Компетентностная модель современного учителя
Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Компетентностная модель современного учителя
В связи с реализацией ФГОС в образовании особую актуальность приобрели понятия компетенция и компетентность как ведущие характеристики участников образовательного процесса [4].
Наиболее удачно с точки зрения психологии труда и применительно к профессиональной деятельности их охарактеризовал В.Д. Шадриков.
По его мнению, компетенция имеет отношение не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, характеризующих его деятельность.
Другими словами, компетенции – это функциональные задачи, которые кто-то может успешно решать.
Компетентность же относится непосредственно к субъекту деятельности, она является приобретением личности, благодаря которому человек может решать конкретные проблемы и вопросы [5, с. 16].
Базовой основой, стартом к достижению компетенций обучающимися является этап формирования и развития универсальных учебных действий в школе.
Соответственно, каждый учитель в рамках собственной профессиональной компетенции должен суметь организовать такую образовательную среду, которая обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов, заключенных в понятие «ключевая компетенция».
Чтобы спроектировать компетентностную модель учителя, перечислим его основные характеристики, необходимые для организации продуктивной образовательной деятельности и установим корреляции между универсальными учебными действиями обучающегося и элементами профессиональной компетенции педагога.
Установление корреляции предполагает обнаружение взаимосвязей между элементами двух и более систем, а это позволяет говорить о том, что качественные изменения в одной системе (учитель) неизбежно повлекут изменения в другой (обучающийся).
На этом влиянии, в частности, базируется одна из составляющих профессиональной культуры педагога, чей образ, по мысли самой М. Монтесори, должен являть собой пример для каждого ученика [2, с. 137].
Чем более совершенные характеристики будут приобретать элементы профессиональной компетенции педагога, тем более качественного влияния следует ожидать от его практической деятельности по формированию универсальных учебных действий обучающихся.
Так, формированию коммуникативных УУД у обучающихся должен сопутствовать соответствующий элемент профессиональной компетенции педагога, который предполагает умение выстраивать прямую и обратную связь, слушать и награждать, делать процесс коммуникации «гладким» [1, с. 53].
Формирование регулятивных УУД предъявляет к учителю требование управлять собственным поведением, включая мобилизацию и устойчивую активность, целеполагание, планирование, рефлексию.
Познавательным УУД обучающихся должна соответствовать интеллектуально-педагогическая составляющая как комплекс умений анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, критичности мышления.
Личностный элемент диктует необходимость умения работать с разными детьми вне зависимости от их реальных возможностей, поведенческих особенностей, состояния физического и психического здоровья.
Личностный элемент – это профессиональная установка на оказание помощи любому ребёнку [3].
Наконец, знаково-символическим УУД соответствует знаково-символическая или методическая составляющая профессиональной компетенции.
С ее помощью учителю удается трансформировать результаты исследований в различных областях науки в новые или усовершенствованные образовательные продукты и технологии.
Перечисленные характеристики позволяют спроектировать определенную модель современного учителя, реализующего Стандарт и соответствующего его требованиям.
Однако реализация компетентностного подхода в целом зависит и от образовательной, культурной, экономической ситуации, в которой живет и развивается обучающийся, работает учитель.
Год от года мы сталкиваемся с новыми вызовами, вносящими коррективы, в том числе и в профессиональную деятельность педагогов: за парты сели дети, для которых русский не является родным языком; многие учителя работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и реализуют адаптированные образовательные программы в условиях инклюзии.
При этом сегодня психологи говорят о поколении современных школьников как о поколении Z или «цифровом поколении», в то время как учителя, занимающиеся их образованием, являются представителями поколений Y или X.
Технологии, которые для этих поколений являлись «технологиями будущего», для поколения Z уже очевидное настоящее.
Современные ученые тоже по-другому смотрят на теорию смены поколений: базовое понятие - поколения – 20 - 25 лет (бабушки – мамы – дети) существует, но период смены поколения в экономике, политике составляет уже 5–7 лет в зависимости от происходящих событий.
На этом фоне возникает понятие компетист, характеризующее человека, способного в рамках своей профессиональной деятельности, в том числе педагогической, успешно решать не только имеющиеся, но и постоянно возникающие проблемы.
Таким образом, можно сделать вывод, что быстротечность событий в окружающем мире, ставит педагога в условия, при которых его умение рассмотреть намечающиеся тенденции, адекватно отреагировать и внести изменения в собственную деятельность, должно стать обязательным качеством в рамках его профессиональной компетенции.
Именно эта составляющая поможет вывести качество профессиональной педагогической деятельности на требуемый уровень, а значит стать одним из ключевых слагаемых компетентностной модели современного учителя.