Статья:

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Конференция: CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Рахимова Л.Р. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(244). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(244).pdf (дата обращения: 09.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рахимова Лейла Рамилевна
студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань
Хайрутдинова Резеда Рафаилевна
научный руководитель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Аннотация. Статья посвящена коллективным играм как средству профилактики агрессивного поведения детей в социокультурной среде начальной школы. Описаны возможности игры для детей младшего школьного возраста. Рассмотрены варианты проведения коллективных игр как средства профилактики агрессивного поведения младших школьников.

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что в условиях социокультурной среды современного общества дети школьного возраста подвергаются беспрецедентным стрессовым ситуациям. Поэтому вопрос о причинах агрессивного у детей школьного возраста требует тщательного изучения для выбора конкретных мер по профилактике агрессии и ее коррекции в случае возникновения.

Целью данного исследования было изучение влияния коллективной игры как средства профилактики агрессивного поведения в социокультурной среде начальной школы.

Этот вопрос имеет особое значение для психологов и педагогов, изучающих проблему агрессивного поведения у детей. Ведь в раннем возрасте люди испытывают сильное давление со стороны окружающих, что приводит к развитию агрессивного поведения. Долгое время тема «агрессивного поведения у детей» была закрытой и малоразработанной в отечественной психологии. И сегодня публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой анализ зарубежных исследований, что требует дальнейшего исследования.

В современном обществе постоянно обостряется проблема агрессивного поведения детей, особенно в начальной школе. В силу различных обстоятельств детям часто бывает сложно контролировать свои эмоции, и они агрессивно реагируют даже на незначительные конфликты. Это не только наносит ущерб психическому и эмоциональному здоровью детей, но и сказывается на качестве их обучения и социальной адаптации. Однако обширные исследования в области педагогики и психологии показывают, что коллективная игра может быть эффективным средством профилактики агрессивного поведения детей в социокультурной среде начальной школы.

Социокультурная среда начальной школы является одним из ключевых компонентов образовательного процесса и оказывает значительное влияние на развитие и социальную адаптацию детей. Эта среда представляет собой сложную систему, включающую в себя взаимодействие детей, учителей, родителей и других участников образовательного процесса.

В социокультурной среде начальной школы особое внимание уделяется развитию межкультурной коммуникации и уважению к культурным различиям. Школьные программы знакомят детей с различными культурами и традициями, воспитывают толерантность и развивают умение взаимодействовать с представителями разных культур.

Однако социокультурная среда начальной школы также может быть источником проблем. Такие негативные социальные явления, как издевательства, агрессивное поведение, дискриминация, оказывают отрицательное влияние на развитие детей и их мотивацию к обучению. Важной задачей педагогов является предупреждение и преодоление подобных явлений, а также создание безопасной и дружественной среды для всех участников образовательного процесса.

Термин «профилактика» включает в себя широкий спектр медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на предотвращение определенных явлений или устранение факторов риска.

Иногда дети проявляют агрессивное поведение по той причине, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача специалистов –  научить детей правильно выходить из конфликтных ситуаций. В образовательных учреждениях особое внимание уделяется обучению детей конструктивному взаимодействию в различных ситуациях (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, родитель-педагог) и коррекции агрессивного поведения детей.

Профилактическая работа направлена не только на устранение внешних признаков агрессивного поведения детей начальной школы, но и на выявление и устранение причин, способствующих агрессии. Один из способов, который предлагают исследователи для профилактики агрессии у детей, это привлечение родителей и работа с ними. Однако многие ученые сходятся во мнении, что одним из самых эффективных способов предотвращения агрессии у детей являются коллективные игры.

Многие исследователи анализировали игру как особый вид деятельности, и важный вклад в эту область внесли С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. Игры можно охарактеризовать как деятельность, способствующую изменению окружающей действительности и самого человека. В процессе игры формируется потребность стать полноценным субъектом жизни и управлять собственной деятельностью. Игра - один из немногих видов деятельности, в котором главной целью является процесс, а не результат.

С.Л. Рубинштейн отводил особую роль воспитательной функции игр. Он считал, что в процессе игры у детей формируется жизненный опыт и личностные качества.

Л.С. Выготский считал игру ближайшей областью детского развития, а К.Д. Ушинский утверждал, что игра – такая же интересная реальность для детей, как и сама жизнь.

По мнению Ю.М. Лотмана, в играх детям приходится анализировать поведение соперников и выбирать подходящие формы взаимодействия. Развивая эмпатию и мышление, дети могут понимать и распознавать намерения, интересы и эмоции своих товарищей по игре, проявлять сочувствие и устанавливать с ними соответствующие отношения.

Коллективная игра – один из самых эффективных и доступных способов изучения моделей поведения детей и их изменения в случае необходимости. При использовании коллективной игры важны и должны учитываться следующие моменты: специфика контакта: способствует ли ребенок контакту или пытается его избежать; как ребенок участвует в игре; реакция ребенка на указания сверстников (поддержка или отказ от предложений или просьб товарищей по игре); поведение ребенка во время игры (находится в центре внимания или предпочитает наблюдать); типы отношений, присущие игре (конфликт, контакт, конкуренция); основные эмоции, испытываемые детьми во время игры.

Коллективная игра оказывает следующие психопрофилактические эффекты: снижение агрессивного поведения; укрепление ассертивности; улучшение способности понимать и управлять эмоциями; уменьшение тревоги, связанной с агрессивным поведением; развитие навыков адекватного и безопасного выражения гнева; развитие навыков релаксации; развитие эффективных социальных навыков для конструктивного разрешения конфликтов.

Д.А. Соловьева утверждает, что игра влияет на агрессивное поведение детей начальной школы через следующие психологические механизмы: моделирование и развитие социальных отношений; потенциал для обучения решению проблемных ситуаций; развитие личностных качеств в процессе игры с другими детьми; двухмерный характер игры снижает агрессивность и страх неудачи, позволяя детям быть самими собой и одновременно притворяться; интернализация навыков, приобретенных в процессе игры;

Я.М. Карпеева рекомендует использовать игры-наблюдения для профилактики агрессивного поведения у детей начальной школы. Такие игры состоят из следующих этапов:

  1. На первом этапе ребенок определяет тему игры, а педагог руководит ею.
  2. На втором этапе в игру вводится конфликтная ситуация, и ребенок участвует в ней в качестве контролера. Ценность этого этапа в том, что дети сами находят пути решения предложенной ситуации.
  3. На третьем этапе история создается только с помощью слов. Взрослый начинает рассказывать историю, а ребенок должен ее реализовать.

Исследование Е.И. Щербаковой доказывает пользу коллективных игр в регуляции эмоционального состояния детей младшего школьного возраста. Регулярное использование коллективных игр положительно влияет на формирование поведенческих реакций детей и способствует снижению агрессивных проявлений.

Одним из способов профилактики при реализации коллективных игр является ролевое моделирование конфликтных ситуаций. Дети играют в роли отрицательных или конфликтных персонажей, таких как упрямый котенок, капризный тигренок или задиристый ежик. Взрослые, в свою очередь, учат детей конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, играя в роли положительных персонажей или ведущих игры. Такие игры позволяют детям, склонным к агрессивному поведению, неформально усвоить правила поведения, принять преобладающие в обществе ценности и применить свои навыки в реальных жизненных ситуациях.

В некоторых коллективных играх для детей создаются сказки. Чтобы развить у детей эмпатию и избежать агрессивного поведения, им рекомендуется играть роли уязвимых и беззащитных персонажей. В то же время для развития самоконтроля и сдерживания агрессивных импульсов детей можно поощрять играть роли агрессивных персонажей, чтобы подчеркнуть их способность контролировать собственное поведение и эмоции, избегать бессознательных проявлений и не причинять вреда другим.

Таким образом, одним из наиболее эффективных и доступных способов профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста является коллективная игра, которая позволяет детям выразить различные конфликты и проблемы, с которыми они сталкиваются. В процессе игры дети учатся конструктивному поведению, социальным правилам и ценностям и начинают использовать эти навыки в повседневной жизни.

Перспективой исследования по данной теме является реализация программа, основанной на коллективных играх, в образовательных учреждениях. Разработать и внедрить специальную программу на основе коллективных игр для профилактики агрессивного поведения детей в начальной школе. Изучить возможности ее использования и результаты внедрения.

 

Список литературы:
1. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138). – С. 324-326.
2. Карпеева, Я. М. Игра как метод профилактики агрессивного поведения младших школьников / Я. М. Карпеева, Л. А. Казакова // Сборник статей XII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 апреля 2022 года. – С. 77-79.
3. Лотман, М. Ю. Воспитание души. – СПб: «Азбука СПб», 2017. – 448 С.
4. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. – М.: Педагогика, 2014. – 328 С.
5. Соловьева, Д. А. Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры / Д. А. Соловьева // Молодой ученый. – 2023. – № 18(465). – С. 293-295.
6. Ушинский, К. Д. Избранные пед. сочинения: В 2 т. Т. 1. 1999. – 547 С.
7. Щербакова, Е. И. Ролевое поведение детей в коллективных играх / Е. И. Щербакова, Н. А. Щербакова // Сборник научных трудов, Минск, 19 ноября 2019 года. – С. 435-440.