Статья:

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО БИОЛОГИИ

Конференция: CCLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Василец Ю.А. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО БИОЛОГИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(252). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(252).pdf (дата обращения: 13.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО БИОЛОГИИ

Василец Юлия Александровна
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Ковтуненко Алексей Юрьевич
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Актуальной проблемой педагогики является интенсивное внедрение проектной деятельности среди учащихся на всех уровнях образования, а также овладение ее теоретическим и практическим основам. Следует отметить, что проблемы организации проектной деятельности широко изучены в российской образовательной модели, но исследователи отмечают, что сложившаяся практика недостаточно ориентирована на современного человека, и должна соответствовать научно-техническому прогрессу. Приступать к решению данной проблемы необходимо в рамках школьного курса образования [1,2,3].

Целью проводимого исследования было изучение технологии организации учебно-исследовательского проекта по биологии на тему: «Оценка урожайности и жизнестойкости разных сортов яблонь» среди учащихся 10 класса МОУ «Октябрьской СОШ» города Белгорода. Разработанный проект по биологии рассматривался как исследовательская работа, с возможностью как индивидуальной, так и групповой работы. Предложенная технология заключается в организации трех этапов: констатирующий (диагностический), практический, контрольный.

В ходе констатирующего (диагностического) этапа был организован отбор мотивированных школьников 10 класса, имеющих фундаментальные теоретические знания, а также проявляющих интерес к внеурочной научно-исследовательской деятельности. На данном этапе был разработан входной мониторинг учащихся, состоящий из тестирования (анкетирования), а также исследован общий балл успеваемости по биологии; организован подбор специальной литературы,  итоговые критерии для оценивания усвояемости. Контроль на данном этапе осуществлялся с помощью беседы.

Целью практического этапа было разработать научно-методическое обеспечение для выполнения исследования «Оценка урожайности и жизнестойкости разных сортов яблонь», ознакомиться с урожайностью и жизнестойкостью растений путем изучения биологических и морфологических особенностей растений, а также лабораторных методов для определения состояния яблони: высокая, средняя, низкая урожайность и жизнестойкость. На данном этапе исследована специальная научная литературы по яблоневым культурам, подобранны методики, а также проведена экспериментальная работа на отобранных яблоневых деревьях.

Контрольный этап – это организация анализа полученных показателей исследования с последующей публичной презентацией. В ходе данного этапа была выявлена динамика уровня развития научно-исследовательских навыков среди школьников, а также определена эффективность проведенного опыта с помощью t-критерия Стьюдента.

Научно-исследовательская работа среди учащихся средней образовательной школы, как особый вид познавательной деятельности, должна быть направлена на получение объективных научных знаний. Такой вид деятельности может быть доступен на всех уровнях образования, но чаще всего это касается старшеклассников, поскольку приобретение нового научного знания в младшем школьном возрасте представляется скорее исключением.

Следует отметить, что исследовательская деятельность школьников неразрывно связанна с педагогом и должна быть основана на принципах диалогизации, проблематизации, индивидуализации [1].

Эффективность научно-исследовательской деятельности достигается, когда мониторинг их учебных достижений учитывает не только полученные знания, но и исследовательские компетенции, требуется комплексная оценка. 

Таким образом, технология и реализация проектной деятельности имеет возможности для осуществления исследовательской работы среди школьников, которая представляет организацию алгоритмов, «шагов-действий» для решения поставленных научно-исследовательских проблем.

 

Список литературы:
1. Замкин, П. В. Исследовательская деятельность обучающихся: учебно-методическое пособие / П. В. Замкин. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020. — 132 с. 
2. Смирнова, Н. З. Практико-ориентированная деятельность обучающихся по биологии как условие формирования универсальных учебных действий: учебное пособие / Н. З. Смирнова, И. М. Александрова. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2021. — 172 с. 
3. Внеурочная деятельность учащихся по биологии в условиях современной образовательной практики: учебное пособие / Е. А. Галкина, Н. М. Горленко, О. В. Бережная, И. А. Зорков. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022. — 164 с.