Влияние мультипликационных фильмов на развитие гендерных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Влияние мультипликационных фильмов на развитие гендерных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Проблема полового воспитания детей и формирования личности будущих мужчин и женщин с достаточно развитым пониманием характерных социальных функций, обусловленных половой принадлежностью, активно обсуждалась с конца XIX в. до 30-х гг. XX в. Затем наступил век так называемой «бесполой педагогики» и вплоть до конца ХХ в. крайне мало уделялось внимания вопросам полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе. Современное обучение и воспитание и сегодня по большому счету остается «бесполым». Теоретические исследования гендерной психологии и педагогики, к сожалению, не используются практическими работниками, избегающими их реализацию в воспитании и обучении детей.
В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях проблема развития гендерных отношений рассматриваются на разных этапах возрастного развития (Ю.В. Алешина, Д. Батон, Ш. Берн, Э. Берн, О. Вейнингер, А.В. Визгина, А.С. Волович, Н.В. Дворянчиков, Г. Зиммель, С.Н. Ениколопов, О.И. Иванова, Е.П. Ильин, В.Е. Каган, И.С. Клецина, Д.В. Колесов, И.С. Кон, У. Липпман, М. Мазниченко, С.Р. Пантилеев, Т.А. Репина, А.М. Щетинина, Т. Чхетиани и др.) [1; 2; 4; 5]. Они основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах и качествах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия традиционному стереотипу маскулинности, т.е. набору свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу (мужественность, смелость, храбрость, выносливость и др.) или фемининности, т.е. набору свойств и качеств, принадлежащих женскому полу (женственность, доброта, кокетливость, элегантность и др.) [1, с. 6]. Это динамичная, комплексная структура личности, связанная с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола. Гендерные проявления предполагают: отождествление себя с определенным полом; представления о половых ролях, закрепленных в обществе; наличие знаний об основных личностных характеристиках и качествах мужчин и женщин и др. [2, с. 17].
В исследовании приняли участие 42 ребенка старшего дошкольного возраста, посещающие старшую и подготовительную к школе группы МБДОУ «Детский сад № 41» г. Ельца, Липецкой обл. Методами констатирующего этапа исследования явились: наблюдение за поведением ребенка (методика Н.Е. Татаринцевой), методика Л.Н. Белопольской «Половозрастная идентификация», статистическая обработка полученных материалов [1].
Целью проведения наблюдения за поведением ребенка по методике Н.Е. Татаринцевой было выявление особенностей проявления гендерных качеств в различных видах детской деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, экспериментальной, повседневной). В процессе наблюдения обращалось внимание на следующие моменты: выбор партнера по деятельности; любимые игры и игрушки; роли в играх, труде и др.; проявление интереса к чему-то новому, нестандартному, требующему самостоятельного поиска решения или к задачам, способ решения которых уже достаточно хорошо знаком и можно использовать известный алгоритм; выбор действий вербального или продуктивного характера; содержание прочитанных книг; любимые герои книг (мультфильмов) и сюжеты игр; отношение к противоположному полу и т.д. Наблюдение позволило определить особенности полоролевого поведения старших дошкольников. Для мальчиков в игровой деятельности были характерными проявления агрессивности, активности, настойчивости, также наблюдалась низкая общительность и эмоциональность. Девочки наоборот, очень общительные и эмоциональные, но в игре у них больше проявлялись скромность, пассивность, уступчивость.
Для исследования уровня развития гендерных проявлений у детей старшего дошкольного возраста использовалась методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация», целью которой явилось изучение уровней развития тех аспектов самосознания, которые связаны с проявлением гендерных качеств и возрастных особенностей. Исследование по этой методике проводилось в 2 этапа. Задачей первого была оценка возможностей ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий полоролевой статус на представленном ему изобразительном материале (набор карточек, на которых персонажи мужского и женского пола изображены в разные периоды жизни: от младенчества до старости) и проверялась способность к адекватной идентификации своего жизненного пути. Были получены следующие результаты: 27 детей способны к адекватной идентификации своего жизненного пути (достаточный уровень полоролевого поведения), что составило 64,3% от общего числа испытуемых; 15 детей (35,7%) неправильно идентифицировали свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус (недостаточный уровень полоролевого поведения).
На втором этапе сравнивались представления детей о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном. У 27 детей (64,3%) ответы совпадали, что говорит о том, что ребенок адекватно оценивает себя как представителя мужского или женского пола. 15 испытуемых, что составило 35,7 %, показали неадекватную оценку себя как представителя того или иного пола, они либо путали изображения и не могли сразу ответить на поставленный вопрос, либо выбирали картинки с изображением противоположного пола (рисунок 1).
Рисунок 1. Гистограмма. Уровни полоролевого поведения
Для проведения формирующего этапа эксперимента было необходимо создать условия для развития гендерных особенностей у детей старшего дошкольного возраста. Вслед за Р.Г. Казаковой, Ж.В. Мацкевич, Е.В. Мелкозеровой, в качестве главного средства использовались мультипликационные фильмы, их просмотр с последующим анализом, обыгрыванием и созданием игровых ситуаций. Выбор данного средства был не случайным, поскольку исследование проводилось в 2016 г., объявленным Всероссийским годом кино, а мультипликационное кино наиболее доступное для дошкольников киноискусство [3; 6]. Детям предлагалось смотреть мультфильмы, где главные герои четко отображают черты мужественности или женственности. После этого дошкольники выбирали себе понравившегося героя и в различных видах деятельности, подражая положительным персонажам, проявляли их качества, совершали их поступки и старались быть похожими на них.
Мультипликационные фильмы для мальчиков 5–7 лет позволяют удовлетворять их любознательность, интерес, ставить перед ними вопросы о дружбе, смелости, храбрости, решительности, доброте, сострадании. При этом их больше всего привлекают сюжеты, связанные с автомобилями, поездами, гонками, путешествиями, приключениями, инструментами, строительством, войнами, животными, чудесами, героями сказок и др. Традиционно мальчикам нравится проявлять смекалку, следить за часто меняющейся сюжетной линией, реагировать на активные и яркие события. Для них были рекомендованы мультипликационные фильмы, исключающие сцены жестокости, насилия и агрессии: Айболит (1985, реж. Д. Черкасский); Бременские музыканты (1969, реж. И. Ковалевская); Валидуб (1952, реж. Д. Бабиченко); Капитан Врунгель (1979, реж. Д. Черкасский); Конек-Горбунок (1975, реж И. Иванов-Вано); Летучий корабль (1979, реж. Г. Бардин); Сердце храбреца (1951, реж. Б. Дежкин, Г. Филипов); Щелкунчик (1973, реж. Б. Степанцев) и др.
Считаем, что неподдельный интерес девочек старшего дошкольного возраста вызывают мультфильмы, сюжет которых связан с семьей, детским садом, животными, героями сказок (волшебниками, принцессами, эльфами, феями и русалками), красивой и яркой одеждой, приготовлением пищи и т.д. Они проживают свою жизнь в мире фантазий, иллюзий и мечтаний, представляя себя прекрасными принцессами или красавицами, великолепными мамами, хозяйками кафе, продавцами в шикарных магазинах и пр. Мультфильмы для девочек 5–7 лет с подобными сюжетами дают им хороший жизненный старт, формируют представление о различных гендерных ролях, разнообразных профессиях, духовных ценностях. Для них были отобраны следующие мультипликационные фильмы: Бременские музыканты (1969, реж. И. Ковалевская); Варежка (1967, реж. Р. Качанов); Аленький цветочек (1952, реж. Л. Атаманов); Двенадцать месяцев (1956, реж. И. Иванов-Вано); Серая шейка (1948, реж. Л. Амальрик, В. Полковников); Серебряное копытце (1977, реж. Г. Сокольский); Цветик-семицветик (1948, реж. М. Цехановский) и др.
Проведенный формирующий этап эксперимента позволил осуществить контрольную диагностику уровней развития половой идентификации у старших дошкольников. Ее результаты представлены в гистограмме 2.
Рисунок 1. Гистограмма. Уровни полоролевого поведения (контрольная диагностика)
Итоговая диагностика показала, что количество детей с достаточным уровнем половозрастной идентификации увеличилось на 28,5% и стало составлять 92,8%, а недостаточный уровень снизился почти в пять раз с 35,7% до 7,2%. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что просмотр детьми мультипликационных фильмов, в главных героях которых четко отображаются черты мужественности или женственности, положительно влияет на развитие их гендерных проявлений.
Считаем, что мультипликационные фильмы способствуют формированию у детей первичных представления о добре и зле, эталонов хорошего и плохого ролевого поведения, мужественности и женственности. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться уважительно и позитивно относиться к себе и представителям противоположного пола, справляться со своими страхами и трудностями. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение и положительные представления о своей будущей социальной роли.