Дневник юного орнитолога как средство экологического образования младших школьников
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Дневник юного орнитолога как средство экологического образования младших школьников
Мировая общественность ещё в конце прошлого века начала осознавать необходимость изменения отношения к планете с потребительского на партнёрское. В современном мире экологической культуре уделяется особое внимание. Федеральный закон «Об образовании» (ред. от 06.03.2019) среди принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования в числе первых указывает приоритет бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования «Цитата»[3, с.25]. В ФГОС НОО второго поколения в качестве одного из основных направлений деятельности выдвигается идея эмоционально-ценностного, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру. Формирование экологической культуры представляется государственной задачей, решение которой в рамках институционального подхода (через социальные и образовательные учреждения) возможно в условиях организации системы и непрерывного экологического образования «Цитата» [2, с.12]. Учителю, при организации работы с детьми, важно не только обозначить существующие проблемы, но и выбрать активные методы работы, позволяющие сформировать у детей разные группы умений, необходимые для решения экологической ситуации «Цитата» [1, с.15].
«Дневник юного орнитолога» - компонент системы методических разработок, направленных на формирование экологической культуры младших школьников, которая представлена в формате дневников «юного эколога». Работа с ним рассчитана на детей 2,3 класса. Она предполагает, что еженедельно дети будут наблюдать и исследовать какой- либо объект природы, оказывать ему посильную помощь. По результатам организации экологической работы каждому ребёнку будет выдаваться удостоверение (в частности, удостоверение юного орнитолога), в конце учебного года дети получат удостоверение "Юный эколог", что даст им возможность включиться в новый этап экологической работы. Дневник состоит из 13 страниц и разделён на пять дней, в течение которых дети знакомятся с информацией о правилах заботы о птицах и выполняют различные задания, направленные на развитие у детей познавательных способностей, навыков исследовательской и практической деятельности. Первый день включает в себя задания по наблюдению за птицами, окружающими ребёнка. Предлагается отрывок из произведения Виталия Бианки «Птичий год» и его анализ, в ходе которого ребёнок размышляет над ролью человека в жизни птиц зимой, устанавливает виды неизвестных ранее птиц. После этого детям предоставляются дополнительные литературные и интернет источники, с помощью которых они смогут выполнить одно из предложенных заданий (подготовиться к выступлению в классе по презентации одного из видов птиц или письменно сравнить понравившийся вид с уже знакомыми). Второй день направлен на изучение мест обитания зимующих птиц. Детям предлагается ответить на вопрос о том, меняют ли птицы место жительства в зимний сезон и нарисовать домики птиц, которые он когда-либо видел. После этого он знакомится с информацией о зимних укрытиях птиц и размышляют о том, может ли человек помочь птицам с жильём зимой. Третий день направлен на работу с родителями и создание кормушки для пернатых друзей. После того, как ребёнок с помощью взрослых изготовит кормушку, он проводит анализ их совместной работы и фиксирует его в дневнике. Четвёртый день ознаменован изучением корма для птиц. Ребёнку предлагается вопрос, чем кормят птиц зимой, он пробует составить собственное меню для птичьей столовой, затем дневник знакомит его с памяткой о правилах подкормки птиц зимой и ребёнок корректирует собственное меню на основе полученной информации. Затем ребёнку даётся задание в течение недели подкармливать птиц, следить за их столовой и проводить наблюдения, результаты которых он фиксирует в дневнике. В пятый день дети вспоминают и фиксируют самый интересный, вызвавший у них яркие эмоции случай, произошедший во время наблюдений за пернатыми друзьями, и готовятся к выступлению в классе. В эту подготовку входит как устный рассказ, так и иллюстрирование его фотографиями, рисунками, поделками – здесь ребёнку предоставляется свобода для творчества. В классе организуется выставка работ детей, приглашаются родители и в торжественной обстановке ребятам вручаются удостоверения юного орнитолога.
В продолжение всей работы с дневником в качестве помощника для детей выступает добрый старичок – главный Хранитель птиц, который даёт им советы по подкормке пернатых друзей, уходу за ними и раскрывает тайны могущественных хранителей птиц. Дневник юного орнитолога – методическая разработка, которая поможет учителю современной начальной школы формировать экологическую культуру детей так, что дети станут активными субъектами её освоения. Дети предстанут настоящими исследователями, которые не без руководства учителя и помощников, предусмотренных страницами дневника, открывают новые знания о птицах, которые их окружают. Мотивационный и эмоциональный компоненты такой формы работы позволяют повысить уровень самостоятельности и учебной активности ребёнка.