Научные основы формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе изучения зарубежной литературы
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Научные основы формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе изучения зарубежной литературы
В данной статье рассматривается проблема духовно-нравственно воспитания на уроках зарубежной литературы. Кроме того, проведен анализ законопроектов Российской Федерации, основываясь на которых преподаватель литературы должен выстраивать свою педагогическую деятельность.
Наше время считается кульминационным периодом развития современной цивилизации, которому присущи противоречивые тенденции. С одной стороны, для него характерны большие достижения в области науки, искусства, международной коммуникации. С другой стороны, современный мир оказался перед самой глобальной проблемой – отсутствием четко сформированной системы ценностей, что влечет за собой неопределенность жизненных ориентиров молодежи, дезориентацию ранее существовавших гуманистических и общечеловеческих ценностей. Перечисленные последствия ведут к «расчеловечиванию» человека, окончательному разрушению морально-нравственной сферы его личности и расщеплению целостности обществ и сообществ в мире [2, с.21].
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Ведь от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни, зависит благополучие страны, развитие всех сфер государства и отдельно каждого из граждан.
Для решения вышеперечисленных проблем государственным аппаратом России были приняты некоторые законы, направленные на возрождение истинных ценностей, среди которых можно выделить:
· Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ, от 2012 года;
· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, от 2012 года;
· Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанная в 2009 году.
В Федеральном Законе об образовании, наравне с такими основными понятиями как образование и обучение, было введено еще одно, качественно более важное понятие – «воспитание», которое определяется следующим образом:
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создании условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3, ст.2]. Исходя из этого определения, призванием учителя становится не столько обучение, сколько формирование у учащегося ценностных ориентаций и, как следствие, становление духовно развитой, социализированной личности.
Также, исходя из обозначенного в статье 9. п. 6 положения о том, что «… основные образовательные программы общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно – нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [3, ст.9.п 6], можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие школьников — это одна из приоритетных задач, законодательно прописанная необходимость для России на данном этапе ее развития.
В Федеральном государственном стандарте среднего (полного) образования установлены требования, к личностным результатом освоения тех или иных предметов. Это значит, что учащиеся должны быть готовы и способны к самообразованию, саморазвитию, личностному определению. Но, что является более важным для нас в свете освещаемой проблемы, учащиеся должны обладать системой ценностно-смысловых установок, в которых будет отражаться их личная и гражданская позиция [4, ст.9.п 6].
Одним из основных проектов, регулирующих и наиболее полно характеризующих те ценностные доминанты, которые должны быть воспитаны в учениках общеобразовательных учреждений, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования». Данный проект был создан Александром Ярославовичем Данилюком, Александром Михайловичем Кондаковым, Валерием Александровичем Тишковым в 2009 году.
Концепция определяет:
· Характер современного национального воспитательного идеала;
· Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.
· Систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
· Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [1, с. 7].
Также в «Концепции» прописаны базовые национальные ценности, которые являются содержательным компонентом духовно-нравственного развития и воспитания. Авторы проекта выделяют следующие ценности:
· Патриотизм (любовь к России, к своему народу);
· Социальная солидарность (справедливость, милосердие, честь);
· Гражданственность (правовое государство, закон и правопорядок);
· Семья (любовь и верность, забота о младших и старших, здоровье);
· Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);
· Наука (стремление к истине, ценность знания);
· Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, толерантности, религиозной жизни человека);
· Искусство и литература (красота, гармония, нравственный выбор, эстетическое и этическое развитие);
· Природа (экологическое сознание, родная земля);
· Человечество (мир во всем мире, международное сотрудничество) [1, с. 21–22].
Как видно из представленного выше списка, литература вынесена в отдельную ценность. Литература – это мощнейшее воспитательное средство, с помощью которого можно не только сформировать у учащегося личностные компетенции, но и заложить такие базовые ценности, которые впоследствии станут благодатной почвой для развития учащегося как личности и гражданина.
Особенно важными уроки литературы становятся для учащихся старших классов, ведь период юношества – это время становления личности, самоопределения и выбора той модели поведения, которая определит дальнейшую жизнь подростка, особенно в плане социализации. У старшеклассников происходит смена ситуации развития и утверждение внутренней позиции, в результате чего получают ускорение процессы, направленные на формирование личности. Таким образом, в старших классах формируется группа качеств, которая отвечает за умение школьника ориентироваться в социальном, культурном, нравственном плане.
Особое место в литературном образовании школьников и формировании духовно-нравственной личности занимает зарубежная литература. Зарубежная литература включает в себя не только общечеловеческие ценности, но и ценности, обусловленные историко-национальными особенностями развития отдельных народов и наций. Так, зарубежная литература представляет собой художественное отображение различных концепций и ценностных ориентаций мира и человека, совпадающих и несовпадающих с теми концепциями, которые отражены в русской литературе. При изучении произведения именно зарубежной литературы читатель ставится в ситуацию сравнения, оценки, выявления общего и различного в ценностях, прокламируемых в русской и зарубежной литературе.
Однако, в современном школьном образовании изучению зарубежной литературы уделяется мало внимания. Если изучение произведений признанных гениев зарубежной литературы еще представлено в современных рабочих программах, то произведения современных авторов в них отсутствуют. Анализируя представленные в рабочих программах для общеобразовательных учреждений произведения зарубежных авторов, мы пришли к выводу, что, если речь идет о базовом уровне, то школьники изучают только необходимые для общего развития произведения. На профильном уровне количество изучаемых произведений увеличивается, и, в зависимости от программы, вводятся не только произведения, необходимые для сопоставления и выявления общих и различных черт русской и зарубежной литературы, но и для формирования у учеников общечеловеческих и историко-национальных ценностей. Например, изучение произведений Уильяма Шекспира помогает сформировать у учащихся не только представление о различных типах героя, заимствованных позднее русской литературой, но и сформировать у них гуманизм, умение нести ответственность за свои поступки, правдолюбие. Изучение произведений Оноре де Бальзака может помочь сформировать у старшеклассников парадигму ценностей, основанную на противопоставлении истинных и ложных ценностей. Так, например, через призму анти-ценностей, изображенных в некоторых произведениях «Человеческой комедии», учащиеся смогут разглядеть и усвоить истинные ценности, которые в будущем, возможно, сформируют их мировоззрение.
Таким образом, опираясь на созданные государством Российской Федерации образовательные документы и произведения зарубежной литературы можно решить проблему духовно-нравственного развития старшеклассников.