Формирование представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения посредством дидактических игр
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения посредством дидактических игр
В связи с высокой плотностью автомобильного трафика на дорогах нашей страны, обеспечение безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения является приоритетной задачей государственного значения. Учитывая, что дети с раннего возраста являются полноправными участниками дорожного движения, необходимость в организации работы дошкольных образовательных учреждений по формированию представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения выходит на первый план.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма обусловлен, прежде всего, недостаточной подготовкой детей дошкольного возраста к основам безопасности дорожного движения. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (ПДД) особенно актуально с внедрением ФГОС ДО, как одного из целевых ориентиров дошкольного образования в данной сфере [2].
В отечественной практике накоплен достаточно большой опыт по формированию представлений о правилах дорожного движения у дошкольников, о чем свидетельствуют исследования таких авторов, как Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшина, Н.И. Клочанова, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгиной и другими. Несмотря на это, педагогическая наука не уделяет достаточного внимания проблеме формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-7 лет, а возможность использования дидактических игр практически не рассматривается в качестве предмета самостоятельного исследования. Это приводит к противоречию между потребностями современных родителей в безопасности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-7 лет посредством дидактических игр.
Как отмечает Л.С. Выгодский, сущность игры в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми [3, с. 325].
Игра выступает такой формой деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии [5].
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра выступает наиболее привлекательным способом обучения детей правилам безопасности дорожного движения, так в процессе игровой деятельности педагог обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения на дороге [5].
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Педагогами дошкольных учреждений при формировании представлений у детей о правилах дорожного движения, активно используются такие дидактические игры, как «Светофор», «Собери дорожный знак», «Собери машину», «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Расставь правильно», «Транспорт», в которых дети, незаметно для себя, осваивают знания безопасности дорожного движения.
Игровые действия с предметами, картинками успешно помогают знакомить детей с улицей, с разными видами транспорта, с правилами пешеходов, с сигналами светофора. Картотека картинок с различными ситуациями знакомит детей с опасностью возле дороги, на дороге, в транспорте и как избежать этих ошибок.
Дидактические игры «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Собери дорожные ситуации» эффективно используются в индивидуальной работе с детьми, с целью проверки успешности освоения знаний.
В групповой деятельности активно используются различные игры-лото «Транспорт», «Знаки», «Виды светофора», которые помогают закреплять правила поведения на улицах и дорогах, научить точно их выполнять.
В ходе дидактических игр, в старшей группе формируются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части.
В подготовительной группе продолжается формирование представлений о правилах безопасного поведения, происходит дальнейшее развитие таких познавательных процессов ребенка, как концентрация, внимание, наблюдение и развитие памяти, способность самостоятельной оценки действий водителя, пешехода и пассажира.
Регулярная деятельность педагога дошкольного учреждения, направленная на формирование представлений у детей правил дорожного движения с помощью дидактических игр способствует:
- формированию представлений о правилах поведения пешеходов;
- закреплению умений называть элементы дороги и транспортные средства;
- формированию представлений о правилах дорожного движения;
- закреплению умения правильно реагировать на сигналы светофора.
Таким образом, сохранение жизни и здоровья детей – важнейшая задача современной педагогики.
Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами дорожного движения и учить навыкам правильного поведения на дороге, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимание, ответственность за жизнь и безопасность на улицах.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является дидактическая игра. Игровые технологии являются современными педагогическими технологиями, которые активно используются при формировании у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения.