наиболее значимых фактора для здоровья со следующим процентным соотношением: образ жизни – 50–55%, окружающая среда – 20–25%, наследственность – 15–20 %, здравоохранение – 10–15 %. [2, с. 35]. Из этого следует, что здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни.

Здоровый образ жизни включает в себя несколько следующих основных факторов: активный двигательный режим, рациональный режим питания, режим занятий и отдыха, отсутствие вредных привычек (алкоголь, табак, наркотики).

Формирование здоровья – это прежде всего проблема каждого человека. Принятие студентом парадигмы здорового образа жизни, безусловно, лежит в области его сознания. Здоровье – начало всех начал, обеспечивающее благополучие в будущей семье, карьерный рост и продолжение жизни, поэтому над его сохранением, развитием и совершенствованием надо постоянно трудиться самому.

Укрепление здоровья студентов в основном определяется образом жизни. Особое внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, образования и воспитания. Одни студенты больше времени используют на занятия спортом, другие – проводят за компьютером.

Многочисленные исследования показывают, что здоровье населения по большинству показателей не только не улучшается, а, наоборот, ухудшается. При этом, многие заболевания, еще недавно считавшиеся «старческими», сегодня стремительно «молодеют». Большинство юношей и девушек имеет набор хронических заболеваний. Заболеваемость студентов растет с каждым годом. Соответственно, уменьшается число здоровых студентов, что ведет к снижению эффективности учебной деятельности.

По результатам медосмотров, проводимых среди студентов ВУЗов, наблюдается общая тенденция ухудшения состояния здоровья. Многие ВУЗы ведут работу по оздоровлению студентов в собственных профилакториях. За последние года практически не изменились заболевания, стоящие на первых местах среди студентов. По данным статистики, на первом месте диагноз переутомление (30 %), на втором – вегетососудистая дистония (12,7 %), на третьем – сколиоз (11,2 %). Наблюдается рост заболеваемости остеохондрозом, причиной которому является малоподвижный образ жизни студентов.

Если рассматривать численность заболевших студентов на разных курсах, то самая высокая заболеваемость на 1 и 2 курсах, так как в первые года обучения в ВУЗе, резко повышается учебная нагрузка, меняется привычный ритм жизни, качество питания, место проживания (проживание в общежитии) – все это вызывает сильный стресс и оказывает негативное влияние на здоровье студентов.

Жизнедеятельность студентов часто свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важных компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность. Накапливаясь в течение учебного периода, негативные последствия такой жизнедеятельности наиболее остро проявляются к окончанию обучения, в виде увеличения числа заболеваний, что приводит к ухудшению состояния здоровья студентов.

Организация здорового образа жизни в значительной степени определяется уровнем социализации студентов и их знаниями в этой области. Оказавшись фактически впервые самостоятельными, полностью или частично освободившимися от опеки родителей, студенты не могут, а чаще всего не хотят, ограничивать многие свои желания и соблазны, реализация которых долгое время находилась под запретом. В результате образ жизни многих молодых людей далек от здорового.

Кроме того, организация занятий, требования к их уровню в ВУЗе отличаются от школьных. Помимо занятий предусматривается время самостоятельной работы, которое студенты не используют по назначению. Студенты пытаются возместить пробел в знаниях интенсивной умственной работой во время сессии при подготовке к экзамену. Также многие студенты совмещают учебу в ВУЗе с работой, которая чаще всего приходится на вечернее и ночное время. Все это приводит к хроническому утомлению и сильному стрессу.

У студентов чаще всего развивается астенический синдром или неврастения, которая характеризуется следующими симптомами: общая слабость, физическая и умственная утомляемость, снижение работоспособности, раздражительность. Эти явления сопровождаются частыми головными болями, нарушениями сна, чувством внутреннего беспокойства, тревоги, раздражительности. [1, с. 269].

Состояние пребывания на грани нервного срыва не позволяет сконцентрироваться, неизбежно ухудшаются внимание и память, угнетенное состояние, депрессия.

При лечении астенических расстройств традиционно используют общеукрепляющие вещества, антидепрессанты, а также лекарственные средства. Однако, для студентов предпочтительно не столько лечение, сколько предупреждение переутомления, хронического утомления и невротических состояний путем организации здорового образа жизни с акцентом на создании и выполнении рационального режима учебной деятельности.

Рассмотрим условия предупреждения переутомления и стресса:

·     соблюдение оптимального сочетания занятий и отдыха на основе четкой системы распределения нагрузки в динамике учебного дня, недели и учебного года;

·     умственная тренировка. Для того, чтобы овладеть знаниями и умениями в сфере своей будущей профессии, студент должен систематически работать над собой, умственно тренировать себя;

·     физическая тренировка (систематическая) способствует укреплению скелетной мускулатуры и повышает общий обмен веществ организма;

·     рациональное питание подразумевает сбалансированность питание и соблюдение режима приема пищи, которые создают основу здоровья и высокой работоспособности;

·     полноценный сон – один из важнейших факторов, обеспечивающих отдых организму в целом;

·     отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики), которые истощают организм и делают его больным.

Наиболее важным фактором, оказывающим неблагоприятное влияние на здоровье студентов, является несбалансированная высококалорийная пища и нарушение режима питания. Результаты опроса показали, что более половины студентов питаются 2 раза в сутки, а около трети принимают горячую пищу всего 1 раз в сутки. Также многие студенты питаются фастфудом, чипсами и прочей вредной едой, что в последствии приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и нарушению обмена веществ.

Известно, что во все времена студентов отличала низкая культура питания, которая проявлялась в пренебрежении к режиму питания, избыточном потреблении лакомств и напитков, содержащих сахар; неумении организовать питание в зависимости от нагрузки. Физическое состояние организма тесно связано с питанием. Современных студентов должны волновать такие проблемы, как биологическая ценность продуктов, режим питания, сочетание питания с движением, влияние питания на внешность и здоровье.

Образ жизни студента, характеризующийся отмеченными негативными чертами, считается нездоровым. Он способствует не только возникновению нарушений работы пищеварительной системы, но и появлению заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, выделительной и иммунной систем, а также избыточного веса. Все это в совокупности ухудшает работоспособность и здоровье студентов.

По данным исследования, проведенного среди студентов различных ВУЗов нашей страны, отмечен сильный рост негативных тенденций в гигиеническом поведении студентов. Количество студентов, курящих и употребляющих алкоголь или наркотики, достигло 72,8 %.

Исследователи здоровья вузовской молодежи констатируют низкую физическую активность почти у 70 % студентов. Практика показывает, что в основном, образ жизни студента относится к малоподвижному. Чтобы этого избежать необходимо включить в свой образ жизни двигательную активность, которая является ведущим врожденным фактором физического и психического развития человека, а, следовательно, и его здоровья.

По данным опроса, основными причинами невнимания студентов к своему физическому состоянию отмечается нехватка времени и отсутствие воли и упорства. Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе молодых людей.

Таким образом, общее состояние здоровья студенческой молодежи продолжает вызывать опасение. Причина тому – множество взаимосвязанных негативных факторов, многие из которых связаны в первую очередь со стремительно меняющимся ритмом жизни в мегаполисах. Для снижения темпов ухудшения данной ситуации следует внимательнее изучить способы оздоровления студентов, в том числе путем систематического посещения профилакториев и формирования культуры здорового образа жизни.

 

Список литературы:
1. Бароненко В. А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012.
2. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.