Статья:

Совместное проектирование цели на уроках литературы (на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова)

Конференция: CXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Дроздова В.В. Совместное проектирование цели на уроках литературы (на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(130). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(130).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Совместное проектирование цели на уроках литературы (на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова)

Дроздова Валерия Валерьевна
магистрант, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Бронская Людмила Игоревна

 

JOINT GOAL DESIGN IN LITERATURE LESSONS (ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE CREATIVITY OF M. YU. LERMONTOV)

 

Valeria Drozdova

Master's student, North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема целеполагания в учебном процессе в связи с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения. Основное содержание исследования составляет анализ процесса и значимости целеполагания на уроке литературы.

Abstract. This article discusses the problem of goal setting in the educational process in connection with the requirements of the federal state standard of the second generation. The main content of the study is the analysis of the process and significance of goal-setting in the literature lesson.

 

Ключевые слова: личностно ориентированное образование, технология постановки цели, эффективное образование.

Keywords: personality-oriented education, goal setting technology, effective education.

 

Личностно ориентированное образование опирается на множество педагогических технологий и методик, доказавших свою эффективность. В этом параграфе мы обратимся к технологии постановки цели, поскольку она характеризуется наибольшей гибкостью и инструментальностью, является системообразующей во всей деятельности педагога.

Наиболее авторитетны разработки в области педагогического целеполагания В.М. Кларина, который на основе исследований Б. Блума и Д. Картволя систематизировал цели в зависимости от предмета их назначения. В современной методике идеи В.М. Кларина получили продолжение и развитие: так, под педагогической целью современные методисты понимают «цель практической деятельности педагога» [1, с. 86]; «мысленное представление педагогом и учащимися результатов их взаимодействия, в соответствии с которым соотносятся все остальные элементы педагогического процесса» [2, с. 27]; «прогнозируемый результат педагогической деятельности (изменения в учащихся)» [3]; «прогноз возможного и желаемого продвижения ребенка в его развитии» [4, с. 58].

Цель – определяющий элемент любой образовательной системы, без которого деятельность педагога становится несистемной и хаотичной. Именно от цели зависят содержание образовательного процесса и средства, с помощью которых достигаются образовательные результаты. Мы вслед за А.В. Хуторским будем понимать под целью предвосхищаемый предметный результат деятельности с учетом личных целей ученика. Это определение учитывает все аспекты типологии целей, разработанной методистом. В этой классификации выделяются:

  • личностные цели – этот тип целей имеет особенное значение для реализации потенциала школьника, поскольку их планирование учитывает и задействует индивидуальные способности и запросы школьника, ориентируется на самореализацию школьника;
  • предметные цели – они способствуют усвоению знаний, основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую предметную область. Этот тип целей поясняется в стандарте, программах и УМК по предметам, их достижение/недостижение является маркером освоения программы, а в старшей школе – основанием для аттестации/неаттестации в ходе итоговых испытаний. Обратимся к предмету нашего исследования – программе по литературе. Объем работы не позволяет нам приводить обширные цитаты из него, поэтому в разработанных уроках-приложениях мы указываем те предметные цели, достижение которых в средней школе будет свидетельствовать об освоении программы;
  • организационные цели – направлены на овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий [5]. Достижение таких целей отражает требование ФГОС: результатом освоения программы должна стань выработанная у школьника готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Урочное целеполагание не всегда может быть исчерпано одним типом целей, поэтому в одной формулировке могут присутствовать несколько типов целей – для достижения и личностных, и предметных, и воспитательных результатов.

Процесс целеполагания обладает высокой эффективностью в силу ряда причин:

1. концентрация усилий на главном. Учитель не только выделяет и уточняет цели, соответствующие, например, конкретному уроку, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы;

2. ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Конкретные цели делают максимально прозрачным процесс образования и оценивания, поскольку объективное понимание достижения/недостижения поставленной цели исключает возможность субъективно-личной оценки учителя;

3. создание эталонов оценки результатов обучения. Оценивание результата определяется уровнем достижения поставленных целей, для описания результатов которых ведущие методисты разработали несколько систем оценивания. Наиболее подробно уровни освоения знаний описали известные дидакты И.Я. Лернер, В.П. Беспалько и др.

Достижение высоких результатов не может произойти при абстрактном или неэффективном целеполагании. Исследования отечественных ученых и педагогов-практиков показывают, что цели урока должны соответствовать следующим критериям: диагностируемость, конкретность, осознанность, они должны описывать желаемый результат, быть реально достижимыми, побудительными (побуждать к действию), понятными, точными, то есть цель не должна иметь расплывчатую формулировку. Л.В. Байбородова и А.П. Чернявская добавляют к этому перечню ряд характеристик: 1) логическая связность с содержанием обучения, логикой предмета; 2) измеряемость (в объеме приобретенных учащимися знаний, навыков, умений и т.д.); 3) определяемость временными рамками достижения [6, с. 21-22].

Внутри педагогической цели выделяются два аспекта: результатный и процессуальный. Первый аспект характеризует тот итог, к достижению которого стремится учащийся. Процессуальная цель ориентирована на сам процесс достижения обозначенных результат, с учетом особенностей и уже установленных возможностей обучающихся. Другими словами, под результатными «понимаются цели, в которых представлены желаемые изменения у учащихся в результате педагогических усилий, под процессуальными – желаемые качества образовательного или воспитательного процессов» [4, с. 59-60]. Результатная цель характеризует образовательный результат, достигаемый учащимся. Процессуальная цель представляет характеристику образовательного процесса, создаваемых педагогических условий и средств обучения, используемых для достижения поставленной цели с учетом особенностей и возможностей учащихся.

Целеполагание на уроке литературы включает ряд последовательных действий: формулирование учителем цели собственной деятельности, формулирование ее для учеников с представлением и обоснованием значимости ожидаемых результатов обучения, обеспечение понимания и принятия цели школьниками, рефлексию процесса целеполагания. Однако если процесс постановки цели реализовывается только учителем, снижается результативность обучения. Для повышения эффективности организации учебной деятельности следует постепенно переходить к совместной целеполагающей деятельности учителя и учеников – совместной постановке цели или коллективному целеполаганию. Технология реализуется с помощью различных форм и методов: например, проведение собрания, в рамках которого могут быть реализованы приемы «мозговой штурм», «защита проектов», дискуссия, создание проблемной ситуации, создание образовательного продукта. На ранних этапах работы по обучению целеполаганию на уроках литературы действенным приемом является формулирование темы урока в форме вопроса: «Современны ли стихотворения «И скучно, и грустно» и «Дума»?», «Каковы нравственные уроки поэмы «Песни…про купца Калашникова»?», «Историческая концепция Лермонтова в поэме «Бородино»». Для формулирования цели учащимся предлагается использовать глаголы-помощники (понять, выяснить, осмыслить и т. д.), формируя цели урока, ученики записывают их в тетрадь по алгоритму:-обобщить ...-предложить ...-предположить .... Наиболее эффективной, на наш взгляд, является постановка цели в ходе разрешения проблемной ситуации, которая на уроках литературы чаще всего создается с помощью проблемного вопроса или сопоставления различных точек зрения. Таким вопросом, организующим блок уроков по роману «Герой нашего времени», может быть вопрос «Почему Печорин является героем своего времени?». Столкнувшись с трудностью в рамках разрешения проблемной ситуации, преодолеть которую невозможно с помощью имеющихся знаний и умений, школьники понимают, что им предстоит освоить на уроке. Завершается работа осмыслением полученных результатов деятельности и осознанием процесса их достижения.

Помимо достижения предметных результатов, эффективность метода совместного проектирования цели заключается в том, что она является формой воспитательной работы. В случае, если цель достигается формами коллективной работы (создание образовательного продукта, совместный исследовательский проект), школьники учатся работать в команде, развивают коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Таким образом, технология целеполагания – наиболее эффективный инструмент, который должен сопровождать весь процесс обучения и выполнять в нём функции дополнительной мотивации учебной деятельности обучающихся, структурирования учебного процесса, а так же диагностики результатов предметной обученности школьника.

 

Список литературы:
1. Пантюхин С.С. Содержание цели в отечественной педагогике 90-х годов XX века: дис. ... канд. пед. наук. – Архангельск, 2002. 
2. Лачугина Ю.Н. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика: учеб. пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 52 с.
3. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
4. Дулинец Т.Г. Становление субъектной позиции учащихся в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук. – Красноярск, 2005.
5. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm
6. Байбородова Л.В. Психолого-педагогические проблемы развития современного школьника: коллективная монография. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 174 с.