КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Конференция: CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Статья посвящена коллективным играм как средству профилактики агрессивного поведения детей в социокультурной среде начальной школы. Описаны возможности игры для детей младшего школьного возраста. Рассмотрены варианты проведения коллективных игр как средства профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в условиях социокультурной среды современного общества дети школьного возраста подвергаются беспрецедентным стрессовым ситуациям. Поэтому вопрос о причинах агрессивного у детей школьного возраста требует тщательного изучения для выбора конкретных мер по профилактике агрессии и ее коррекции в случае возникновения.
Целью данного исследования было изучение влияния коллективной игры как средства профилактики агрессивного поведения в социокультурной среде начальной школы.
Этот вопрос имеет особое значение для психологов и педагогов, изучающих проблему агрессивного поведения у детей. Ведь в раннем возрасте люди испытывают сильное давление со стороны окружающих, что приводит к развитию агрессивного поведения. Долгое время тема «агрессивного поведения у детей» была закрытой и малоразработанной в отечественной психологии. И сегодня публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой анализ зарубежных исследований, что требует дальнейшего исследования.
В современном обществе постоянно обостряется проблема агрессивного поведения детей, особенно в начальной школе. В силу различных обстоятельств детям часто бывает сложно контролировать свои эмоции, и они агрессивно реагируют даже на незначительные конфликты. Это не только наносит ущерб психическому и эмоциональному здоровью детей, но и сказывается на качестве их обучения и социальной адаптации. Однако обширные исследования в области педагогики и психологии показывают, что коллективная игра может быть эффективным средством профилактики агрессивного поведения детей в социокультурной среде начальной школы.
Социокультурная среда начальной школы является одним из ключевых компонентов образовательного процесса и оказывает значительное влияние на развитие и социальную адаптацию детей. Эта среда представляет собой сложную систему, включающую в себя взаимодействие детей, учителей, родителей и других участников образовательного процесса.
В социокультурной среде начальной школы особое внимание уделяется развитию межкультурной коммуникации и уважению к культурным различиям. Школьные программы знакомят детей с различными культурами и традициями, воспитывают толерантность и развивают умение взаимодействовать с представителями разных культур.
Однако социокультурная среда начальной школы также может быть источником проблем. Такие негативные социальные явления, как издевательства, агрессивное поведение, дискриминация, оказывают отрицательное влияние на развитие детей и их мотивацию к обучению. Важной задачей педагогов является предупреждение и преодоление подобных явлений, а также создание безопасной и дружественной среды для всех участников образовательного процесса.
Термин «профилактика» включает в себя широкий спектр медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на предотвращение определенных явлений или устранение факторов риска.
Иногда дети проявляют агрессивное поведение по той причине, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача специалистов – научить детей правильно выходить из конфликтных ситуаций. В образовательных учреждениях особое внимание уделяется обучению детей конструктивному взаимодействию в различных ситуациях (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, родитель-педагог) и коррекции агрессивного поведения детей.
Профилактическая работа направлена не только на устранение внешних признаков агрессивного поведения детей начальной школы, но и на выявление и устранение причин, способствующих агрессии. Один из способов, который предлагают исследователи для профилактики агрессии у детей, это привлечение родителей и работа с ними. Однако многие ученые сходятся во мнении, что одним из самых эффективных способов предотвращения агрессии у детей являются коллективные игры.
Многие исследователи анализировали игру как особый вид деятельности, и важный вклад в эту область внесли С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. Игры можно охарактеризовать как деятельность, способствующую изменению окружающей действительности и самого человека. В процессе игры формируется потребность стать полноценным субъектом жизни и управлять собственной деятельностью. Игра - один из немногих видов деятельности, в котором главной целью является процесс, а не результат.
С.Л. Рубинштейн отводил особую роль воспитательной функции игр. Он считал, что в процессе игры у детей формируется жизненный опыт и личностные качества.
Л.С. Выготский считал игру ближайшей областью детского развития, а К.Д. Ушинский утверждал, что игра – такая же интересная реальность для детей, как и сама жизнь.
По мнению Ю.М. Лотмана, в играх детям приходится анализировать поведение соперников и выбирать подходящие формы взаимодействия. Развивая эмпатию и мышление, дети могут понимать и распознавать намерения, интересы и эмоции своих товарищей по игре, проявлять сочувствие и устанавливать с ними соответствующие отношения.
Коллективная игра – один из самых эффективных и доступных способов изучения моделей поведения детей и их изменения в случае необходимости. При использовании коллективной игры важны и должны учитываться следующие моменты: специфика контакта: способствует ли ребенок контакту или пытается его избежать; как ребенок участвует в игре; реакция ребенка на указания сверстников (поддержка или отказ от предложений или просьб товарищей по игре); поведение ребенка во время игры (находится в центре внимания или предпочитает наблюдать); типы отношений, присущие игре (конфликт, контакт, конкуренция); основные эмоции, испытываемые детьми во время игры.
Коллективная игра оказывает следующие психопрофилактические эффекты: снижение агрессивного поведения; укрепление ассертивности; улучшение способности понимать и управлять эмоциями; уменьшение тревоги, связанной с агрессивным поведением; развитие навыков адекватного и безопасного выражения гнева; развитие навыков релаксации; развитие эффективных социальных навыков для конструктивного разрешения конфликтов.
Д.А. Соловьева утверждает, что игра влияет на агрессивное поведение детей начальной школы через следующие психологические механизмы: моделирование и развитие социальных отношений; потенциал для обучения решению проблемных ситуаций; развитие личностных качеств в процессе игры с другими детьми; двухмерный характер игры снижает агрессивность и страх неудачи, позволяя детям быть самими собой и одновременно притворяться; интернализация навыков, приобретенных в процессе игры;
Я.М. Карпеева рекомендует использовать игры-наблюдения для профилактики агрессивного поведения у детей начальной школы. Такие игры состоят из следующих этапов:
- На первом этапе ребенок определяет тему игры, а педагог руководит ею.
- На втором этапе в игру вводится конфликтная ситуация, и ребенок участвует в ней в качестве контролера. Ценность этого этапа в том, что дети сами находят пути решения предложенной ситуации.
- На третьем этапе история создается только с помощью слов. Взрослый начинает рассказывать историю, а ребенок должен ее реализовать.
Исследование Е.И. Щербаковой доказывает пользу коллективных игр в регуляции эмоционального состояния детей младшего школьного возраста. Регулярное использование коллективных игр положительно влияет на формирование поведенческих реакций детей и способствует снижению агрессивных проявлений.
Одним из способов профилактики при реализации коллективных игр является ролевое моделирование конфликтных ситуаций. Дети играют в роли отрицательных или конфликтных персонажей, таких как упрямый котенок, капризный тигренок или задиристый ежик. Взрослые, в свою очередь, учат детей конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, играя в роли положительных персонажей или ведущих игры. Такие игры позволяют детям, склонным к агрессивному поведению, неформально усвоить правила поведения, принять преобладающие в обществе ценности и применить свои навыки в реальных жизненных ситуациях.
В некоторых коллективных играх для детей создаются сказки. Чтобы развить у детей эмпатию и избежать агрессивного поведения, им рекомендуется играть роли уязвимых и беззащитных персонажей. В то же время для развития самоконтроля и сдерживания агрессивных импульсов детей можно поощрять играть роли агрессивных персонажей, чтобы подчеркнуть их способность контролировать собственное поведение и эмоции, избегать бессознательных проявлений и не причинять вреда другим.
Таким образом, одним из наиболее эффективных и доступных способов профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста является коллективная игра, которая позволяет детям выразить различные конфликты и проблемы, с которыми они сталкиваются. В процессе игры дети учатся конструктивному поведению, социальным правилам и ценностям и начинают использовать эти навыки в повседневной жизни.
Перспективой исследования по данной теме является реализация программа, основанной на коллективных играх, в образовательных учреждениях. Разработать и внедрить специальную программу на основе коллективных игр для профилактики агрессивного поведения детей в начальной школе. Изучить возможности ее использования и результаты внедрения.