Статья:

Мотивы выбора профессии педагога

Конференция: LXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Джурыло А.С. Мотивы выбора профессии педагога // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(77). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(77).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Мотивы выбора профессии педагога

Джурыло Анастасия Сергеевна
студент, Тульский государственный педагогический университет имени Льва Николаевича Толстого, РФ, г. Тула
Яковлева Алла Алексеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, Тульский государственный педагогический университет имени Льва Николаевича Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. Данная статья посвящена мотивам выбора педагогической профессии. На основании обзора научной литературы и авторского исследования мотивов выбора профессии у студентов педагогического вуза было выявлено противоречие между мотивацией профессионального выбора и отношением к негативным факторам профессии педагога.

 

Ключевые слова: мотив, мотивация, профессия, деятельность, педагог, негативные факторы, тестирование.

 

Объект: профессия педагога.

Предмет: мотивы выбора и негативные факторы профессии педагога.

У каждого человека индивидуальные мотивы выбора профессии. Мотивационная сфера личности состоит из индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, стремлений, убеждений и социальных норм. В современном мире остаётся актуальным противоречие между выбором профессии и негативными факторами выбранной деятельности. Это противоречие особенно выражено в профессии педагога.

Выбор профессии – это сложный и долгий мотивационный процесс. От этого выбора во многом зависит удовлетворённость человека своей жизнью. Человек выбирает свою специальность исходя из имеющихся у него социальных ценностей. Например, если у человека главной ценностью является общественное признание, то профессия выбирается исходя из её престижности в обществе.

Многими учёными был рассмотрен вопрос мотивов выбора профессии, созданы различные теории. Л. Портер и Э. Лоулер дополнили процессуальную «теорию ожидания» В. Врума и в 1968 году сформировали теорию мотивации труда. Согласно данной теории, результаты, достигаемые человеком в процессе труда, зависят от вознаграждения, степени удовлетворения, затрачиваемых усилий, способностей  и индивидуальных особенностей человека, осознания человеком своей роли в процессе труда.

Существуют различные мотивы поступления в педагогический вуз. По данным опроса А.Э. Штейнмеца в 1998 году, 30-45% студентов, поступивших в педагогические вузы, положительно относятся к профессии учителя. Около 40% студентов поступали в вуз из-за интереса к предметам, изучаемым в вузе, при этом, без интереса к деятельности учителя. У 13-22% опрошенных мотивами поступления в вуз являются стремление избежать службы в армии или престижность высшего образования. Часто мотивом поступления в педагогический вуз является его близость к месту проживания.

А.К. Байметов, изучая мотивы выбора педагогической деятельности, объединил их в три группы: мотивы долженствования, мотивы заинтересованности предметом, мотивы увлечённости общением с детьми. По характеру доминирования этих мотивов автором выделены группы учителей: с доминированием долженствования (43%), с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%), с доминированием потребности общения с детьми (11%) и без мотива (7%). Было выявлено, что тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся.

В 1980-е годы Н.В. Журиным изучалось отношение учителей к различным факторам их педагогической деятельности. По результатам исследования было установлено, что удовлетворённость учителей своей профессией и местом работы у одних связывается с материальной базой, имеющейся в школе, у других – с результатами, достигаемыми в педагогической деятельности, у третьих – с взаимоотношениями с администрацией, у следующих – с заработной платой. С увеличением стажа работы в школе менялась значимость различных факторов, влияющих на удовлетворённость местом работы.

Среди негативных факторов педагогической профессии отмечается снижающаяся престижность профессии учителя, нервно-психическая напряжённость труда, наличие в большинстве школ женского учительского коллектива. Эти факторы, вместе с низкой оценкой учителем своих способностей, приводят к уходу из профессии и влияют на отсутствие желания у выпускников педагогических вузов работать в школе.

Также, мотивами, побуждающими к уходу из системы образования, являются неудовлетворённость отношением учащихся к учёбе и их дисциплина, размер вознаграждения и большая нагрузка.

В 1980 году Ю.М. Фисин изучал мотивы ухода преподавателей из ПТУ. Первостепенными оказались причины, отражающие отношения с администрацией училища: неудовлетворённость стилем руководства, организацией труда, частые конфликты. На втором месте были проблемы взаимоотношений в коллективе: отсутствие помощи и поддержки, невнимательность со стороны коллег. Особенно чувствительными к этому фактору оказались молодые педагоги.

Нами было проведено тестирование на базе педагогического вуза. Выборку составили студенты 4 курса в составе 26 человек. Целью тестирования является определение и сравнение приоритетных мотивов выбора педагогической профессии, негативных факторов данной профессии у студентов в 2019 году и в 1980-х, 1990-х годах.

По результатам опроса «Мотивы поступления в педагогический вуз», наибольшее число опрошенных выбрали ответ «Положительно отношусь к профессии учителя» (63%), на втором месте мотив получения высшего образования (32%), следующий по популярности ответ «Предметные мотивы / интерес к изучаемым предметам» (17%), также, был выбран мотив «Необходимые при поступлении предметы для сдачи ЕГЭ» (13%), наименее популярный ответ ­­«Выбор профессии родителями» (4%).

Таким образом, сохраняется положительное отношение к профессии учителя, на второе место вышла цель получения высшего образования для престижности, на третьем месте «предметные мотивы».

По итогам тестирования на тему: «Негативные факторы профессии педагога», самым популярным ответом стал «Нервно-психическая напряжённость труда» (79%), на втором месте ответ «Низкая заработная плата» (54%), также, опрошенные считают негативным фактором большое количество работы с документами (38%), последнее место занял ответ «Большое количество учащихся в классе» (15%).

Следовательно, большинство студентов считают негативным фактором профессии педагога нервно-психическую напряжённость труда. Отметим, что 0% опрошенных выбрали ответ «Низкая престижность профессии учителя».

Анализ литературы по проблеме исследования, а также тестирование, проведённое со студентами педагогического вуза, позволяют сделать вывод, что профессиональное самоопределение личности осуществляется под влиянием различных групп мотивов. Большинство студентов положительно относятся к профессии педагога, но их смущает нервно-психическая напряжённость труда и другие негативные факторы.

Мы полагаем, что увеличение часов педагогической практики в школе, поможет студентам точнее сделать выбор в отношении той или иной группы мотивов и рассмотреть негативные факторы профессии.

 

Список литературы:
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2011 – 511 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин. – М.: Питер, 2000 – 54 с. 
3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / Х. Хекхаузен. – М.: Смысл, 2003 – 860 с.