Статья:

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: CLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Федоров М.А. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(170). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(170).pdf (дата обращения: 13.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федоров Михаил Александрович
магистрант, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

В педагогике слово «проект» известно более трёхсот лет. Данное слово происходит от итальянского глагола «projicere», что означает «разрабатывать», «планировать», «браться за что-либо».

Таким образом, проектный метод есть путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то.

Проектная группа выполняет проект в ходе осуществления образовательной деятельности, которую она планирует, осуществляет, доводит до конца или прерывает.

Если же деятельность основывается только на двух или трёх элементах проектного метода, то мы можем говорить о проектном обучении.

Благодаря проектному методу:

- содействуется скорее сотрудничество, толерантности, коллективное созидательное творчество, чем конкурирующее/ соревновательное поведение;

- принимаются во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще всего возникают вне школы;

- происходит ориентир на личные способности учеников, с целью их оптимального развития;

- учитываются личные потребности учащихся;

- усиливается мотивация для достижения целей обучения;

- происходит содействие соединению, а может даже синтезу школьных и внешкольных образовательных областей;

- создаются связующие звенья между отдельными предметами;

- осуществляется способствование постоянному внутреннему обновлению школы, принимаются во внимание актуальные потребности и вопросы.

Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому воспитанию.

Формы экологического воспитания классифицируют на:

а) массовые. К ним относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

б) групповые - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум [2, с. 80].

в) индивидуальные - деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Для массовых форм характерно широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Они выявляются с помощью систематических наблюдений, накопления материала.

Стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов – это то, что является критериями эффективности групповых форм экологического воспитания. Многое в том зависит от содержания и методики занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

О. Игнатьева высказалась о целесообразности методов, с помощью которых анализируются и корректируются сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности [2, с. 79].

педагоги Е.И. Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др. Э.И. Залкинд, А.И. Васильева, П.Г. Саморукова и другие придавали большое значение наблюдению как важному методу познания природы. Они подчеркивали, что наиболее полно познавательная деятельность формируется через специальную организацию наблюдений и целенаправленное наставничество данными наблюдениями со стороны педагога.

Наблюдение – это сложный познавательный процесс восприятия, в котором отражается единство чувственного и рационального процесса. С помощью наблюдений у учащихся формируются конкретные знания по конкретной теме, лучшим образом развивается речь, мышление. Наблюдения способны проявлять интерес и любовь к природе.

Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экскурсия как форма организации деятельности детей возникла в педагогике в то время, когда велась борьба против схоластики и вербализма в обучении и воспитании. Французский философ Жан-Жак Руссо в XVIII высказывал мысль о том, что природные экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. Н. В. Пакулова определяет экскурсию как форму организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучает различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях [2, с. 78].

В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо, исходя из значимости экологии в современном мире, определяют экологическую экскурсию (от лат. excursion – поездка)  как форму экологического образования, представляющую собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях» [4, с. 140].

Одним из методов экологического воспитания является эксперимент.

Данный метод возник в естествознании нового времени и оказывает большое значение в развитии экологической стороны младшего школьника. Впервые о нём упомянул в своих трудах Ф. Бэкон, которому принадлежит и разработка первой классификации экспериментов. Эксперимент, или опыт, — особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях, для выявления конкретных особенностей.

Этот метод играет большую роль для развития наблюдательности и любознательности ребёнка, воспитания его активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Опыты обращены на то, чтобы учащиеся сами учились организовать наблюдения, узнавать, где искать причины явления, самостоятельно добиватться результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития наблюдательности [1].

Труд как метод воспитательно-образовательной работы экологического воспитания имеет важное значение. В работах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н.

Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности школьника и формирования системы знаний о природе. Систематический труд повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и важных для жизни нравственных качеств.

Игра как метод экологического воспитания является не только способом развлечение, но и методом, с помощью которого происходит знакомство с окружающим миром. Н.С. Лукин в своих исследованиях, анализирующих отражение в играх младших школьников явлений

Окружающей действительности, приходит к выводу, что для данного возраста характерно тесное переплетение игры с действительной жизнью. Соревновательные экологические игры – это тип экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. Дух состязания во все времена был надежной мотивационной основой человеческой деятельности. Не удивительно, что различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью как у педагогов, так и у учащихся. К таким играм можно отнести: конкурс-аукцион, конкурс проектов, конкурс кроссвордов и т.д.

Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. Как отмечала Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы» [3, с. 43].

К сожалению, в современной художественной литературе для детей младшего школьного возраста немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания такой работы. Примером природоведческих сказок могут служить «Старик и сова», «На полянке» В. Бианки.

Среди педагогических технологий, отвечающих современным требованиям, особое место занимает проектная деятельность, которая в свете модернизации образования является его структурообразующим принципом.

Проектная деятельность основана на развитии у детей умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Килпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г. Кагарова, М.В. Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике.

Таким образом, разнообразное содержание занятий, средства, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на формирование познавательного интереса детей к природе. Методы и формы экологического воспитания могут быть успешно использованы во внеурочной работе с младшими школьниками. Внеклассная работа предоставляет большие возможности для развития у младших школьников познавательного интереса и творческих способностей в свободной исследовательской деятельности.

 

Список литературы:
1. Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся / Д.С. Ермаков.– М.: МИОО, 2009. – 181 с. 
2. Краевский В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. 2009 № 3 С. 77-82.
3. Краевский В. В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманитаризация образования. 1994 № 1 С. 42-44.
4. Самошкина, Т. Г. Проектная деятельность на уроках биологии / Т. Г. Самошкина. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С. 138-140.