Статья:

Особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Азаугильдина Л.Х. Особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(2).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития

Азаугильдина Лилия Хабибрахмановна
студент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», РФ, г. Уфа
Сайтханов Азат Фанисович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», РФ, г. Уфа

 

В настоящее время особое значение в науке приобретает проблема сложного дефекта, в ходе которого нарушение речи сопровождается другими отклонениями психического развития и поэтому одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Многие исследователи к детям с интеллектуальной недостаточностью относят умственную отсталость и задержку психического развития. У этих детей имеются недостатки связной речи, которые носят системный характер.

В научной литературе дается большое количество определений, раскрывающих понятие связная речь. Связная речь представляет собой неделимое, смысловое и развернутое выражение, которое гарантирует общение и взаимопонимание меж людьми. Связность, по мнению С. Л. Рубинштейна – адекватное речевое оформление мысли говорящего или же пишущего, которое ясно для слушателя или же читателя. И вследствие этого ведущей чертой связной речи считается ее понятность для собеседника.

Связная речь –  эта речь, которая отображает все немаловажные стороны собственного предметного содержания. Речь может быть бессвязной по причине того, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего или же эти связи не проявлены надлежащим образом в его речи.

Становление связной речи играет значительную роль в процессе речевого становления малыша и имеет важное место в совместной системе работы по развитию речи в детском саду. Изучение связной речи, возможно, рассматривать и как задачу, и как средство практического овладения языком. Освоение различных сторон речи считается важным условием становления связной речи и,  в то же время становление связной речи содействует самостоятельному применению ребенком отдельных текстов и синтаксических систем.

Специалисты по психологии подчеркивают, что в связной речи  имеет место быть тесной связи речевого и интеллектуального воспитания ребенка. Малыш обучается думать, обучаясь говорить, но он еще и улучшает речь, обучаясь думать.

Связная речь — смысловое развернутое выражение (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи отображается логика мышления малыша, его умение осознать воспринимаемое и высказать его в верной, точной, логичной речи. По тому, как малыш умеет возводить свое выражение, возможно судить об уровне его речевого становления.

Умение связно, поочередно, буквально и образно излагать собственные мысли (или литературный текст) оказывает воздействие и на эстетическое становление малыша: при пересказах, при разработке собственных рассказов малыш пользуется образными текстами и выражениями, усвоенные из художественных произведений. Умение говорить может помочь ребенку быть общительным, одолевать молчаливость и робость, развивает уверенность в собственных силах.

Связная речь является сложной формой речевой деятельности. От уровня сформированности  связной речи зависит познание окружающего мира, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Значимой  данная проблема становится по отношению к детям с задержкой психического развития и общего недоразвития речи, так как у детей этого контингента развитие связной речи происходит в замедленном темпе и имеет ряд качественных особенностей. У детей с задержкой психического развития длительное время связная речь носит характер вопросно-ответной формы.

Многие исследователи (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Головань, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Н.И. Жинкин, А.Г. Зикеев, Н.В. Серебрякова, Е.С. Слепович и др.) говорили о том, что развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления. И оно связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Основы будущей связной речи закладываются уже на первом году жизни в ходе непосредственного эмоционального общения с взрослыми [4].

У детей с ЗПР идет замедленный темп развития форм общений в отличие от нормально развивающихся сверстников. Также они отстают по уровню сформированности связной речи, которая предполагает способность связно, точно, полно выражать свои мысли, поддерживать и завязывать разговор.

В рамках выполнения выпускной квалифицированной работы мы провели констатирующее исследование, целью которой являлось выявить особенности связной речи у младших школьников с задержкой психического развития. 

Экспериментальное исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 87 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В эксперименте участвовали учащиеся общей школы коррекционного класса, в количестве десяти детей младшего школьного возраста и имеющие заключение ПМПК задержка психического развития.

Для экспериментального изучения связной речи младших школьников с задержкой психического развития мы подобрали методики обследования связной речи по В. П. Глухову, которые включали следующие задания:

- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

- составление предложений по трем картинкам, связанных тематически;

- пересказ текста;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Методики, направленные на изучение состояния связной речи, требовали составления развернутых, связных, понятных высказываний.

Проанализировав результаты выполнения данных заданий можно сказать, что у детей наблюдаются средний и недостаточный уровни развития связной речи.

У всех детей отмечаются недостатки при выполнении таких заданий как пересказ текста и составление рассказа по серии сюжетных картинок, так как эти методики требовали более точного, развернутого, цельного и связного высказывания. А им это давалось тяжело, в связи с их особенностями в плане интеллектуального развития.

При пересказе текста, а в нашем случае сказки «Красная шапочка», наблюдались пропуски немаловажных фрагментов текста и добавлены новые, что привело к искажению связности и цельности текста сказки. Также были ошибки при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Рассказ в ходе выполнения этого задания составляли с помощью наводящих вопросов. Последовательность картинок была разложена неправильно, что резко нарушала связность высказывания и смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету.

При выполнении всех заданий у детей отмечались паузы во время ответа, поиски подходящих слов и длительное время останавливались на отдельных фрагментах картинки, текста.

В ходе экспериментального изучения была выявлена специфика нарушения связной речи у младших школьников с задержкой психического развития. И поэтому проведенное нами экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

- уровень развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития ниже, в отличие от нормально развивающихся сверстников.

- трудности дети испытывают при пересказе. В ходе пересказа у них наблюдаются паузы, задержки на отдельных фрагментах рассказа, поиски подходящих слов для донесения до слушателя замысла текста.

- недостатки развития связной речи могут негативно отражаться, когда ребенок обучается в школе, что снизит его успеваемость по предметам, которые требуют связного, цельного, понятного изложения мысли по какой-либо проблеме.

Таким образом, проведенное нами исследование показала необходимость и важность  в проведении  систематической коррекционно-развивающей работы, направленную на развитие связной речи, так как она является основным показателем уровнем развития речи. А также она является не маловажным фактором при успешной социализации ребенка в обществе, ведь именно на это направлен весь процесс обучения.

 

Список литературы:
1. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2000 г. – 200 с.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В., Зорина С. В.  Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003 г. – 304с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
4. Ястребова А.В., Бессонова Т. П. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы //  Дефектология, 1994 г. - №3.