Статья:

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения посредством дидактических игр

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сафина Э.Р. Формирование представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения посредством дидактических игр // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(23).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения посредством дидактических игр

Сафина Эльвира Рафаильевна
студент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Машковцева Лариса Михайловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

В связи с высокой плотностью автомобильного трафика на дорогах нашей страны, обеспечение безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения является приоритетной задачей государственного значения. Учитывая, что дети с раннего возраста являются полноправными участниками дорожного движения, необходимость в организации работы дошкольных образовательных учреждений по формированию представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения выходит на первый план.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма обусловлен, прежде всего, недостаточной подготовкой детей дошкольного возраста к основам безопасности дорожного движения. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (ПДД) особенно актуально с внедрением ФГОС ДО, как одного из целевых ориентиров дошкольного образования в данной сфере [2].

В отечественной практике накоплен достаточно большой опыт по формированию представлений о правилах дорожного движения у дошкольников, о чем свидетельствуют исследования таких авторов, как  Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшина, Н.И. Клочанова, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгиной и другими. Несмотря на это, педагогическая наука не уделяет достаточного внимания проблеме формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-7 лет, а возможность использования дидактических игр практически не рассматривается в качестве предмета самостоятельного исследования. Это приводит к противоречию между потребностями современных родителей в безопасности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-7 лет посредством дидактических игр.

Как отмечает Л.С. Выгодский, сущность игры в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми [3, с. 325].

Игра выступает такой формой деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии [5].

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра выступает наиболее привлекательным способом обучения детей правилам безопасности дорожного движения, так в процессе игровой деятельности педагог обогащает опыт детей разнообразными сен­сорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения на дороге [5].

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Педагогами дошкольных учреждений при формировании  представлений у детей о правилах дорожного движения, активно используются такие дидактические игры, как «Светофор», «Собери дорожный знак»,  «Собери машину», «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Расставь правильно», «Транспорт», в которых дети, незаметно для себя, осваивают знания безопасности дорожного движения.

Игровые действия с предметами, картинками успешно помогают знакомить детей с улицей, с разными видами транспорта, с правилами пешеходов, с сигналами светофора. Картотека картинок с различными ситуациями знакомит детей с опасностью возле дороги, на дороге, в транспорте и как избежать этих ошибок.  

Дидактические игры «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Собери дорожные ситуации» эффективно используются в индивидуальной работе с детьми, с целью проверки успешности освоения знаний.

В групповой деятельности активно используются различные игры-лото «Транспорт», «Знаки», «Виды светофора», которые помогают закреплять правила поведения на улицах и дорогах, научить точно их выполнять.

В ходе дидактических игр, в старшей группе формируются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части.

В подготовительной группе продолжается формирование представлений о правилах безопасного поведения, происходит дальнейшее развитие таких познавательных процессов ребенка, как концентрация, внимание,  наблюдение и развитие памяти, способность самостоятельной оценки действий водителя, пешехода и пассажира.

Регулярная деятельность педагога дошкольного учреждения, направленная на формирование представлений у детей правил дорожного движения с помощью дидактических игр способствует:

  • формированию представлений о правилах поведения пешеходов;
  • закреплению умений называть элементы дороги и транспортные средства;
  • формированию представлений о правилах дорожного движения;
  • закреплению умения правильно реагировать на сигналы светофора.

Таким образом, сохранение жизни и здоровья детей – важнейшая задача современной педагогики.

Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами дорожного движения и учить навыкам правильного поведения на дороге, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимание, ответственность за жизнь и безопасность на улицах.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является дидактическая игра. Игровые технологии являются современными педагогическими технологиями, которые активно используются при формировании у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.10.2019 г.) // СПС Гарант Плюс.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // СПС Гарант Плюс.
3. Глаголева К. С. Выготский Л.С. о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 324-326. 
4. Ережепова И.М. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1 (Дата обращения: 10.12.2019).
5. Роль, сущность и система дидактической игры. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dou-polov-1.kra.edu54.ru/DswMedia/metoddarushina.pdf (Дата обращения: 10.12.2019).