Статья:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА, КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Осипова Е.В. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА, КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(72). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(72).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА, КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Осипова Екатерина Валентиновна
магистрант, ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет, институт психологии и образования, РФ, г. Казань
Башинова С.Н.
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования, ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет, институт психологии и образования, РФ, г. Казань

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме поиска новых способов методического сопровождения организации комфортной психологической среды в дошкольной организации. В статье представлены методики, результаты диагностик дошкольных образовательных организаций по определению уровня комфортности среды, Описаны формы работ по повышению ее уровня в дошкольных образовательных организациях.

 

Ключевые слова: благоприятная среда, дошкольное образование, методическое руководство, управление, психологический климат, дошкольная образовательная организация.

 

Актуальность исследования заключается в том, что хорошая работа дошкольной образовательной организации зависит от множества различных факторов. Это и правильная организация образовательной деятельности и материальное оснащение детского сада, и актуальная программа детского сада, направленная на развитие личностных качеств детей, их творческих способностей. Безусловно, в настоящее время этому уделяется большое внимание. Но самое главное – это люди, работающие в этой образовательной организации, их взаимоотношения между собой, отношение и стиль общения с детьми. Для того, чтобы дети могли полноценно развиваться, необходимо создать благоприятную психологическую среду в дошкольной организации.

В понятие комфортной психологической среды дошкольной образовательной организации входит много субъектов – это и педагоги, и дети, и родители, и другие специалисты детского сада. Отдельное место занимает безопасная среда в дошкольной образовательной организации, а так же в помощь педагогам всегда есть большой набор цифровых технологий, а так же огромное количество разнообразных средств для самостоятельного поиска информации детьми и родителями, но все же, по нашему мнению самое важное место в создании общей благоприятной атмосферы в дошкольной организации занимают педагоги, именно от их эмоционального состояния зависит атмосфера в группе, в детском саду.

Проблемой формирования благоприятной развивающей среда посвящены исследования и монографии многих ученых из разных областей. Отдельное внимание хочется уделить таким авторам, как К. Г. Кретчетников, И. А. Баева, А. К. Ишмекеева, О. Н. Кибирева. В связи с новыми изменениями в обществе, появлением новых стандартов в образовании, возникла проблема разработки новых, более совершенных методов организации комфортной среды в дошкольной образовательной организации.

В связи с этим, проблема исследования состоит в поиске новых способов методического руководства организации комфортной среды в дошкольной организации, которые позволяют решать задачу становления и совершенствования благоприятной и комфортной среды для всех участников образовательного процесса.

Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить методику организации комфортной среды в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования – комфортная среда в дошкольной образовательной организации

Предмет исследования – методическое руководство работой по организации комфортной среды в дошкольной образовательной организации.

Задачи работы:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Выделить методические приемы организации комфортной среды в ДОО

3. Экспериментально проверить эффективность методических приемов организации комфортной среды в ДОО.

Для подробного изучения проблемы поиска новых способов методического руководства организацией комфортной среды в дошкольной организации нами планируется провести педагогический эксперимент, который будет состоять из констатирующего, формирующего, контрольного этапов.

Констатирующий этап заключается в первичной проверке уровня благоприятного психологического состояния воспитателей контрольной и экспериментальной группы.

Диагностику воспитателей планируем провести в трех этапах:

- первый этап будет направлен на выявление уровня групповой сплоченности воспитателей;

- второй этап будет наплавлен на выявление уровня удовлетворенности своей работой.

- третий этап заключается в выявлении уровня оценки благоприятности и комфортности среды по мнению родителей.

Первый этап будет проводиться на основе диагностической методики определения индекса групповой сплоченности по Сишору, который покажет, индекс групповой сплоченности коллектива. Так как только сплоченный коллектив может в достаточной мере обеспечить выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а также обеспечить высокий уровень комфортности среды.

Второй этап будет проводиться на основе диагностической методики оценки удовлетворенности своей работой по Язову, для того, что определить уровень влияния личности педагога на создание комфортной среды .

Критериями оценивания будут:

1) удовлетворенность организацией, где вы работаете

2) удовлетворенность физическими условиями

3) удовлетворенность работой

4) удовлетворенность слаженностью действий сотрудников

5) удовлетворенность стилем руководства начальника

6) удовлетворенность профессиональной компетентностью начальника       

7) удовлетворенность зарплатой

8) общая удовлетворенность

В результате проведенной диагностики будет выявлено, каков средний балл по организации.

Однако, для полного выявления удовлетворенности климатом в коллективе недостаточно просто проверить коллектив на предмет удовлетворенности работой и определить сплоченность коллектива, необходимо узнать как оценивают уровень благоприятности и комфортности среды родители, для этого мы планируем провести анкетирование среди родителей дошкольной образовательной организации.

При анализе полученных результатов по третьей методике мы получим данные об оценке комфортной среды по мнению родителей.

Кроме этого, мы планируем провести наблюдение за качеством образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, используя шкалы ECERS . Это должно дать нам объективную оценку качества образовательного процесса, а частности организации комфортной среды.

Формирующий этап будет направлен на методическую работу с воспитателями экспериментальной группы по повышению общей комфортной среды. Для этого мы планируем разработать комплекс методических мероприятий, туда будут включены различные виды методической работы: семинары – практикумы, беседы, деловые игры, арт – терапевтические техники и приемы.

Для проверки проведенной работы в формирующем этапе по формированию комфортной среды дошкольной образовательной организации, нами планируется контрольной этап эксперимента. Данный этап будет проведен в обеих группах по методикам, использованным в констатирующем этапе.

По данным результатам можно будет увидеть большую разницу в уровне результатов в экспериментальной и контрольной группе. Таким образом, надеемся, что полученные результаты будут говорить о том, что при правильно организованной методической работе можно достигнуть значительного повышения комфортности среды.

 

Список литературы:
1. Ибрагимов, Г.И. Методология и методы педагогических исследований: учебник для студентов высших учебных заведений / Г. И. Ибрагимов. – М.: Изд-во «Кнорус», 2021. – 210 с.
2. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
4. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2002. - 208 c.
5. Рыбин , Н.П. Методическая работа с воспитателями детского сада/Н. П. Рыбин//актуальные вопросы современной педагогики : Материалы II межд. науч. конф./г. Уфа, июль 2020. – 210с.
6. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании/ И. А. Баева /монография – СПб: Союз, 2020. – 271с. 
7. Сергеева М. Г., Локтионова Т. Б. Модель и технология проектирования комфортной образовательной среды в доо./ М.Г. Сергеева., Т. Б. Локтионова. – Казанский педагогический журнал № 3, 2018.
8. Психологически безопасная образовательная среда : проблемы проектирования и перспективы развития/ сборник материалов III международной науч. – практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федоренко, С.В. Пазухина/ Чебоксары : Среда , 2021. – 308 с. 
9. Лексакова И. В. Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями ФГОС ДО/ И. В. Лексакова . – Саратов: Психология. Педагогика. Философия, - 2019. – 209 с.