Статья:

Анализ особенностей речевого поведения специалиста в области физической культуры и спорта во время учебно-тренировочного процесса методом наблюдения

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Лузина Л.А., Тебякина Е.А. Анализ особенностей речевого поведения специалиста в области физической культуры и спорта во время учебно-тренировочного процесса методом наблюдения // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(47).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ особенностей речевого поведения специалиста в области физической культуры и спорта во время учебно-тренировочного процесса методом наблюдения

Лузина Людмила Анатольевна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет, РФ, г. Красноярск, инструктор-методист МАУДО СДЮСШОР по греко-римской борьбе, РФ, Красноярск
Тебякина Екатерина Александровна
инструктор WeGym Кутузовский , РФ, г. Москва
Завьялов Александр Иванович
научный руководитель, д-р. пед наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет, РФ, г. Красноярск
Завьялова Ольга Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет, РФ, г. Красноярск

 

В профессиональной деятельности умение убедительно говорить становится важным в связи с необходимостью привлекать к занятиям физической культурой. Спортсменам как будущим тренерам необходимо умение убедительно говорить и в краткой доступной форме излагать свои требования и мысли [5, с. 419-421.].

Специалист физической культуры и спорта должен обладать глубокими теоретическими знаниями, высокими спортивными навыками (спортивное мастерство), большими организаторскими способностями и способностью убеждать людей, часто далеких от спорта, в необходимости для общества собственной деятельности (ораторское искусство) [4, с. 68-69].

Для того чтобы выяснить особенности речевого поведения специалиста в области физической культуры и спорта во время учебно-тренировочного процесса в период с февраля по май 2017 года нами было проведено наблюдение (n=100). Наблюдение проводилось во дворце детского творчества г. Дивногорска.

Предметом наблюдения был учебно-тренировочный процесс с участием трех специалистов в области физической культуры и спорта.

Роль слова в любом педагогическом процессе, как хорошо известно, исключительно велика. Практически все стороны деятельности педагога, в том числе и в физическом воспитании, связаны с использованием слова. Посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, дают задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитываемых [6,с.120].

Перед нами стояла задача, в частности, выявить наличие и особенности теоретической части занятия в учебно-тренировочном процессе по спортивным единоборствам.

 

Рисунок 14. Тематическая информация во время тренировочного процесса

 

Из рисунка 14 видно, что наличие теоретической информации более чем в 50% случаев отсутствует. Из общего числа тем 27% информации было посвящено вопросам здоровья, 12% - проблемам гигиены, вопросы соревнований затрагивались в 10% случаев.

Педагог, спортивный тренер, безусловно, должен являться для своих воспитанников эталоном поведения, особенно речевого.

К огромному сожалению, нередко мы встречаемся с тем,  что тренеры позволяют себе даже нецензурные выражения в присутствии детей (рис. 15).

 

Рисунок 15. Наличие нецензурных выражений

 

Из рис.15. видно, что в 70% процентах случаев специалисты позволяют себе выражаться нецензурно, лишь в 30% они соблюдают моральный и профессиональный речевой этикет.

Спорт как вид деятельности немыслим вне эмоций. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости [7]. (рис 16).

 

Рисунок 16. Наличие эмоций тренера во время тренировки

 

На рис.16.  мы видим, что в равном количестве эмоции тренера во время тренировки отрицательные и положительные (40%). В 20% эмоции отсутствовали.

Проведенное нами наблюдение показало, что в 100% случаев специалисты пользуются спортивным сленгом.

Сленг (от англ. slang) — терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных и иных групп) [3,8,с-10].

Агрессивность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему.

Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, утверждается, что она не присуща человеческому существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения.

Мы выявили наличие агрессии в деятельности тренеров. Под агрессией мы понимали следующее: форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения. Физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (рис.17, рис 18) [7].

 

Рисунок 17. Общая агрессия тренера по отношению к тренировочной группе

 

Из рис. 17 мы видим, что тренер в 53% случаев выражал свою агрессию в направлении учащихся группы, не выражал в 47% случаев.

Агрессия в сторону конкретного ученика (рис 18).

 

Рисунок 18. Агрессия в сторону конкретного ученика

 

На рис. 18 видно, что специалист в большинстве ситуаций (64%) выражал свою агрессию на конкретных учениках (в среднем на 1 ученика за тренировку). В 36% он не выражал агрессию на конкретных учениках.

Замечания ученику во время тренировочного процесса (рис. 19).

 

Рисунок 19. Замечания ученику

 

Из рис. 19 мы видим, что в большинстве случаев (70%)  тренер делал замечания, а в 30% нет. Это хорошо т.к. критика необходима.

«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать», «вот», «как сказать», «в общем-то», «понимаешь», «а именно» и других. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами [1].

В нашем наблюдении было выявлено, что в 100% случаев в речи специалистов присутствовали слова-паразиты. Наиболее частные из них: «как бы», «это самое», «ну..».

В младшем возрасте родители многих спортсменов ожидают их после тренировки, наблюдают за процессом, но к сожалению не все родители подходят к тренеру и узнают о своем ребенке (рис.20).

 

Рисунок 20. Обращение родителей к тренеру

 

На рис. 20 видно, что большинство(88%) присутствующих родителей во время тренировочного процесса не разговаривали с тренером о своем ребенке. Но все же 12% родителей узнавали про успехи и неудачи своих детей.

*          *          *

Мы можем сделать следующие выводы, исходя из результатов наблюдения:

Педагог, спортивный тренер, безусловно, должен являться для своих воспитанников эталоном поведения, особенно речевого. К сожалению, есть ряд недостатков в речевом поведении современных специалистов. Мы выявили некоторые из них посредством наблюдения. В равном количестве во время тренировки тренером проявляются как отрицательные, так и положительные эмоции. Вполне естественно, что в 100% случаев специалисты пользуются спортивным сленгом, в 100% случаев в речи специалистов присутствовали слова-паразиты, но тот факт, что в 70% процентах случаев специалисты позволяют себе выражаться нецензурно, заставляет серьезно задуматься об уровне профессиональной этики тренеров. Тренер в 53% случаев выражал свою агрессию в направлении учащихся группы, в большинстве ситуаций в направлении конкретных учеников. В процессе освоения технических действий учащимися в большинстве случаев (70%)  педагог следил и делал замечания. Учитывая, что поле речевой деятельности тренера достаточно велико, намечены перспективы повышения уровня профессионального речевого имиджа специалистов в области физической культуры и спорта как представителей педагогического сообщества.

 

Список литературы:
1. Буланова-Топоркова М.. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие-Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
2. Википедия. Сленг.- [Электронный ресурс]. URLhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг(дата обращения 06.08.2016).
3. Википедия. Слова паразиты. – [Электронный ресурс]. URLhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты  (дата обращения 02.08.2017).
4. Завьялова О.Б.  Физическая культура в системе высшего образования // Сборник тезисов научно - практической конференции. – Красноярск: КГУ, 1998, С. 68-69.
5. Жукова И. Н. Профессиональная речь как речевой имидж специалиста в области физической культуре и спорте / материалы 12 Всерос. Науч. – практ. Конф. Красноярск, 23-25 апреля 2010г. – Красноярск: ИПК СФУ. 2010. – С. 419-421.
6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). – М: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.
7. Преображение.- [Электронный ресурс]. URLhttp://www.preobrazhenie.ru/agression (дата обращения 06.11.2011).
8. Психология. Понятие эмоции. – [Электронный ресурс]. URLhttp://azps.ru/articles/proc/proc61.html (дата обращения 06.12.2011).