Статья:

Развитие сплочённости классного коллектива во внеурочной деятельности

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сивак С.С. Развитие сплочённости классного коллектива во внеурочной деятельности // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(40).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие сплочённости классного коллектива во внеурочной деятельности

Сивак Сергей Сергеевич
студент Филиала СГПИ в г. Железноводске, РФ, г. Железноводск
Иванченко Ирина Васильевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Филиала СГПИ в г. Железноводске, РФ, г. Железноводск

 

Аннотация. В данной статье ставится цель изучить сплоченность детского коллектива необходимый компонент существования класса.  В статье приводятся данные экспериментальной работы по изучения уровня сплоченности детей первого класса. Основываясь на результатах констатирующего эксперимента был разработан комплекс методик, целью которого стало формирование сплоченности коллектива младших школьников в экспериментальной группе. 

 

Ключевые слова: коллектив, сплоченность, личность, формирование, эксперимент, обучающиеся, образование, учебно-воспитательный процесс.

 

Вопросы формирования и развития детского коллектива всегда являлись приоритетными для психолого–педагогической науки и практики. А.С. Макаренко отмечал, что «коллектив – это  социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, взаимозависимость, соотношения частей, а если этого ничего нет, то и коллектива нет, а есть просто сборище или толпа». Можно сказать, что становление и развитие ребенка вне коллективных отношений не представляется возможным, что только в коллективе и через коллектив ребенок способен усваивать необходимый ему багаж социо–культурных и  поведенческих аспектов [4, 266].

Переход ребенка в школьный возраст сопровождается изменением ведущего вида деятельности, процесса общения, переходом эмоционально–волевой составляющей на новый этап своего развития. Происходит перемена существующего уклада жизни, у ребенка возникают новые прямые обязанности, происходит переход на новый уровень взаимоотношения детей со сверстниками. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится процесс учения, в следствии которого формируются психологические новообразования. Оно характеризуется собственной результативностью, обязательностью и произвольностью [3, 58].

В этом возрасте, когда ребенок только начинает ощущать себя частью нового коллектива, педагогу необходимо формировать у него эмоциональное восприятие всего коллектива. Многие педагоги отмечают, что для формирования эмоциональной отзывчивости к коллективу классу у ребенка и формированию сплоченности в классе подходит внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Помогает заинтересовать детей различными видами деятельности. Формирует желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Развивает умение самостоятельно организовать своё свободное время [5, 72].

Можно сказать, что сплоченность детского коллектива выступает ведущей коллективистской направленностью. Я.Л. Коломинский дает следующее определение сплоченности. Сплоченность детского коллектива – это идейное, интеллектуальное, моральное, эмоциональное и волевое единение его членов, изменяющееся на основании определенной объективной характеристики, такой как организационное единство [1, 27].

Формирование сплоченности в детском коллективе – это достаточно трудоемкая работа, которая требует кропотливой работы от учителя начальных классов. Прежде чем говорить о формировании сплоченности у детей младшего школьного возраста, необходимо определить уровень сплоченности детей в классе. В современной психолого–педагогической литературе под уровнем сплоченности принято понимать степень приверженности к группе её членов. В процессе становления группы или при одновременном вступлении в нее нескольких индивидов особое значение приобретает принятие общих норм и их согласие с общими целями [2, 79].

Для выявления уровня сплоченности существует достаточно большое количество методик, которые в той или иной степени позволяют вывить характер личностных и коллективистских отношений в классе. В своей экспериментальной работе, проводимой в МБОУ Лицей казачества им. А.Ф. Дьякова, г. Железноводска, Ставропольского края, в апреле–мае 2021 года, были использованы следующие педагогические методики:

  • Методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин);
  • Методика «Определение индекса групповой сплоченности», (К. Э. Сишор);
  • Методика «Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе», (Дж. Морено);
  • Методика «Мы - коллектив? Мы – коллектив…Мы – коллектив!», автор (М. Г. Казакин).

Экспериментальная часть проходила в три этапа, и включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этап. В качестве респондентов выступили обучающиеся двух первых классов, один из которых представлял из себя экспериментальную группу, в то время как другой – контрольную группу.

По итогу констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что что у обучающихся экспериментальной группы уровень групповой сплоченности классного коллектива находится на низком или среднем уровне развития, в то время как контрольная группа показало более высокий результат. Так, например, результаты методики К.Э. Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» показали следующий результат: контрольная группа - высокий уровень 15%, средний уровень 46% и низкий уровень 37% . Экспериментальная группа – высокий уровень 13%, средний 46%, низкий уровень 39%.

Таким образом, была выявлена необходимость повышения уровня сплоченности коллектива в целом, снижение дискомфорта межличностного общения между детьми, а также становления благоприятного психологического климата в экспериментальной группе.

Основываясь на результатах констатирующего эксперимента был разработан комплекс методик, целью которого стало формирование сплоченности коллектива младших школьников в экспериментальной группе.  Проводя формирующий этап эксперимента в апреле 2021 года, ставилась цель повысить уровень сплоченности школьного коллектива средствами комплекса упражнений, используемых во внеурочной деятельности.

Основными способами повышения уровня групповой сплоченности во внеурочной деятельности, которые применялись по отношению к экспериментальной группе, выступили:

  • Программа «Игры на свежем воздухе»;
  • Упражнение «Необитаемый остров»;
  • Упражнение «Тайна»;
  • Проведение цикла классных часов в экспериментальной группе [1, 71].

После проведения мероприятий формирующего эксперимента в экспериментальном классе был проведен контрольный срез, целью которого было выяснить уровень сплоченности классных коллективов контрольной и экспериментальной групп. На контрольном этапе эксперимента в контрольной группе, в которой не проводились мероприятия формирующего эксперимента направленные на повышение уровня сплоченности коллектива не было  замечено существенных изменений. Практически все ученики контрольной группы не изменили свое отношения к коллективу.

Учащиеся экспериментальной группы показали более высокий уровень сплоченности, а представители контрольной группы не изменили результаты. Продемонстрированная положительная динамика позволяет убедиться в правильности направления экспериментальной работы. Проведение целенаправленной работы по совершенствованию мероприятий внеурочной деятельности, и включение в нее упражнений на повышение уровня сплоченности, дало реальный положительный результат. Специально разработанный комплекс упражнений применяемый нами в эксперименте дает возможность реально повысить показатели сплоченности коллектива. Взаимодействие учащихся на мероприятиях по внеурочной деятельности способствует повышению качества взаимоотношений участников группы, улучшает уровень комфорта каждой личности и в целом психологический микроклимат группы. Результаты исследования доказывают эффективность внедрения во внеурочную деятельность комплекса упражнений, который направлен на повышение уровня сформированности сплоченности коллектива младших школьников.

 

Список литературы: 
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ля учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М: Просвещение, 2014. – 223 с. 
2. Детский коллектив в педагогическом процессе //Методика воспитательной работы: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластёнина. 4-е изд, испр. И доп. М.: Издательский центр «Академия»,2006.С.70-82.
3. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. – М.: МГУ, 2000. – 128с. 
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности): / учебн. Пособие. Мн.: ТеатраСистемс, 2000. 328 с.