Статья:

Роль занимательного материала в детском саду на занятиях по математике

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шило В.В., Полещук А.Д. Роль занимательного материала в детском саду на занятиях по математике // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(9).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль занимательного материала в детском саду на занятиях по математике

Шило Виктория Владимировна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Полещук Ангелина Дмитриевна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доцент кафедры математики и информатики, ГБОУ ВО «Ставропольский Государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

The role of entertaining material in kindergarten in mathematics

 

Victoria Shilo

Student SEI VO "Stavropol state teacher training college", Russian Federation, Stavropol

Angelina Poleshchuk

Student SEI VO "Stavropol state teacher training college", Russian Federation, Stavropol

Valentina Kokoreva

Scientific adviser Associate Professor of mathematics and computer science SEI VO "Stavropol state teacher training college", Russian Federation, Stavropol

 

Аннотация. В статье рассматривается роль занимательного материала на занятиях по математике при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Abstract. The article deals with the role of entertaining material in mathematics classes in the formation of elementary mathematical concepts in preschool children.

Ключевые слова: элементарные математические представления, занимательный материал, упражнения, игры.

Keywords: Elementary mathematical representations, entertaining material, exercises, games.

 

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и строго организованный процесс путем передачи и усвоения знаний, способов и приемов умственной деятельности. При формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста  используется занимательный материал для ознакомления с новой информацией. Важным условием здесь выступают упражнения  и игры, применяющиеся  в системе. На этом этапе происходит использование двух типов поисковой работы:

1. практический (дошкольники активно перебирают, перекладывают какой – либо материл и выполняют различные действия с предметами);

2. мыслительный (дети обдумывают процесс решения задач и ищут пути их решения).

В процессе поиска, решения, выдвижения гипотез дети догадываются и сами того не понимая, приходят к верному ответу. На самом деле, они находят путь и способ решения лишь на основании практических действий и мыслительного обдумывания [1, c. 57].

Показателем осмысленности поиска может выступать степень  его самостоятельности, а также структура производимых испытаний. При исследовании  таких испытаний  педагоги приходят к выводу о том, что они характерны для детей средней и старшей группы. Если говорить о детях подготовительной группы, то поиск у них происходит либо комбинированно, либо только мысленно.

Именно эти условия дают возможность утверждать о возможности приобщения детей дошкольного возраста в процессе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности.

Опираясь на современную дидактику (комплексный подход воспитания и обучения) можно отметить, что наиболее важная роль принадлежит занимательным задачам, играм и развлечениям, ведь ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде – игра [1, c. 116]. У дошкольников они вызывают большой интерес, а также эмоционально вовлекают их в игру. К тому же, процесс решения и поиска ответов не может происходить без динамичной работы мыслительной деятельности.

В ходе упражнений и игр с использованием занимательного математического  материла дети овладевают умением находить решения самостоятельно. Воспитатель показывает детям лишь схему и направление анализа занимательной задачи, которые приводят к решению - верному или ошибочному. Методические упражнения  в ходе решения подобных задач ведут к развитию самостоятельной мысли, активности, инициативе и творческому отношению к учебному процессу.

При решении занимательных задач у детей дошкольного возраста происходит совершенствование умственных способностей. К ним относятся: рассуждения и действия, логика мысли, смекалка и сообразительность, гибкость мыслительного процесса [2, c. 125]. Наиболее значимым целесообразно считать развитие у дошкольников умения догадываться о тех решениях, которые происходят на конкретном этапе анализа занимательной задачи, а также поисковых действий практического и мыслительного характера. Причем догадка в данном случае говорит о глубине понимания задачи, а также об уровне поисковых действий и мобилизации прошлого опыта.

К занимательному материалу можно отнести следующее:

- математические игры;

- задачи на смекалку, головоломки;

- дидактические игры;

- логические задачи и упражнения;

- занимательные вопросы и загадки.

Рассмотрим некоторые из них. Математические игры – это игры, в которых смоделированы различные математические построения и закономерности. Для того, чтобы найти ответ, необходимо заранее произвести анализ условий, правил и содержания задачи или игры. В процессе самого решения важно применять математические методы.

В процессе игры «Математическая цепочка» дети учатся производить арифметические действия [1, c. 105]. Она предназначена для индивидуальной работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет), которые удачно усвоили материал программы по развитию элементарных математических представлений. Возможность закрепить ранее приобретенные умения сравнивать числа можно в игре «Отгадай число». Эти игры несложны по своему содержанию и по поставленной задаче. Детям необходимо либо выполнить арифметические действия, либо назвать  требуемое число, опираясь на знания отношений между числами и последовательности.

Развитию внимания и сообразительности способствуют головоломки и задачи на смекалку. Такие задачи нельзя решать привычным способом, используя арифметические действия. Нужно дать детям возможность решить их, применяя нестандартные способы и методы. Кроме того, необходимо  побуждать дошкольников мыслить, рассуждать, находить ответ с помощью имеющихся знаний [2, c. 168].

На сегодняшний день головоломок существует великое множество. Но наиболее оптимальны для старших дошкольников являются головоломки с палочками. Как правило, в ходе решения данной головоломки происходит преобразование одних фигур в другие (трансфигурация). Например:  переложить одну палочку таким образом, чтобы стало четыре одинаковых треугольника; переложить три палочки или спички таким образом, чтобы решетка превратилась в три квадрата и т.п.

Если говорить о задачах на смекалку, то они имеют различия по характеру преобразования, а также степени сложности. Их нельзя решать ранее усвоенным методом. В процессе каждой новой задачи дошкольники включаются в умственную деятельность, пытаются построить пространственную фигуру или видоизменить ее.

Благодаря дидактическим играм дети учатся. Данные игры решают определенную задачу совершенствования математических представлений детей. Эти игры представляют самостоятельную деятельность, которой занимаются дети [2, c. 97]. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными. К тому же, уместны как в начале, так  и в конце занятия с целью закрепления ранее изученного. Как правило, для закрепления названий основных геометрических фигур в средней группе может использоваться такая игра, как  «Найди и назови» для закрепления умений быстро находить геометрическую фигуру необходимого цвета и размера.

Занимательный материал, пожалуй, не только развлекает дошкольников, дает им возможность переключиться, отдохнуть, но  и заставляет задуматься, развивать  инициативу, самостоятельность, направляет их на поиск нестандартных методов решения, а также стимулирует развитие специфического мышления [2, c. 215].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль занимательного материала в детском саду на занятиях по математике играет важную роль при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. А обучая дошкольников в процессе игры, педагоги стремятся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

 

Список литературы:
1. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 2014.
2. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 2015.