Особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития
Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития
В настоящее время особое значение в науке приобретает проблема сложного дефекта, в ходе которого нарушение речи сопровождается другими отклонениями психического развития и поэтому одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Многие исследователи к детям с интеллектуальной недостаточностью относят умственную отсталость и задержку психического развития. У этих детей имеются недостатки связной речи, которые носят системный характер.
В научной литературе дается большое количество определений, раскрывающих понятие связная речь. Связная речь представляет собой неделимое, смысловое и развернутое выражение, которое гарантирует общение и взаимопонимание меж людьми. Связность, по мнению С. Л. Рубинштейна – адекватное речевое оформление мысли говорящего или же пишущего, которое ясно для слушателя или же читателя. И вследствие этого ведущей чертой связной речи считается ее понятность для собеседника.
Связная речь – эта речь, которая отображает все немаловажные стороны собственного предметного содержания. Речь может быть бессвязной по причине того, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего или же эти связи не проявлены надлежащим образом в его речи.
Становление связной речи играет значительную роль в процессе речевого становления малыша и имеет важное место в совместной системе работы по развитию речи в детском саду. Изучение связной речи, возможно, рассматривать и как задачу, и как средство практического овладения языком. Освоение различных сторон речи считается важным условием становления связной речи и, в то же время становление связной речи содействует самостоятельному применению ребенком отдельных текстов и синтаксических систем.
Специалисты по психологии подчеркивают, что в связной речи имеет место быть тесной связи речевого и интеллектуального воспитания ребенка. Малыш обучается думать, обучаясь говорить, но он еще и улучшает речь, обучаясь думать.
Связная речь — смысловое развернутое выражение (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи отображается логика мышления малыша, его умение осознать воспринимаемое и высказать его в верной, точной, логичной речи. По тому, как малыш умеет возводить свое выражение, возможно судить об уровне его речевого становления.
Умение связно, поочередно, буквально и образно излагать собственные мысли (или литературный текст) оказывает воздействие и на эстетическое становление малыша: при пересказах, при разработке собственных рассказов малыш пользуется образными текстами и выражениями, усвоенные из художественных произведений. Умение говорить может помочь ребенку быть общительным, одолевать молчаливость и робость, развивает уверенность в собственных силах.
Связная речь является сложной формой речевой деятельности. От уровня сформированности связной речи зависит познание окружающего мира, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Значимой данная проблема становится по отношению к детям с задержкой психического развития и общего недоразвития речи, так как у детей этого контингента развитие связной речи происходит в замедленном темпе и имеет ряд качественных особенностей. У детей с задержкой психического развития длительное время связная речь носит характер вопросно-ответной формы.
Многие исследователи (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Головань, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Н.И. Жинкин, А.Г. Зикеев, Н.В. Серебрякова, Е.С. Слепович и др.) говорили о том, что развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления. И оно связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Основы будущей связной речи закладываются уже на первом году жизни в ходе непосредственного эмоционального общения с взрослыми [4].
У детей с ЗПР идет замедленный темп развития форм общений в отличие от нормально развивающихся сверстников. Также они отстают по уровню сформированности связной речи, которая предполагает способность связно, точно, полно выражать свои мысли, поддерживать и завязывать разговор.
В рамках выполнения выпускной квалифицированной работы мы провели констатирующее исследование, целью которой являлось выявить особенности связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Экспериментальное исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 87 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В эксперименте участвовали учащиеся общей школы коррекционного класса, в количестве десяти детей младшего школьного возраста и имеющие заключение ПМПК задержка психического развития.
Для экспериментального изучения связной речи младших школьников с задержкой психического развития мы подобрали методики обследования связной речи по В. П. Глухову, которые включали следующие задания:
- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
- составление предложений по трем картинкам, связанных тематически;
- пересказ текста;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Методики, направленные на изучение состояния связной речи, требовали составления развернутых, связных, понятных высказываний.
Проанализировав результаты выполнения данных заданий можно сказать, что у детей наблюдаются средний и недостаточный уровни развития связной речи.
У всех детей отмечаются недостатки при выполнении таких заданий как пересказ текста и составление рассказа по серии сюжетных картинок, так как эти методики требовали более точного, развернутого, цельного и связного высказывания. А им это давалось тяжело, в связи с их особенностями в плане интеллектуального развития.
При пересказе текста, а в нашем случае сказки «Красная шапочка», наблюдались пропуски немаловажных фрагментов текста и добавлены новые, что привело к искажению связности и цельности текста сказки. Также были ошибки при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Рассказ в ходе выполнения этого задания составляли с помощью наводящих вопросов. Последовательность картинок была разложена неправильно, что резко нарушала связность высказывания и смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету.
При выполнении всех заданий у детей отмечались паузы во время ответа, поиски подходящих слов и длительное время останавливались на отдельных фрагментах картинки, текста.
В ходе экспериментального изучения была выявлена специфика нарушения связной речи у младших школьников с задержкой психического развития. И поэтому проведенное нами экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
- уровень развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития ниже, в отличие от нормально развивающихся сверстников.
- трудности дети испытывают при пересказе. В ходе пересказа у них наблюдаются паузы, задержки на отдельных фрагментах рассказа, поиски подходящих слов для донесения до слушателя замысла текста.
- недостатки развития связной речи могут негативно отражаться, когда ребенок обучается в школе, что снизит его успеваемость по предметам, которые требуют связного, цельного, понятного изложения мысли по какой-либо проблеме.
Таким образом, проведенное нами исследование показала необходимость и важность в проведении систематической коррекционно-развивающей работы, направленную на развитие связной речи, так как она является основным показателем уровнем развития речи. А также она является не маловажным фактором при успешной социализации ребенка в обществе, ведь именно на это направлен весь процесс обучения.