Статья:

МЕТОДИКА МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Конференция: CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Февзиева Ф.Э., Ибрагимова А.Р. МЕТОДИКА МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(163). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(163).pdf (дата обращения: 13.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Февзиева Февзие Эскендеровна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

FEATURES OF ARBITRARY MEMORY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

 

Fevzie Fevzieva

Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

Aliye Ibragimova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

 

Аннотация. В момент начала учебы в первом классе все высшие психические функции претерпевают значительные изменения: от непроизвольной памяти к произвольной. Обучение учащихся начальной школы с задержкой психического развития требует знания и использования особенностей памяти соответствующего возраста. Дети все чаще испытывают трудности с усвоением нового материала в большом объеме, способностью запоминать и передавать полученную информацию и для более легкого и быстрого запоминания используются мнемотехника.

Abstract. At the time of the beginning of studies in the first grade, all higher mental functions undergo significant changes: from involuntary memory to arbitrary. Teaching primary school students with mental retardation requires knowledge and use of memory features of the appropriate age. Children are increasingly experiencing difficulties with the assimilation of new material in a large volume, the ability to memorize and transmit the information received, and mnemonics are used for easier and faster memorization.

 

Ключевые слова: мнемотехника; произвольная память; непроизвольная память; обучение; задержка психического развития; память.

Keywords: mnemonics; arbitrary memory; involuntary memory; learning; mental retardation; memory.

 

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, распознавание и воспроизведение полученной информации. В совокупности они образуют мнемический процесс, тесно связанный с мышлением и речью. Производительность памяти определяется объемом и скоростью запоминания, продолжительностью сохранения, скоростью распознавания и готовностью точно и четко воспроизводить сохраненный материал.

Человеческий мозг состоит из двух полушарий, левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать разные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании методов мнемотехники обе половины активируются одновременно. В результате мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде приобретенных знаний [2, c. 317].

У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития память носит непроизвольный характер, они лучше запоминают события, явления, которые близки к их жизненному опыту. Во время обучения память учащихся становится произвольной, дети учится с помощью педагога управлять процессами запоминания и воспроизведения, которые необходимы им в процессе практической деятельности [1, c. 204].

Мнемотехника является искусством запоминания, системой различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций [5, c. 45].

Данная методика выполняет вспомогательную функцию на уроках, но для некоторых младших школьников её роль важнее. Ориентация на возрастные и индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения, использование в ходе занятий специальных способов и приёмов, является основой обучения.

Практическое решение проблемы развития памяти младших школьников предусматривает различные подходы. Основной подход заключается в обучении

приемам запоминания информации. В то же время важно понимание и осмысление используемых методов [3, c. 224].

Основные приемы и методы мнемотехники:

– созвучие (запоминание с помощью уже известны, созвучных слов);

– рифмы (создание рифмованных пар, которые содержат запоминаемый материал);

– ассоциации (нахождение яркий ассоциаций, которые связаны с запоминаемым материалом):

– буквенный код (образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации) [4, c. 548].

Роль методики в развитии младших школьников с задержкой развития:

– улучшает память;

– развивает речь, расширяет словарный запас;

– расширяет кругозор;

– формирует образное и логическое мышление;

– совершенствует интеллектуальные способности;

– учит общительности, воспитывает характер.

Основные правила использования методики мнемотехники:

– нормирование –  нельзя показывать детям больше двух таблиц в день, слишком большое количество информации детям усвоить сложно, поэтому данная работа будет неэффективна;

–  красочность –  картинки, схемы, таблицы должны заинтересовать ребёнка своим внешним видом;

–  последовательность –  следует постепенно усложнять задания;

– эмоциональность –  должна быть позитивная энергетика занятий;

– разнообразие –  картинки должны быть на разные темы, не однотипные.

Мнемотехника не заставляет запоминать учащихся хронологические таблицы, она ориентирована на естественное запоминание с активным изучением изучаемого материала [5, c. 49].

Память имеет большое значение в учебной и познавательной деятельности ребенка. Это важное условие для его развития и формирования его личности. В младшем школьном возрасте у детей с задержкой темпа психического развития обязательно следует развивать произвольную память, для того чтобы образы в памяти приобретали целостную и обобщенную форму. Благодаря непосредственному взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками ребенок осваивает механизмы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. А целенаправленное и систематическое обучение детей позволяет ребенку осваивать новые способы мнемической деятельности. Память становится отдельным видом умственной деятельности ребенка. Применение мнемотехники даёт возможность создать наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением.

 

Список литературы:
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 398 с
2. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – Москва : ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.
3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : Сфера, 2012. – 464 с.
4. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – 688 с.