Статья:

Дневник юного орнитолога как средство экологического образования младших школьников

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Анненкова А.М. Дневник юного орнитолога как средство экологического образования младших школьников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 12.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Дневник юного орнитолога как средство экологического образования младших школьников

Анненкова Анастасия Михайловна
студент, Пензенский Государственный Университет, РФ, г.Пенза
Барашкина Светлана Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Пензенский Государственный Университет, РФ, г.Пенза

 

Мировая общественность ещё в конце прошлого века начала осознавать необходимость изменения отношения к планете с потребительского на партнёрское. В современном мире экологической культуре уделяется особое внимание. Федеральный закон «Об образовании» (ред. от 06.03.2019) среди принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования в числе первых указывает приоритет бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования «Цитата»[3, с.25]. В ФГОС НОО второго поколения в качестве одного из основных направлений деятельности выдвигается идея эмоционально-ценностного, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру. Формирование экологической культуры представляется государственной задачей, решение которой в рамках институционального подхода (через социальные и образовательные учреждения) возможно в условиях организации системы и непрерывного экологического образования «Цитата» [2, с.12]. Учителю, при организации работы с детьми, важно не только обозначить существующие проблемы, но и выбрать активные методы работы, позволяющие сформировать у детей разные группы умений, необходимые для решения экологической ситуации «Цитата» [1, с.15].

«Дневник юного орнитолога» - компонент системы  методических разработок, направленных на  формирование экологической культуры младших школьников, которая представлена в формате дневников «юного эколога».  Работа с ним рассчитана на детей 2,3 класса. Она предполагает, что еженедельно дети будут наблюдать и исследовать какой- либо объект природы, оказывать ему посильную помощь. По результатам организации экологической работы каждому ребёнку будет выдаваться удостоверение (в частности, удостоверение юного орнитолога), в конце учебного года дети получат удостоверение "Юный эколог", что даст им возможность включиться в новый этап экологической работы. Дневник состоит из 13 страниц и разделён на пять дней, в течение которых дети знакомятся с информацией о правилах заботы о птицах и выполняют различные задания, направленные на развитие у детей познавательных способностей, навыков исследовательской и практической деятельности. Первый день включает в себя задания по наблюдению за птицами, окружающими ребёнка. Предлагается отрывок из произведения Виталия Бианки  «Птичий год» и его анализ, в ходе которого ребёнок размышляет над ролью человека в жизни птиц зимой, устанавливает  виды неизвестных ранее птиц. После этого детям предоставляются дополнительные литературные и интернет источники, с помощью которых они смогут выполнить одно из предложенных заданий (подготовиться к выступлению в классе по презентации одного из видов птиц или письменно сравнить понравившийся вид с уже знакомыми). Второй день направлен на изучение мест обитания зимующих птиц. Детям предлагается ответить на вопрос о том, меняют ли птицы место жительства в зимний сезон и нарисовать домики птиц, которые он когда-либо видел. После этого он знакомится с информацией о зимних укрытиях птиц и размышляют о том, может ли человек помочь птицам с жильём зимой. Третий день направлен на работу с родителями и создание кормушки для пернатых друзей. После того, как ребёнок с помощью взрослых изготовит кормушку, он проводит анализ их совместной работы и фиксирует его в дневнике. Четвёртый день ознаменован изучением корма для птиц. Ребёнку предлагается вопрос, чем кормят птиц зимой, он пробует составить собственное меню для птичьей столовой, затем дневник знакомит его с памяткой о правилах  подкормки птиц зимой и ребёнок корректирует собственное меню на основе полученной информации. Затем ребёнку даётся задание в течение недели подкармливать птиц, следить за их столовой и проводить наблюдения, результаты которых он фиксирует в дневнике. В пятый день дети вспоминают и фиксируют самый интересный, вызвавший у них яркие эмоции случай, произошедший во время наблюдений за пернатыми друзьями, и готовятся к выступлению в классе. В эту подготовку входит как устный рассказ, так и иллюстрирование его фотографиями, рисунками, поделками – здесь ребёнку предоставляется свобода для творчества. В классе организуется выставка работ детей, приглашаются родители и в торжественной обстановке ребятам вручаются удостоверения юного орнитолога.

В продолжение всей работы с дневником в качестве помощника для детей выступает добрый старичок – главный Хранитель птиц, который даёт им советы по  подкормке пернатых друзей, уходу за ними и раскрывает тайны могущественных  хранителей птиц. Дневник юного орнитолога – методическая разработка, которая поможет учителю современной начальной школы формировать экологическую культуру детей так, что дети станут активными субъектами её освоения. Дети предстанут настоящими исследователями, которые не без руководства учителя и помощников, предусмотренных страницами дневника, открывают новые знания о птицах, которые их окружают. Мотивационный и эмоциональный компоненты такой формы работы позволяют повысить уровень самостоятельности и учебной активности ребёнка.

 

Список литературы:
1. Барашкина С.Б. Развитие поисковой активности младших школьников в процессе решения исследовательских задач в курсе «Окружающий мир». В сборнике: Гносеологические основы образования. Международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения профессора С.П.Баранова, Елец, 2017.С.14-17.
2. Багова Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» . Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015.С.11-15.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации".