Статья:

Профессиональная ориентация школьников

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Старостина Г.Е. Профессиональная ориентация школьников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 14.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиональная ориентация школьников

Старостина Галина Еремеевна
студент ФЭИ СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Романова Оксана Дмитриевна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент, зам. директора по научной работе ФЭИ СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Введение

Цель исследования: изучение современной ситуации профессиональной ориентации учащихся в Республике Саха (Якутия) и разработка рекомендаций по содействию к готовности осознанного выбора профессии школьниками.

Методы исследования: анализ литературы, системный подход, сопоставительный анализ, статистические группировки, диагностические методы: анкетирование, методика тестового опроса.

В России происходит ориентация на мировой опыт ведущих зарубежных стран в плане модификации и модернизации системы подготовки кадров. Но часто данная ориентация связана с копированием международного опыта и внедрением в национальную систему, что не всегда оправдано в национальном контексте нашего обучения, ввиду отсутствия единой централизованной организации процесса, так как каждый регион и образовательная организация действуют самостоятельно [3].

Несмотря на то, что в России функционируют разного уровня учреждения общего образования вопросам профессиональной ориентации в них, уделяется одинаковое внимание. Это обусловлено наличием модели выпускника, одним из показателей которой является готовность к профессиональному выбору.

В современных условиях актуализирован социальный заказ на подготовку конкурентного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, мобильностью, гибкостью, способного самореализовать свой творческий потенциал в профессии и жизни. Именно эффективное проектирование профессиональной ориентации школьников должна оказать значительную помощь в построении образовательной стратегии школы.

В настоящее время в школах Республики Саха (Якутия) осуществляется профориентационная работа с учениками, но не наблюдается выстроенной системы.

Учеными-профориентологами Республики Саха (Якутия), в частности А. В. Мордовской, С. В. Паниной, Т. А. Макаренко, было отмечено, что в республике наблюдается инертность системы образования в области профориентации учащихся с устоявшейся традиционной системой профессиональной ориентации, кроме того, ресурсное обеспечение данного процесса недостаточно [2].

Мы не можем сказать, что данная работа в школах не ведется, так как видим, что постепенно в образовательные учреждения начали пробиваться программы по профессиональному самоопределению школьников. Но это происходит не везде и, к сожалению, не всегда системно, а только посредством разовых мероприятий.

Профориентационная работа в Майинском лицее Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) построена по следующим направлениям: методическое, диагностическое, консультативное, информационно-справочное.

Исследование показало, что недостаток разработанных методических рекомендаций по организации профориентационной работы в школах, накладывает свой отпечаток на всю деятельность по профессиональному самоопределению школьников. Большой процент учителей работает в этом направлении по интуиции.

В рассматриваемой школе есть планы работы социальных педагогов с обучающимися. Педагоги проводят беседы как индивидуальные, так и групповые, несколько раз в год привлекают родителей учеников для организации экскурсий на предприятия с целью ознакомления с определенными профессиями. Студенты вузов и профессионально-образовательных организаций охотно выступают перед выпускниками и рассказывают о своих учебных заведениях и студенческой жизни.

МБОУ «Майинский лицей» Мегино-Кангаласского района в целях формирования профессиональной мотивации, готовности к осознанному выбору профессии и самоанализу основных способностей и склонностей учащихся,  реализует ряд мероприятий профориентационной направленности:

- курсы внеурочной деятельности по выбору;

- индивидуальный учебный план;

- творческие, исследовательские  проекты;

- предметные недели;

- социальные практики; профессиональные пробы;

- экскурсии на производство;

- трудовые отряды, летние  лагеря;

- посещение дня открытых дверей в ВУЗах;

- встречи учащихся с выпускниками – студентами, с профессионалами своего дела;

- индивидуальные консультации;

- родительские собрания;

- творческие объединения под руководством родителей;

- профдиагностика;

- составление профессиональных карт;

- беседы с обучающимися, с родителями;

Также, анкетирование показало, что в школах имеются информационные стенды, которые регулярно обновляются, встречи с разными специалистами организуются три-четыре раза в течение учебного года, выездные экскурсии совершались в Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова (далее – СВФУ). Состоялись встречи с представителями Дальневосточного государственного университета путей сообщения, СВФУ, Транспортного техникума РС (Я). Диагностика профессиональной направленности обучающихся 8-9-х классов проводится на факультативных занятиях и курсах по выбору.

Одним из социальных практик является традиционный День самоуправления, когда юноши и девушки 10-11 классов пробуют себя в роли учителей-предметников, классных руководителей, заместителей директора школы по учебной и воспитательной работе и даже директора школы. В этот день ребята могут проявить свои лидерские качества, организаторские способности и взглянуть на работу педагога, с другой стороны.

По результатам предоставления профориентационной услуги старшеклассникам Майинского лицея Мегино-Кангаласского района можно сделать следующий вывод: работа ведется планово с учетом запроса общества, планы реализуются на среднем уровне, используются разнообразные формы профориентационной работы с учащимися.

Исходя из того, что все традиционные методы профориентационной  работы итак реализуются в данной школе, мы посчитали интересным реализацию образовательного квеста.

В целях повышения эффективности профориентационной деятельности предлагаем реализовать проект, который включает профессиональное просвещение с учетом изменения рынка труда, представление об Атласе новых профессий [4], формирование профессиональных намерений, внедрение образовательной технологии веб-квест по профессиональному самоопределению  учащихся 8-10 классов.

Основная идея инициативы: содействие становлению личностных характеристик на основе приобретения первоначального опыта в процессе профессиональной ориентации в мире новых профессий через образовательную технологию  веб-квест для обучающихся 8-10 классов.

Образовательный квест – это интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету. Веб-квест можно рассматривать как один из видов квест-технологии.

Алгоритм квеста строится в логике технологии проблемного обучения – от постановки проблемы до путей ее решения, представления результата и рефлексии, что направлено на развитие обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности.

В результате квеста учащиеся должны доказать свою социальную полезность и трудоустроиться.

Профориентационный образовательный квест «Город Будущего» выстроен в следующей логике:

I этап (2 дня) – сбор участников квеста, объяснение правил, знакомство с профессиями будущего,  прохождение семи локаций, заполнение трудовой книжки- маршрутный лист;

II этап – выбор участниками квеста профессии будущего, «трудоустройство», командное представление своей профессии;

III этап – подведение итогов квеста: награждение и рефлексия.

Участники квеста с учетом маршрутного листа делятся на семь команд и проходят I этап, при этом каждый участник получает баллы в личный зачет. На прохождение каждой локации командам отводится 35 минут.

Интрига и сюжет, привнесённые в эту технологию, являются элементами игрового обучения – ролевой или приключенческой игры, которая по сущности носит командный характер.

Думается, что становление личностных характеристик у молодежи, заданных образовательными стандартами, может быть продуктивным в процессе участия в образовательном квестепрофоориентационной направленности.

Квест-технология, в ракурсе изменяющегося вызова времени, является актуальной и интересной для изучения, требующей практической реализации.

 

Список литературы:
1. Макаренко Т. А., Прокопьева М. Н. Маркетинговое исследование профориентационной работы в образовательных учреждениях Вилюйского района Республики Саха (Якутия) // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 2, № 2 (2). С. 272-273.
2. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии : учеб. пособие для бакалавров. М. :Юрайт, 2011.
3. Чистякова С.Н.,  Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом.  №10. 2013. С. 23-29.
4. Атлас новых профессий. П. Лукша, К. Лукша, Д. Варламова, Д. Судаков, Д. Песков, Д. Коричин. Агентство стратегических инициатив. М. Сколково. Вторая редакция.2015.  URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 03.05.2018)
5. Сайт МБОУ «Майинский лицей» Мегино-Кангаласского района РС (Я) URL: http://mayalycee.ru/ (дата обращения 05.05.2018)