ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
Конференция: CLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
INFORMATION AND MEDIA DIRECTION OF ACTIVITY OF THE ALL-RUSSIAN PUBLIC-STATE CHILDREN'S AND YOUTH ORGANIZATION "RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN" IN THE EDUCATION SYSTEM
Natalia Lyubimova
Master's student of the Department of Journalism and Media Communications Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow
Аннотация. в данной статье говорится о повышении внимания к системе воспитания на государственном уровне на примере успешно развивающейся Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» и одного из основных направлений ее деятельности – информационно-медийной.
Abstract. this article talks about increasing attention to the system of education at the state level on the example of the successfully developing All-Russian public-state children's and youth organization "Russian Movement of Schoolchildren" and one of its main areas of activity – information and media.
Ключевые слова: воспитание, информационно-медийное сопровождение направление деятельности РДШ, развитие творческих способностей подрастающего поколения.
Keywords: education, information and media support, the direction of the RDS activity, the development of creative abilities of the younger generation.
Система образования, обучения и воспитания рассматривается как основа формирования развитой и социально-ответственной личности, стремящейся к духовному, интеллектуальному и физическому совершенству. Вопросам воспитания в нашей стране сегодня уделяется огромное внимание, в связи с чем появляются новые и развиваются уже функционирующие воспитательные детские и молодежные проекты и организации, которые в свою очередь являются важной составляющей системы воспитания.
Одна из таких организаций - Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Ее деятельность направлена на развитие детей, их воспитание, а также организацию досуга и занятости школьников. Организация была создана в 2016 году на основании Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 29 октября 2015 года.
Российское движение школьников своей основополагающей целью имеет создание единой системы воспитания, а также реализация программ и проектов в сфере воспитания подрастающего поколения, проведение комплекса мероприятий в рамках четырех основных направлений деятельности движения, создание единого информационного пространства в рамках деятельности РДШ и др.
Число образовательных организаций, реализующих задачи деятельности РДШ, постоянно увеличивается. В проводимые РДШ мероприятия вовлечено в среднем 50% обучающихся от каждой образовательной организации, что в общем составляет 175 000 в 2017 году, 450 000 в 2018 учебном году, практически 1 500 000 школьников в 2020 году, и более 2 000 000 на сегодняшний день.
В структуре РДШ создано и существует на сегодняшний день четыре направления деятельности – «гражданская активность», «личностное развитие», «военно-патриотическое направление», «информационно-медийное направление».
Информационно-медийное направление курирует сопредседатель организации, журналист Яна Чурикова. Целью его создания является развитие и поддержка школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях, повышение уровня детских пресс-центров, популяризация профессии журналист среди детей, развитие творческих способностей школьников, проведение фестивалей и творческих конкурсов для школьников и т.д. [1]
Целью информационного-медийного направления РДШ является «формирование социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманистических идеалов и ценностей через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобразовывать действительность». [1]
Практический подход информационно-медийного направления деятельности РДШ заключается в том, что школьники учатся и сами создают медиапроекты на базе пресс-центров. Так, уже не первый год проводится Всероссийский конкурс «Добро не уходит на каникулы», в номинациях которого дети представляют проекты, направленные на заботу о животных, на оказание помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, пожилым одиноким людям, нуждающимся во внимании и уходе, на оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, испытывающим проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками, на социокультурную и языковую адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и их родителей (законных представителей), на создание эффективной системы развития добровольчества (волонтерства) в общеобразовательных организациях [3].
Современный мир невозможно представить без использования информационных технологий и средств массовой коммуникации.
Современные дети и подростки проводят очень много времени в интернете, поэтому важно, чтобы они умели правильно воспринимать и перерабатывать огромный поток информации.
Важно научиться определять достоверность и ложность информации, развивать навыки критического мышления у детей и подростков, формировать медиаосознанность. Помогает в этом медиаобразование, которое активно интегрируется в современный образовательный и воспитательный процесс. Медиаобразовательные технологии реализуются на уровне школ, детских лагерей, учреждений дополнительного образования и детско-юношеских организаций. Каждое образовательное учреждение самостоятельно выбирает методы и приёмы медиаобучения детей и подростков.
В деятельности РДШ используются различные медиаобразовательные методики, но они в большей степени направлены все же на профориентацию школьников, нежели на повышение медиаграмотности, поэтому в продолжение данного исследования предлагается разработать методические рекомендации по развитию медиаграмотности детей и подростков с помощью привлечения к данной деятельности медиапедагогов, разработки различных мероприятий, касающихся медиаграмотности школьников, изучить особенности реализации медиаобразовательных технологий на примере деятельности информационно-медийного направления деятельности РДШ и т.п.
Результатом медиаобразования, по мнению медиапедагогов, должно стать повышение медийной культуры личности - развитие медиаграмотности. В словаре А. В. Фёдорова предлагается следующее толкование: «умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст, то есть результат медиаобразования». [2]
Западные медиапедагоги считают, что медиаграмотность помогает школьникам и студентам читать медиатекст под критическим углом зрения, что учит сопротивляться различного рода манипуляциям, источником которых зачастую является СМИ.
Таким образом, мы видим, что медиаграмотность неотделима от учебного процесса и является результатом медиаобразования. Повышение медиаграмотности невозможно без усвоения новых знаний, познания медийного пространства. Эти задачи как раз решает медиаобразование.