Статья:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА

Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ахметшина Р.А. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(76). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(76).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА

Ахметшина Регина Альбертовна
студент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны
Горячева Ольга Николаевна
научный руководитель, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны

 

Современное общество всё больше обращает внимание на разнообразие индивидуальных особенностей детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важную роль в развитии и социализации таких детей играют не только образовательные учреждения, но и коррекционные центры. Однако, даже самые высококвалифицированные специалисты не смогут достичь значительных успехов без активного участия родителей. Данная статья посвящена особенностям взаимодействия специалистов коррекционных центров с родителями детей с ОВЗ, а также методам и подходам, способствующим эффективной работе в этом направлении.

Родители являются первыми и главными педагогами своих детей. Их отношение к проблемам и успехам ребёнка, а также готовность сотрудничать с профессионалами, оказывает значительное влияние на процесс коррекции и адаптации. Исследования показывают, что дети с ОВЗ, чьи родители активно участвуют в коррекционной работе, демонстрируют более высокие результаты по сравнению с теми, чьи родители менее вовлечены (Smith, 2016).

Работа с родителями в коррекционных центрах включает несколько ключевых направлений:

1. Информационная поддержка: Родители должны быть хорошо информированы о диагнозе своего ребенка, возможностях коррекции и реабилитации. Это позволяет им лучше понимать потребности ребенка и адекватно реагировать на возникающие трудности.

2. Психологическая поддержка. Диагноз ОВЗ часто становится тяжелым ударом для родителей. Психологическая поддержка помогает снизить уровень стресса и депрессии, а также способствует формированию конструктивного отношения к проблемам ребенка.

3. Образовательная поддержка. Родители должны получать знания и навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с ребенком. Это может включать обучение методикам коррекционной работы, техникам управления поведением и другим полезным практикам.

Консультации. Индивидуальные и групповые консультации являются основным методом работы с родителями. На этих встречах специалисты обсуждают конкретные проблемы и достижения ребенка, дают рекомендации по домашней работе и отвечают на вопросы родителей. Консультации помогают выстроить доверительные отношения между специалистами и родителями, что является залогом успешной коррекционной работы.

Практические занятия, такие как тренинги и мастер-классы, позволяют родителям получить конкретные навыки, которые они могут использовать в повседневной жизни. Например, это могут быть тренинги по развитию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи или мастер-классы по сенсорной интеграции.

Психотерапевтические сеансы помогают родителям справляться с эмоциональными трудностями и стрессом, связанным с воспитанием ребенка с ОВЗ. Это могут быть как индивидуальные сеансы, так и групповые терапии, где родители могут делиться своими переживаниями и получать поддержку от людей, находящихся в аналогичной ситуации.

Пример, используемых программ

Программа «Родительский диалог»

Эта программа направлена на создание открытого пространства для общения между родителями и специалистами. В рамках программы проводятся регулярные встречи и семинары, на которых обсуждаются актуальные вопросы коррекционной работы. Родители получают возможность задать вопросы, поделиться опытом и получить квалифицированные ответы от специалистов.

Программа «Домашний педагог»

Программа предполагает обучение родителей основам коррекционной педагогики и психологии. Родители учатся проводить занятия с детьми дома, что позволяет значительно усилить эффект от занятий в центре. Специалисты предоставляют методические материалы и проводят регулярные консультации по вопросам организации домашних занятий.

Работа с родителями детей с ОВЗ в рамках коррекционных центров является важным компонентом комплексной поддержки ребенка. Эффективное взаимодействие между специалистами и родителями способствует более успешной адаптации и развитию детей. Информационная, психологическая и образовательная поддержка родителей позволяет им стать активными участниками коррекционного процесса, что значительно повышает его эффективность.

Для достижения наилучших результатов важно учитывать индивидуальные особенности каждой семьи, строить работу на основе доверия и взаимопонимания. Только совместными усилиями можно создать оптимальные условия для развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список литературы: 
1. Смит, Дж. (2016). Роль участия родителей в образовании детей с особыми потребностями. Журнал образовательной психологии, 108(3), 489-507.
2. Бронфенбреннер, У. (2005). Делая человека человеком: Биоэкологические перспективы на развитие человека. Sage Publications. 
3. Кирк, С., Галлахер, Дж., & Коулман, М. (2015). Образование исключительных детей. Cengage Learning. 
4. Тёрнбулл, А., Тёрнбулл, Р., Эрвин, Э. Дж., Судак, Л., & Шогрен, К. (2011).Семьи, профессионалы и исключительность: Позитивные результаты через партнерство и доверие.
5. Лебединский, В.В. (2003). Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов и врачей. Москва: Медицина. 
6. Коррекционная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Назаровой (2000).г. Москва: Владос. 
7. Забрамная, С.Д. (2005). Психологическая диагностика умственной отсталости у детей дошкольного возраста: методическое пособие для психологов и врачей. Москва: Просвещение.