Статья:

Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Штин Н.И. Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(1).pdf (дата обращения: 07.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников

Штин Наталья Ивновна
магистрант Тольяттинского государственного университета, РФ, Тольятти
Груздова Инна Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук доцент кафедры «Педагогики и методики преподавания», Тольяттинского государственного университета, РФ, Тольятти

 

Проблема формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в современном обществе становится особенно актуальной. Нравственное развитие личности учащихся является важнейшей составляющей школьного образования. В Концепции духовно-нравственного воспитания говорится о том, что нравственное развитие личности следует осуществлять как процесс социализации в ходе последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности на основе традиционных норм и нравственных идеалов [1].

В школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к духовно-нравственному, эмоционально-ценностному воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения в обществе.

Воспитание семейных ценностей учащихся разного возраста раскрывается в работах – Ш.А.Амонашвили, В.А.Караковского, С.Т.Шацкого. Проблема воспитания семейных ценностей тревожит многих современных исследователей – Л.О. Володину, Ж.Н. Дюльдину, П.Е. Кильдюшову, Р.А. Валееву, И.Ф. Дементьеву.

После объявленного в России в 2008 году  Года семьи возросло внимание к ее проблемам. О.В.Володина  отмечает, что необходимо усиление внимания к качественным показателям функции семьи (воспитательной) позволяет перенести акцент с процесса воспроизводства на фактор духовной составляющей семьи – духовно-нравственные ценности семейного воспитания [2].

В современных исследованиях к семейным ценностям относят то, что дорого, значимо, интересно, то, что способствует положительному  представлению о взаимоотношениях в семье, осознанию собственной значимости в семье. К семейным ценностям мы относим любовь, дружбу, верность, уважение к родителям, активное участие в жизни семьи, забота о старших и младших.

В нашем исследовании под «формированием ценностного отношения к семье у младших школьников» мы понимаем процесс формирования отношения к семье как к высшей ценности, путем приобщения к общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям, реализуя ценностные ориентации в своей деятельности и поведении, закрепление которых затем приведет в  качество личности.

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю свою историю существования. Для детей и взрослых семья – это ближний круг окружающих людей, которые дарят заботу, защиту и любовь.

Именно в семье закладываются общечеловеческие ценности: любовь и уважение к родным, ответственность за свои поступки, чувство патриотизма. Семья – это первый институт социализации ребенка. Но не все семьи имеют возможность открыть своему ребенку мир семьи. По статистике в первые три года 80 % семей разводятся. Поэтому многие дети имеют искаженное представление о ценности семьи.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания ставятся задачи по формированию базовых национальных ценностей, хранимые в семейных ценностях. Для школьников актуальными являются ценности, связанные с родством. Ценность принадлежности к семье, ценность наличия родственников, ценность семейных историй, ценность семейных традиций [1].

Одной из задач Стратегии патриотического воспитания граждан в городском округе Тольятти Самарской области является знакомство с историей, обычаями, культурными традициями, изучение и сохранение истории своей семьи. Формирование духовности, социальной активности начинается со знания истории и культуры своей семьи и малой родины [3].

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье, с усвоения им моральных норм, традиций, устоев, культурных ценностей, которые отражают богатство и индивидуальность культур народов нашей страны.

Л.О.Володина в своем исследовании говорит, что именно в деятельности через создание явлений культуры и передачу их от поколения к поколению и заключается деятельностная сущность категории «ценность». То есть с позиции деятельностного подхода семья способна к созданию собственной системы ценностей в процессе повседневной жизни в результате самотворения значимых предпочтений. Семейные ценности – одна из составляющих базовых национальных ценностей [2].

Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям осуществляется посредством проектной и исследовательской деятельности, направленной на сотрудничество с семьей как наиболее активной средой формирования личности ребенка.

Формирование культурно-ценностных ориентации младших школьников в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности нашло свое отражение в концепции предмета «Окружающий мир» УМК «Перспектива».

В результате диагностики, направленной на выявление уровня сформированности понятия о семейных ценностях и значимости семьи в жизни младшего школьника, проведенной на базе МБУ «Школа №41», было выявлено, что у большинства учащихся преобладает средний и низкий уровень 84℅.  Для таких учащихся характерны следующие характеристики: в семье чувствуют себя не комфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность удовольствию. Испытывают серьезные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не собираются поменять. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

И лишь у 16 % школьников сформированы достаточные знания и представления о семье, семейных ценностях, семейных традициях. Они знают историю и родословную своей семьи, обязанности и права её членов. Проявляют повышенный интерес и демонстрирует положительные эмоции к родителям, младшим и старшим членам семьи. Соблюдают правила общения с членами семьи и взрослыми, находят способы разрешения конфликтных ситуаций. Узнают информацию по различным вопросам от членов семьи.

Для дальнейшей корректировки нами была разработана программа по внеурочной деятельности «Моя семья – моё богатство», систематизирующая и дополняющая материал программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Занятия проводились один раз в неделю по 40 минут. Собранные в течение учебного года сведения о семье помогут в составлении родословной.

Данная программа направлена на глубокое изучение своей семьи: истории, традиций, родословной. Для подготовки к занятиям, необходимо узнавать информацию от членов семьи, что будет способствовать развитию доверительных отношений в семье. Совместная деятельность со взрослыми формирует семейные ценности, социальные и коммуникативные навыки, развивает высшие психические процессы.  В течение года предусмотрено выполнение семейных проектов.

Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это значит, что в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать проблемы, доказывать верность своих идей.

Программа так же носит и комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и образования, образования основного и дополнительного.

Программа носит концентрический характер: углубляются и расширяются знания по темам, изучаемым в рамках предмета «Окружающий мир».

Программа составлена с учетом государственного заказа (Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, ФГОС), общественного заказа (опрос детей и родителей).

Основная цель программы определяется формированием ценностного отношения к семье и семейным ценностям, в рамках развития универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к осознанию обучающимися ответственности за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.

Реализация цели программы осуществляется через систему задач: развитие личности, органически сочетающей в себе стремление к формированию семейных ценностей, к самореализации и уважение к правам и интересам членов общества; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества; создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе семейных, традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа; снижение уровня асоциальных проявлений среди детей и школьников.

Данная программа была поделена на три блока: «История семьи», «Любовь, забота, уважение», «Семейные ценности». В результате занятий у детей накапливался материал для составления родословной. Этому способствовало введение в процесс работы над проектами. Детям важно осмысливать свой личный опыт, чтобы приобрести ценный опыт. За время занятий ребята подготовят несколько проектов: «Родословное древо», «Карта путешествий», «Кулинарная книга моей семьи», «Календарь семейных праздников».

Формированию ценностного отношения к семье способствуют игровые технологии. Поэтому почти во все наши занятия были включены игры. Игра как метод даёт возможность перевести пассивное владение ценностями в умение использовать их в практической деятельности.

Ценность семьи нашла своё отражение в народных пословицах и поговорках. Народные изречения вводят ребенка в мир ценностных ориентаций. Пословицы и поговорки побуждают детей к размышлениям или действиям. 

Семья играет основную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка. Поэтому проблема формирования ценностного отношения к семье, возрождению и сохранению традиций, культурных обычаев становится актуальной и определяющей в развитии социальной культуры младших школьников.

Ребенок рождается и растет в семье, где знакомится с историей своих предков, традициями своего рода. Затем мировоззрение его расширяется, и ребенок осознает себя частью не только своей семьи, но и частью своего народа, частью своей страны.

Таким образом, формируя ценностное отношение к семье, мы способствуем духовному и нравственному развитию ребенка, способствуем принятию базовых национальных ценностей, что является основой Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

Список литературы:
1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009. – 30с.
2. Володина, Л.О. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной Росси: от замысла к концепции / Л.О.Володина – М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», ФГНУИТИП РАО, 2014. – 196с.
3. Стратегия патриотического воспитания граждан в городском округе Тольятти Самарской области. – URL:edutlt.samregion.ru/operation/educational-work.php