Статья:

Проектные технологии в процессах обучения иностранному языку в средней школе

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Новосёлова Е.Д. Проектные технологии в процессах обучения иностранному языку в средней школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(51).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектные технологии в процессах обучения иностранному языку в средней школе

Новосёлова Елизавета Дмитриевна
магистрант, ТвГУ, РФ, г. Тверь

 

Аннотация. В данной статье проектная деятельность рассматривается как одним из эффективных методов обучения иностранному языку. Выбранная тема является актуальной, так как при применении проектной деятельности и активизации самостоятельной работы учащихся можно оптимизировать процесс преподавания иностранного языка, сделать его более эффективным.

 

Сегодня метод проектов актуален и эффективен. Проектная деятельность играет большую роль в формировании субъектной позиции ученика: раскрывается его индивидуальность, повышается инициативность, реализуются интересы и потребности учащихся, что способствует личностному развитию ученика [Игна 2017: 148-153].

Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, повышение самостоятельной активности, а также способность ученику средней школы  оценивать результативность своих действий, позволят школьнику успешно адаптироваться к школе. Всё это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Л. Д. Морозова отмечает что: «Проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен» [Абалуев 2002: 136].

Для того чтобы метод проектов был успешен Джон Дьюи выделяет два важных условия:

- структурированность опыта. Содержание школьного образования строится «вокруг человека», т.е. темы для проектов берутся из интересов ученика  средней школы  к домашней жизни и жизни общества в зависимости от возраста школьника;

- взаимодействие школьника и среды, т.к. из их взаимодействия возникают идеи проектов [Игна 2017: 178-180].

В основе деятельности субъекта находятся его потребности. Успешность использования метода проектов обусловлена потребностями школьников в преобразовании окружающего мира, познавательном интересе, их любознательности (почему, как, зачем?). Школьник маленький исследователь, который стремится познать весь мир. Он любит играть, фантазировать и сочинять, рассуждать, давать всему свое объяснение, желает участвовать во всех происходящих событиях.

Любознательность школьника является особой формой познавательной активности направленной на познание, на овладение деятельностью. Большую роль в организации образовательного процесса ДОУ получают те методы и приемы, которые формируют умение самостоятельно мыслить и действовать, а не просто механически запоминать полученную информацию. Поэтому проблема организации работы по внедрению проектной технологии в образовательный процесс ДОУ остается актуальной. ФГОС ДО обозначило не только проблемы перестроения образовательного процесса, но и выявило проблемы, связанные с необходимостью обучения педагогических работников в свете новых требований.

Внедрение метода проектов в учебно-образовательный процесс ведет к изменению позиции педагога. Педагог не даёт готовые знания воспитанникам, а организует их самостоятельную или совместную с воспитателем деятельность творческого, исследовательского, ролево-игрового характера.

Можно выделить следующие положительные стороны использования проектного метода в школе [Кытманова 2005: 42-48 Лаврентьев 2005: 83-88]:

1. Учителя, использующие проектирование в своей деятельности постоянно находятся в пространстве возможностей, изменяется их мировоззрение, что в свою очередь не допускает применения учебной модели, а ориентирует на модель совместной деятельности с учениками  средней школы. Из носителя готовых знаний педагог становится организатором различных видов детской деятельности.

Учитель самостоятельно, гибко, творчески подходит к планированию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, интересов и запросов школьников. Метод проектов способствует усовершенствованию компетенций и развитию профессионализма педагогов.

2. Метод проектов делает образовательную систему ШКОЛЫ открытой для активного участия родителей. Происходит развитие детско-родительских отношений:

- родители, участвующие в проектной деятельности школы получают возможность принимать активное участие в жизни группы, школьного учреждения;

- родители начинают более высоко оценивать достижения своих учеников, испытывают гордость;

- в процессе совместного (родители и педагоги) обучения у родителей появляется доверие к воспитателям и другим сотрудникам школьного учреждения;

- ученик средней школы  в ходе совместной деятельности с родителями видит положительный образец для подражания, чем расширяет свои социальный опыт;

- ученик средней школы  воспринимает родителей как источник информации, знаний, опыта.

3. Реализация проекта происходит в различных видах деятельности.

4. Формируется субъектная позиция ученика  средней школы .

Н.Е.Веракса рассматривает субъектную позицию ученика  средней школы  как инициативность и самостоятельность. При реализации проектной деятельности ученики средней школы имеют возможность проявить самостоятельность и инициативность, когда необходимо [Мардаева 2010]:

- озвучить свои цели, отстоять свою позицию;

- проявить свои знания и умения, высказать свои идеи для решения проблемы, не боясь ошибиться;

- не умалчивать о своих трудностях, находить их причины, просить помощи для их решения;

- обсуждать, согласовывать свои цели с другими, приходить к компромиссу.

5. Развиваются социально-коммуникативные навыки.

Работая коллективно, ученики средней школы учатся принимать чужую точку зрения, договариваться, оказывать помощь, а также аргументированно, спокойно, отстаивать свою точку зрения.

Перечисленные выше положительные стороны использования проектной деятельности в образовательном процессе школы соответствуют требованиям ФГОС школьного образования.

В методе проектов важны не полученные ребенком знания, а сам процесс - нахождение различных вариантов решения проблемы, его осуществление, отношение к нему участников. Следует отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно научить учеников находить информацию, понимать и применять её на практике [Пономарёва 2013: 225-226].

В современной жизни не обойтись без включения проектирования в той или иной степени в учебно-образовательный процесс. На данном этапе метод проектной деятельности активно используется и в школьном образовании.

Для того чтобы молодое поколение было активным, ответственным, не боялось трудностей, видело пути решения проблем и самостоятельно решало их, следует обучать учеников элементарным проектным действиям уже в школьном возрасте. [Рахимова 2012: 56-59]

Внедрение проектного метода в образовательный процесс школьников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Таким образом, значение проектной деятельности заключается в новом принципе подачи учебного материала, роли воспитателя в учебно-образовательном процессе, в формировании субъектной позиции ученика и педагога. В ходе реализации проекта ученик средней школы  становится субъектом - конструктором и продуктом своего собственного образования, организатором своих знаний, проектировщиком этапов собственного развития.

Специфика использования проектной методики на уроках иностранного языка вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, стоящих перед учителем. Считается, что проектная методика является хорошим стимулом для повышения интереса к иностранному языку. Так, например, с помощью дискуссионных клубов происходит формирование и развитие навыков и умений к аудированию, что в значительной степени обусловлено высоким уровнем заинтересованности учеников. Во время этих занятий демонстрируют не только знания лексико-грамматического материала и навыки спонтанной речи, но и творческие способности. Дискуссионные клубы включают в себя черты не только учебной, но и профессиональной деятельности. При этом используются коммуникативные ситуации для решения конкретных вопросов, возникающих в ходе практической работы. Подобное мероприятие можно рассматривать как «репетицию» настоящей международной конференции, во время которой ученики слушают доклады на английском языке, готовят презентации, отвечают на вопрос «участников» конференции, вступают с ними в полемику, отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы в пользу или против той или иной гипотезы, а также обмениваются информацией о последних достижениях в сфере профессиональной деятельности. Ученики демонстрируют готовность анализировать, проникать в суть явлений и событий, раскрывать причины и последствия, делать выводы. Умение исследовать, сравнивать, обобщать, анализировать, подвижная эмоциональная сфера и стойка воображение, развитое абстрактное мышление способствуют эффективному формированию и совершенствованию необходимых для дебатов умений и навыков. Проведение дискуссионных клубов с использования проектных технологий предоставляет ученикам отличную возможность совершенствовать владение языком, развивать навыки общения. Учителя тщательно отбирают темы, чтобы дискуссия захватывала, вдохновляла и развлекала. Дебаты эффективно стимулируют общение учеников, ведь сама форма работы предполагает высказывания учениками идей и обмен мнениями.

Таким образом, метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Использование данного метода в обучении иностранным языкам способствует формированию страноведческой компетенции у школьников и развитию их коммуникативных способностей.

 

Список литературы:
1. Игна О. Н. Классификация технологий обучения иностранным языкам на основе принципа инструментальности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 6 (183). С. 148-153. DOI 10.23951/1609-624X-2017-6-148-153.
2. Кытманова О.А. использование интернет-ресурсов на уроках английского языка // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: Сборник научных статей – Ульяновск: УлГТУ, 2005. – С. 42-48. 
3. Лаврентьев, В. В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации [Текст] / В. В. Лаврентьев // Завуч для администрации школ. — 2005. — № 1. — С. 83–88.
4. Мардаева Татьяна Валерьевна Коммуникативно-речевая компетенция школьников: способы и приемы формирования // Вестник ВУиТ. 2010. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativno-rechevaya-kompetentsiya-shkolnikov-sposoby-i-priemy-formirovaniya (дата обращения: 23.02.2018). 
5. Пономарева, А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС [Текст] / А. А. Пономарева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 225-226.
6. Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2012. – №10. – С. 56 –59.