ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ВАНДАЛАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧрЕЖДЕНИИ
Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ВАНДАЛАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧрЕЖДЕНИИ
Реформирование во всех сферах общественной жизни в нашей стране, вызвало обострение социальных проблем общества, особенно в подростковой среде. К числу перемен, оказывающих отрицательное воздействие на воспитательный процесс подрастающего поколения, относят утрату традиционных ценностей семьи, высочайший уровень разводов, увеличение численности альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т. д.), увеличение численности случаев насилия в семьях.
Закономерным итогом этих явлений становится рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение интенсивности распространения среди них алкоголя, наркотиков, различных психотропных препаратов и совершение ими различного рода правонарушений. Особое внимание обращает на себя, за последние годы, количество актов молодежного вандализма, связанного с разрушением материальных и духовных ценностей.
Вандализм — форма делинквентного поведения; преступление против общественного порядка, которое проявляется в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах [2, С. 30.] Характеризуется особым способом воздействия на предметы, оскорбляющим общественную нравственность.
Данный вид отклоняющегося поведения наносит колоссальный вред личному и государственному имуществу. Этот процесс крайне неоднозначен, латентен, непредсказуем, негативно влияет на самосознание человека, как правило, разрушает морально-нравственные основы личности. Причем акты вандализма встречаются с каждым годом все чаще. Так, если в 1995 году было зарегистрировано 2756 тысяч преступлений, в 2001 году — 2868 тысяч, а в 2005 году — 3115 тысяч преступлений. Причем в 1997 году по России было зафиксировано лишь 290 случаев вандализма, в 2000 — 572 случая, в 2001 — 680, в 2006 — 980 случаев. Ежегодный рост преступлений инкриминируемых как вандализм, с 1994 по 2002 год составил в среднем 18 % в год, а с 2003 по 2005 год — 22% [1, С. 5—6.]
Общество отводит семье приоритетное место. Однако в последнее время институт семьи испытывает серьезные трудности, выражающиеся в повышении тревожности, увеличении уровня неудовлетворенности браком; уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи; изменение ролевой структуры в семье; нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия); возникновение конфликтов в семье; разрушение отдельных устоявшихся ценностей семьи и отсутствии новых; искажение традиций и ритуалов.
Для ребенка школа является начальной и основной стадией социализации в обществе. Школа в первую очередь и должна помогать в освоении норм и правил, по которым живет общество (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). В учебной деятельности все более явно проявляются «ножницы» между естественным признанием учебы в качестве ведущей деятельности и отношением детей и подростков к школе.
К сожалению, два ведущих социальных института социализации ребенка, школа и семья, не достаточно эффективно взаимодействуют друг с другом, что обостряет проблему и ведет к несформированности смысложизненных ориентаций молодежи в социуме.
Принимаемые правительством меры по предотвращению подросткового вандализма не приносят ощутимых результатов, т. к. они, в основном, направлены на ликвидацию последствий, а не на искоренение причин.
Причины вандализма неоднозначны и кроются в объективных (условия жизни подростков) и субъективных (индивидуально-личностные психологические свойства подростков) факторах. Что в свою очередь приводит к вандализму как способу адаптации к окружающей среде посредством агрессии и негативизма.
Пристрастие подростков-вандалов к алкоголю и наркотикам становится причиной противоправных действий, а отсутствие денежных средств для покупки спиртного или наркотиков вынуждает совершать иные преступления, уже с целью обогащения.
Самой часто распространенной причиной вандализма определяется скука. Подростку нечем заняться, некуда пойти, не достает острых ощущений и новых впечатлений, а фантазии хватает только на то, чтобы что-нибудь осквернить. Поиск развлечений в большинстве случаев бывает тесно связан с отсутствием мест отдыха, незанятостью учебной и трудовой деятельностью, неразвитостью познавательных запросов, а отсюда желанием проявить себя таким варварским способом как крушение всего вокруг.
Некоторые исследователи к числу причин также относят зависть и неприязнь.
Влияет на детское агрессивное поведение и конфликт с родителями или школьными учителями.
Распространенной причиной вандализма является месть. К ней может привести деструктивная критика, которая является причиной психического напряжения или чувства гнева.
Людмила Сергеевна Ватова среди основных причин молодежного вандализма выделяет:
- «На федеральном и региональном уровнях:
- системный кризис государства, экономики, общества и личности;
- смена ценностей;
- пропаганда СМИ вандализма, насилия;
- культура, существующая в обществе.
- На местном уровне:
- неблагополучие окружающей среды (семья, учебный коллектив, неформальные объединения молодежи асоциальной направленности).
- На групповом уровне:
- ситуативные факторы: экстремальные ситуации, изоляция, дискомфортность условий.
- На личностном уровне:
- невоспитанность;
- социальный инфантилизм;
- моральная незрелость;
- неуравновешенность психики;
- неспособность к саморегуляции» [1, С. 21—22.]
Кантер называет следующие причины:
Гнев как разрушительное действие, объясняющееся чувством досады, и способом переживания стрессовой ситуации.
Желание развлечься нередко становится первопричиной вандализма у подростков. Объективно, скука это не мотив. Как отмечают исследователи, многие правонарушения в молодежной среде, как и вандализм, совершаются на фоне скуки. Новые впечатления, острые ощущения, связанные с запретом и опасностью становятся мотивами осуществления вандальных действий. Субкультурные полоролевые стереотипы формируют такого рода поведение.
Вандализм в некоторых случаях может являться следствием исследования, познания. Например, совершаемые детьми разрушения являются последствием их любопытства. Это относится не только физическим объектам, но и социальным. Разрушающее поведение является методом проверки границ дозволенного, способом установки прочности общественных норм и авторитета взрослых.
Эстетическое переживание. Физический процесс разрушения, сопровождающийся звуковыми эффектами, вызывает приятные эмоции у подростков.
Экзистенциальное исследование. Вандальное поведение является средством самоутверждения в обществе, привлекающим к себе внимание.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо комплексно изучать такое социальное отклонение как вандализм.
Нами было проведено исследование, в котором принимали участие 44 подростка, учащиеся 8 классов.
Были проведены методики: на выявление социальных отклонений (методика СОП); опросник межличностных отношений (ОМО); тест на выявление акцентуаций характера (тест Шмишека); многофакторный опросник для исследования личности (опросник Мини-Мульта), шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).
Результаты исследования показали, что из 44 учащихся у 26 человек (59 %) наблюдается склонность к отклоняющемуся поведению. Данное обстоятельство вполне отражает современное морально-нравственное состояние молодежи.
Поэтому вполне реально то, что среди респондентов в группу «высокий риск» в общей сложности попали 19 учеников из 44. Методика СОП дала совпадение 69 %.
Опросник межличностных отношений показал, что уровень включенности в группу составляет более 50 % положительно настроенных и социально адаптированных респондентов. 25 % респондентов показали, что не готовы брать на себя инициативу и принимать ответственные решения. Уровень аффекта показал, что 30 % респондентов избегают устанавливать близкие отношения с людьми, а 70 % испытывают большую потребность в том, чтобы другие люди устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения.
Также было выяснено, что уровень тревожности у учащихся в пределах нормы.
Таким образом, необходимо проводить комплексную психолого-педагогическую работу с привлечением специалистов разных уровней. Данная работа должна включать три направления: работа с семьей, с самим подростком, с педагогами. Эту работу мы предлагаем осуществлять на основе предложенных ниже рекомендация.
Исходя из результатов исследования, были предложены следующие рекомендации:
- Для педагогов:
- воспитание у детей уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности;
- формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения, развитие чувства патриотизма, любви к своему отечеству, городу, дому, школе;
- организация досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу;
- устранение конфликтов учащихся с учителями, сверстниками, нормализация обстановки в классе;
- проведение пропагандистской работы с учащимися (беседы о сохранности школьного имущества, большом материальном ущербе, который приносят школе шалости и намеренная порча инвентаря).
- Для родителей:
- устранение и разрешение конфликтов с членами семьи и близким социальным окружением;
- создание в семье доброжелательных и доверительных отношений;
- повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс своего ребенка;
- проведение семейного досуга;
- включение родителей в образовательное пространство школы.
Список литературы:
- Ватова Л.С. «Социально-психологические основания молодёжного вандализма и его профилактика». — М., 2007. — С. 5—6.
- Юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. — 2-е изд. — М.: Институт новой экономики, 2010. — С. 30.