Статья:

Компетентностная модель современного учителя

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Миронова М.С. Компетентностная модель современного учителя // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(10).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Компетентностная модель современного учителя

Миронова Мария Сергеевна
магистрант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

В связи с реализацией ФГОС в образовании особую актуальность приобрели понятия компетенция и компетентность как  ведущие характеристики участников образовательного процесса [4].

Наиболее удачно с точки зрения психологии труда и применительно к профессиональной деятельности их охарактеризовал В.Д. Шадриков.

По его мнению, компетенция имеет отношение не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, характеризующих его деятельность.

Другими словами, компетенции – это функциональные задачи, которые кто-то может успешно решать.

Компетентность же относится непосредственно к субъекту деятельности, она является приобретением личности, благодаря которому человек может решать конкретные проблемы и вопросы [5, с. 16].

Базовой основой, стартом к достижению компетенций обучающимися является этап формирования и развития универсальных учебных действий в школе.

Соответственно, каждый учитель в рамках собственной профессиональной компетенции должен суметь организовать такую образовательную среду, которая обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов, заключенных в понятие «ключевая компетенция».

Чтобы спроектировать компетентностную модель учителя,  перечислим его основные характеристики, необходимые для организации продуктивной образовательной деятельности и установим корреляции между универсальными учебными действиями обучающегося и элементами профессиональной компетенции педагога.

Установление корреляции предполагает обнаружение взаимосвязей между элементами двух и более систем, а это позволяет говорить о том, что качественные изменения в одной системе (учитель) неизбежно повлекут изменения в другой (обучающийся).

На этом влиянии, в частности, базируется одна из составляющих профессиональной культуры педагога, чей образ, по мысли самой М. Монтесори,  должен являть собой пример для каждого ученика [2, с. 137].

Чем более совершенные характеристики будут  приобретать элементы профессиональной компетенции педагога, тем более качественного влияния следует ожидать от его практической деятельности по формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Так, формированию коммуникативных УУД у обучающихся должен сопутствовать соответствующий элемент профессиональной компетенции педагога, который предполагает умение выстраивать прямую и обратную связь, слушать и награждать, делать процесс коммуникации «гладким» [1, с. 53].

Формирование регулятивных УУД предъявляет к учителю требование управлять собственным поведением, включая мобилизацию и устойчивую активность, целеполагание, планирование, рефлексию.

Познавательным УУД обучающихся должна соответствовать интеллектуально-педагогическая составляющая как комплекс умений анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, критичности мышления.

Личностный элемент диктует необходимость умения работать с разными детьми вне зависимости от их реальных возможностей, поведенческих особенностей, состояния физического и психического здоровья.

Личностный элемент – это профессиональная установка на оказание помощи любому ребёнку [3].

Наконец, знаково-символическим УУД соответствует знаково-символическая или методическая составляющая профессиональной компетенции.

С ее помощью учителю удается трансформировать результаты исследований в различных областях науки в новые или усовершенствованные образовательные продукты и технологии.

Перечисленные характеристики позволяют спроектировать определенную модель современного учителя, реализующего Стандарт и соответствующего его требованиям.

Однако реализация компетентностного подхода в целом зависит и от образовательной, культурной, экономической ситуации, в которой живет и развивается обучающийся, работает учитель.

Год от года мы сталкиваемся с новыми вызовами, вносящими коррективы, в том числе и в профессиональную деятельность педагогов: за парты сели дети, для которых русский не является родным языком; многие учителя работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и реализуют адаптированные образовательные программы в условиях инклюзии.

При этом сегодня психологи говорят о поколении современных школьников как о поколении Z или «цифровом поколении», в то время как учителя, занимающиеся их образованием, являются представителями поколений Y или X.

Технологии, которые для этих поколений являлись «технологиями будущего», для поколения Z уже очевидное настоящее.

Современные ученые тоже по-другому смотрят на теорию смены поколений: базовое понятие - поколения – 20 - 25 лет (бабушки – мамы – дети) существует, но период смены поколения в экономике, политике составляет уже 5–7 лет в зависимости от происходящих событий.

На этом фоне возникает понятие компетист, характеризующее человека, способного в рамках своей профессиональной деятельности, в том числе педагогической, успешно решать не только имеющиеся, но и постоянно возникающие проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод, что быстротечность событий в окружающем мире, ставит педагога в условия, при которых его умение рассмотреть намечающиеся тенденции, адекватно отреагировать и внести изменения в собственную деятельность, должно стать обязательным качеством в рамках его профессиональной компетенции.

Именно эта составляющая поможет  вывести качество профессиональной педагогической деятельности на требуемый уровень, а значит стать одним из ключевых слагаемых компетентностной модели современного учителя.

 

Список литературы: 
1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности  педагога // Педагогика, 2003. – № 10. – С. 51–55.
2. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. – 2-е изд. – СПб.: Благотвор. фонд «Волонтеры», 2011. – 320 с.
3. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Министерство труда  и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 14.09.2018).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 19.09.2018).
5. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Психология, 2006. – №1. – С. 15–21.