Профессиональная ориентация школьников
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Профессиональная ориентация школьников
Введение
Цель исследования: изучение современной ситуации профессиональной ориентации учащихся в Республике Саха (Якутия) и разработка рекомендаций по содействию к готовности осознанного выбора профессии школьниками.
Методы исследования: анализ литературы, системный подход, сопоставительный анализ, статистические группировки, диагностические методы: анкетирование, методика тестового опроса.
В России происходит ориентация на мировой опыт ведущих зарубежных стран в плане модификации и модернизации системы подготовки кадров. Но часто данная ориентация связана с копированием международного опыта и внедрением в национальную систему, что не всегда оправдано в национальном контексте нашего обучения, ввиду отсутствия единой централизованной организации процесса, так как каждый регион и образовательная организация действуют самостоятельно [3].
Несмотря на то, что в России функционируют разного уровня учреждения общего образования вопросам профессиональной ориентации в них, уделяется одинаковое внимание. Это обусловлено наличием модели выпускника, одним из показателей которой является готовность к профессиональному выбору.
В современных условиях актуализирован социальный заказ на подготовку конкурентного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, мобильностью, гибкостью, способного самореализовать свой творческий потенциал в профессии и жизни. Именно эффективное проектирование профессиональной ориентации школьников должна оказать значительную помощь в построении образовательной стратегии школы.
В настоящее время в школах Республики Саха (Якутия) осуществляется профориентационная работа с учениками, но не наблюдается выстроенной системы.
Учеными-профориентологами Республики Саха (Якутия), в частности А. В. Мордовской, С. В. Паниной, Т. А. Макаренко, было отмечено, что в республике наблюдается инертность системы образования в области профориентации учащихся с устоявшейся традиционной системой профессиональной ориентации, кроме того, ресурсное обеспечение данного процесса недостаточно [2].
Мы не можем сказать, что данная работа в школах не ведется, так как видим, что постепенно в образовательные учреждения начали пробиваться программы по профессиональному самоопределению школьников. Но это происходит не везде и, к сожалению, не всегда системно, а только посредством разовых мероприятий.
Профориентационная работа в Майинском лицее Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) построена по следующим направлениям: методическое, диагностическое, консультативное, информационно-справочное.
Исследование показало, что недостаток разработанных методических рекомендаций по организации профориентационной работы в школах, накладывает свой отпечаток на всю деятельность по профессиональному самоопределению школьников. Большой процент учителей работает в этом направлении по интуиции.
В рассматриваемой школе есть планы работы социальных педагогов с обучающимися. Педагоги проводят беседы как индивидуальные, так и групповые, несколько раз в год привлекают родителей учеников для организации экскурсий на предприятия с целью ознакомления с определенными профессиями. Студенты вузов и профессионально-образовательных организаций охотно выступают перед выпускниками и рассказывают о своих учебных заведениях и студенческой жизни.
МБОУ «Майинский лицей» Мегино-Кангаласского района в целях формирования профессиональной мотивации, готовности к осознанному выбору профессии и самоанализу основных способностей и склонностей учащихся, реализует ряд мероприятий профориентационной направленности:
- курсы внеурочной деятельности по выбору;
- индивидуальный учебный план;
- творческие, исследовательские проекты;
- предметные недели;
- социальные практики; профессиональные пробы;
- экскурсии на производство;
- трудовые отряды, летние лагеря;
- посещение дня открытых дверей в ВУЗах;
- встречи учащихся с выпускниками – студентами, с профессионалами своего дела;
- индивидуальные консультации;
- родительские собрания;
- творческие объединения под руководством родителей;
- профдиагностика;
- составление профессиональных карт;
- беседы с обучающимися, с родителями;
Также, анкетирование показало, что в школах имеются информационные стенды, которые регулярно обновляются, встречи с разными специалистами организуются три-четыре раза в течение учебного года, выездные экскурсии совершались в Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова (далее – СВФУ). Состоялись встречи с представителями Дальневосточного государственного университета путей сообщения, СВФУ, Транспортного техникума РС (Я). Диагностика профессиональной направленности обучающихся 8-9-х классов проводится на факультативных занятиях и курсах по выбору.
Одним из социальных практик является традиционный День самоуправления, когда юноши и девушки 10-11 классов пробуют себя в роли учителей-предметников, классных руководителей, заместителей директора школы по учебной и воспитательной работе и даже директора школы. В этот день ребята могут проявить свои лидерские качества, организаторские способности и взглянуть на работу педагога, с другой стороны.
По результатам предоставления профориентационной услуги старшеклассникам Майинского лицея Мегино-Кангаласского района можно сделать следующий вывод: работа ведется планово с учетом запроса общества, планы реализуются на среднем уровне, используются разнообразные формы профориентационной работы с учащимися.
Исходя из того, что все традиционные методы профориентационной работы итак реализуются в данной школе, мы посчитали интересным реализацию образовательного квеста.
В целях повышения эффективности профориентационной деятельности предлагаем реализовать проект, который включает профессиональное просвещение с учетом изменения рынка труда, представление об Атласе новых профессий [4], формирование профессиональных намерений, внедрение образовательной технологии веб-квест по профессиональному самоопределению учащихся 8-10 классов.
Основная идея инициативы: содействие становлению личностных характеристик на основе приобретения первоначального опыта в процессе профессиональной ориентации в мире новых профессий через образовательную технологию веб-квест для обучающихся 8-10 классов.
Образовательный квест – это интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету. Веб-квест можно рассматривать как один из видов квест-технологии.
Алгоритм квеста строится в логике технологии проблемного обучения – от постановки проблемы до путей ее решения, представления результата и рефлексии, что направлено на развитие обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности.
В результате квеста учащиеся должны доказать свою социальную полезность и трудоустроиться.
Профориентационный образовательный квест «Город Будущего» выстроен в следующей логике:
I этап (2 дня) – сбор участников квеста, объяснение правил, знакомство с профессиями будущего, прохождение семи локаций, заполнение трудовой книжки- маршрутный лист;
II этап – выбор участниками квеста профессии будущего, «трудоустройство», командное представление своей профессии;
III этап – подведение итогов квеста: награждение и рефлексия.
Участники квеста с учетом маршрутного листа делятся на семь команд и проходят I этап, при этом каждый участник получает баллы в личный зачет. На прохождение каждой локации командам отводится 35 минут.
Интрига и сюжет, привнесённые в эту технологию, являются элементами игрового обучения – ролевой или приключенческой игры, которая по сущности носит командный характер.
Думается, что становление личностных характеристик у молодежи, заданных образовательными стандартами, может быть продуктивным в процессе участия в образовательном квестепрофоориентационной направленности.
Квест-технология, в ракурсе изменяющегося вызова времени, является актуальной и интересной для изучения, требующей практической реализации.