Статья:

Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Русина С.А. Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста

Русина Светлана Анатольевна
магистрант ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары

 

Социальное окружение личности прямым образом влияет на развитие личности и на становление её жизнедеятельности. Л.И. Божович [1] в своих исследованиях подчеркивал, что потребность в общении несет в себе изначальную силу, которая побуждает развитие ребёнка и является базой для развития других социальных потребностей. Кроме того, навыки общения развиваются вместе с развитием личности, отмечает Л.И. Божович [1]. Одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении ребёнок удовлетворяет через взаимодействие с другими людьми.

Выготский Л.С. [2] выдвинул и разрабатывал положение о решающей роли общения в психическом развитии ребёнка. Также он неоднократно подчеркивал, что психология человека обнаруживается в совокупности перенесенных внутрь человеческих отношений, ставших формами структуры личности и её функциями. Выготский Л.С. [2] полагал, что существует взаимосвязь и взаимозависимость систем отношений «ребёнок-ребёнок» и «родитель-ребёнок», которая отражается на психическом развитии личности.

Многие ученые,М. Андреева, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Петровский, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др,  рассматривают общение как форму коммуникативной деятельности. М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская принимают сущность понятия общения синонимом коммуникативной деятельности. Процесс качественных преобразования в структуре коммуникативной деятельности обуславливает процесс развития общения дошкольников как со взрослыми, так и со сверстниками, отмечает М.И. Лисина [5].

Общение происходит путем использования вербальных и невербальных знаковых систем. Лексическая и синтаксическая система фонетических знаков, включающая в себя человеческую речь, естественный звуковой язык представляет собой вербальную коммуникацию. Для передачи информации с минимальной потерей смысла используется универсальное средство коммуникации – речь. Речь не просто двигает информацию, главной её целью является взаимное воздействие на участников общения, достижение определенного изменения поведения. Развитие речи в онтогенезе принимает очень длительный и сложный характер. М.И. Лисина [5] выявляет три этапа развития речи ребёнка:

- довербальный (ребёнок не овладел ни пассивной, ни активной речью, формируются предпосылки для вербального общения);

- начальная вербальная коммуникация (развит пассивный словарный запас, появляются первые простые слова и фразы);

- развернутая вербальная коммуникация

На ранних этапах важным показателем процесса развития вербальной речи является уровень развития жестовой речи. Бедность последнего свидетельствует об отставании в развитии вербальной речи. Исследования И.И. Иванец[3], посвященные речевой коммуникации детей, раскрывают особенности формирования и развития общения дошкольников. В своей работе автор выделяет искусство как средство развития речевых коммуникаций дошкольников. По его мнению, искусство является школой искусства общения, предоставляющей возможность расширить и пополнить опыт общения, пережить иные, недоступные в реальной действительности ситуации, обогатиться новыми эталонами разнопланового общения.

Низкий уровень развития коммуникативных умений приводит к затруднениям в общении со сверстниками и взрослыми, возрастает общая тревожность ребёнка. Социально-личностное развитие дошкольника обуславливается развитием коммуникативных умений. В исследованиях  И.А. Кумовой [4], связанных с воспитанием основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни отмечено, что понятие «коммуникативная культура ребенка» – это личностное качество, которое включает в себя потребность в общении, вызванную общими познавательными и игровыми интересами, позитивное, эмоционально положительное отношение к себе и партнеру, различные способы донесения информации, стремление договориться и способность прийти к компромиссу, согласию.

Исследование барьеров, осложняющих процесс общения, проводилось А.Г. Самохваловой [6]. Оптимизация и совершенствование опыта коммуникативного общения возможно при постоянном общении ребёнка со взрослым, в результате чего ребёнок получает возможность познать себя, окружающих людей, испытать накопленный опыт коммуникативных умений, установить межличностное взаимодействие. Для дошкольника общение со сверстниками является жизненно важным для развития, однако, без участия взрослого система общения «ребёнок-ребёнок» дошкольного возраста остается малоэффективной. Ребёнка необходимо научить выходить из сложных конфликтных ситуаций, адекватно выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать близким, мириться и различать допустимое и недопустимое поведение. Навыки, приобретенные в результате общения со взрослыми влияют на развитие ребёнка на всех этапах его раннего и дошкольного детства. Развития коммуникативного общения представляет собой последовательную смену форм общения как качественно новых образований с определенным уровнем генетической коммуникации. Каждая форма общения обладает рядом характеристик: дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка. От рождения до 7-летнего возраста ребёнок проходит через четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Инициатива взрослого опережает желания ребёнка, поэтому своим воздействием взрослый как бы «подтягивает» деятельность ребёнка на новый более высокий уровень. Подобная схема и является некой движущей силой в возникновении и развитии у детей коммуникативного общения. Преобразование и обогащение социальных потребностей ребёнка происходит с помощью организуемой взрослыми практики взаимодействия. Постоянная  поддержка взрослого необходима для предотвращения замедления или прекращения развития коммуникативного общения детей, отмечает М.И. Лисина [5].

Зависимость взаимоотношений от содержания потребности в коммуникативном общении обнаруживается как в общении детей с взрослыми, так и в общении их между собой. Особенностью отношений ребёнка и взрослого является авторитарный характер воздействия взрослого, который ограничивает свободу личности. Более эффективным и продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстниками. Важным моментом при рассмотрении особенностей общения со сверстниками является сроки возникновения потребности общения со сверстниками. В исследованиях Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой[7] отмечено, что примерно к четырем годам для ребенка сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение ребёнка со сверстниками принципиально отличается от общения со взрослыми, что проявляется в более разнообразных коммуникативных действиях, в эмоциональной насыщенности общения, отсутствие регламентированности и нестандартность взаимодействия.

Развитие коммуникативного  общение ребёнка со сверстниками 4-7 лет  происходит в несколько этапов. В 4 года для ребёнка взаимодействие со сверстником происходит на основе подражания и эмоционального заражения ребёнка, сверстник выступает в роли партнера по эмоционально-практическому взаимодействию. Действия детей параллельны и основная потребность заключается в потребности в соучастии. Следующий этап наступает в возрасте 4-6 лет, когда возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве сверстников. В отличие от соучастия, форма сотрудничества предполагает распределение игровых ролей и функций, что означает необходимость учета действий и воздействий партнера. Общение формируется на основе совместной игровой деятельности. Данный этап также характеризуется зарождением новой потребности – потребность в уважении и признании сверстника. Черты внеситуативности начинают возникать на третьем этапе развития коммуникативного общения со сверстниками, когда начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми, содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций.

Коммуникативное общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми присутствием новых действий и обращений, которые никогда не встречаются в общении со взрослыми. Общение со сверстниками дает возможность ребёнку действительно стать равным партнером в общении, оценить себя на уровне реальных возможностей, так как сверстник выступает объектом сравнения с собой.

Основным побуждением к коммуникативному общение выступает потребность ребёнка в самопознании и самооценке с помощью партнера по общению как в процессе коммуникативного взаимодействия со взрослым, так и в процессе коммуникативного воздействия со сверстником. Особенность же сферы коммуникативного общения со сверстниками по сравнению со сферой общения с взрослыми состоит в том, как достигается самопознание и самооценка в каждом из обоих случаев, и какие возможности открываются для этого ребенку в той и в другой сфере. По мнению А.Г. Самохваловой [6], ребенок, не имеющий разностороннего опыта коммуникативного общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. Дополнительные расстройства в поведении и характере могут проявиться в  более старшем возрасте. Раздражение, агрессия, «уход в себя», замкнутость являются проявлением неудовлетворенности в общении. Следовательно, сложившаяся тенденция гуманистического воспитания и обучения детей требует ориентации педагогического процесса на их основные потребности. Удовлетворение этих потребностей станет базой для формирования желания вступить во взаимодействие с окружающими.

 

Список литературы:
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М., 2002. – 450с.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский ; под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1982. – 488 с. : ил. (Акад. пед. наукСССР)
3. Иванец, И.И. Искусство как средство развития речевых коммуникаций у старших дошкольников / И.И. Иванец // Электронный журнал «Исследовано в России». – 2000. – № 31. – С. 429–437.
4. Кумова,И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Дис. канд. пед. наук. / И.А. Кумова. – Ростов н/Д. – 2004. 
5. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения./ М.И. Лисина. – М. – 2001. 
6. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. / А.Г. Самохвалова. – СПб. – 2011.
7. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. / Е.О. Смирнова , В.М. Холмогорова. – М. – 2005.