Статья:

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бабаянц Л.А. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(57).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бабаянц Лолита Арнольдовна
студент, Ставропольский государственный медицинский университет РФ, г. Ставрополь
Шульга Наталья Викторовна
научный руководитель, Ставропольский государственный медицинский университет РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. Данная статья посвящена изучению онтогенеза появления предлогов в речи детей. Предлог является неотъемлемой структурой речевой системы и служит для связи слов в предложениях у детей старшего дошкольного возраста. Многие авторы занимались изучением данной темы, в результате чего были выделены разные критерии и сроки возникновения предложных конструкций в детской речи. Употребление предлогов детьми старшего дошкольного возраста при условии нормального речевого развития не вызывает у них трудностей. Однако при обучении письменной речи необходимо специальное обучение, чтобы ребенок осознавал, что предлог – самостоятельное слово, и выполняет определенные функции. Нарушения в употреблении предлогов сказывается на развитии связной речи детей и затрудняет их коммуникацию.

 

Ключевые слова: предлоги, дети старшего дошкольного возраста, предложные конструкции, грамматический строй речи.

 

Предлог- это служебная часть речи, которая употребляется в качестве средства подчинения существительных и личных местоимений другим словам в словосочетаниях и предложениях.

В системе русского языка предлоги поясняют, дополняют и дифференцируют значения косвенных падежей. Например, предлоги в, на, за, под в сочетании с существительными в форме винительного падежа более точно определяют конечную точку движения по отношению к предмету: в ящике, под ящиком, на ящике. Предлоги тесно связаны с употребляемой падежной формой и не употребляются без неё.

Ещё на самых ранних этапах формирования системы русского языка и её грамматического строя предлоги были неделимы с существительными, местоимениями, наречиями и другими частями речи. Во время античной грамматики при Платоне и Аристотеле предлоги не были системно разграничены и рассматривались как структуры языка, лишенные значения.

В период александрийского развития античности предлоги уже постепенно формировались в отдельный разряд частей речи.

Современная лингвистика относит предлог к служебной части речи по причине того, что обычно он не выступает как самостоятельный член предложения и выполняет вспомогательную функцию [8].

Несмотря на отведенную предлогам функцию, они играют важную роль в речеобразовании. Они занимают одну из лидирующих позиций по частоте использования в речи среди всех частей речи. Одни только простые предлоги составляют 11,8 % от всех слов русского языка [6].

По результатам исследований В.П. Вахтерова, предлоги в речи детей от 2,5 до 4 лет составляют 5,2 % от общего числа используемых слов, а у детей 4-8 лет приближаются к 9 %. Чем старше становится ребенок, тем чаще и больше он начинает использовать формы косвенных падежей, а частота употребление именительного падежа снижается.

Важным при формировании понимания многозначности предлогов выступает уровень развития мыслительной аналитико-синтетической деятельности. С возрастом ребенок осознает различия и сходства элементов языковой системы и начинает дифференцировать смысл слов при их сочетании с тем или ином предлогом [7]. Этот процесс происходит за счет операций обобщения. Ребенок способен чувствовать язык, трансформировать свои высказывания в логически выстроенные и грамматически связанные цепочки слов.

Наблюдения и исследования детской речи отечественными и зарубежными учеными позволили выявить постепенное появление предлогов в речи дошкольников по мере усвоения ими грамматического строя речи и употребления предложно-падежных конструкций. По мнению А.Н.Гвоздева, советского лингвиста, доктора филологических наук, к возрасту 6 лет у нормально развивающегося ребенка активный словарь предлогов насчитывает 21 предлог [2]. Они используются для обозначения следующего рода отношений: временных, пространственных, способа действия, цели, принадлежности, действия. При многочисленных вариантах отношений, обозначаемых предлогами, преобладают обозначения пространственных отношений.

На основании периодизации А.Н. Гвоздева выделяют следующий порядок формирования предлогов в речевом онтогенезе ребенка [2]:

  • 1 год 10 мес. – 2 года – пропускают предлоги, обозначающие место («поставь кружку стол»);
  • 2 года 2 мес. – 2 года 4 мес. – опускают предлоги, обозначающие место и лицо, к которому обращено действие («подойди папе», «лежит ящике»);
  • 2 года 4 мес. – 2 года 6 мес. – пропускают предлоги, показывающие совместность;
  • 2 года 6 мес. – 2 года 8 мес. – опускается предлог за, обозначающий цель;
  • 2 года 8 мес. – 2 года 10 мес. – замена предлога для на у при обозначении места;
  • 2 года 10 мес. – 3 года:

- для обозначения места употребляются предлоги в, на, у, из, от, с, под, о;

- предлог к используется в качестве обозначения лица, к которому обращено действие/ движение;

- предлог с употребляется для обозначения совместного действия (играл с братом);

- предлог за используется для обозначения цели;

- предлог у употребляется для обозначения принадлежности;

- предлог без указывает на отсутствие или лишение чего-либо;

- предлоги про и об уточняют объект, о котором идёт речь;

- предлог после употребляется в качестве уточнения времени (после работы);

- предлог за обозначает прикосновение к части какого-либо предмета;

- предлог через указывает предмет или пространство, которые полностью преодолеваются;

- предлог у обозначает лицо, которому принадлежит какой-либо предмет;

- предлог из конкретизирует материал, из которого изготовлен тот или иной предмет;

- предлог для указывает на лицо или предмет, для которых выполняется действие (сделал для папы);

  • 3 года – 4 года – употребляется предлог до в качестве обозначения предела, появляется предлог вместо.

В своих трудах Е.В.Ковайкина указывает, что предлоги, выполняя дополнительную и связующую функцию, появляются в речи позднее всех знаменательных частей речи. До использования их в речи ребенок оперирует лишь флексиями для взаимосвязи слов в своих высказываниях. На первоначальном этапе развития речи предлоги пропускаются (на стуле – стуле). Этот период не слишком продолжителен. Как только дети освоили выделение и использование окончаний слов, они начинают употреблять в высказывании и сами предлоги, для выражения связи слов между собой.

Наиболее часто используются предлоги, обозначающие пространственные отношения, именно поэтому они появляются раньше всего и постепенно детализируются. Использование этой группы предлогов помогает детям выразить расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу [3]. Параллельно с изучением предложно-падежных форм и их употреблением дети дифференцируют правые и левые части тела и развивают ориентировку в пространстве. Осмысленное использование предложных конструкций способствует выработке у детей языкового чутья.

Н.С. Жукова представила обобщенную периодизация развития понимания предлогов детьми:

  • 2 года 6 мес. – понимание предложно-падежных конструкций на уровне привычных конкретных ситуаций;
  • к 4 годам – понимание предлогов вне зависимости от привычной ситуации.

Предлоги, используясь в речи, выражают более абстрактные отношения, как и падежные формы слов: объектные, обстоятельственные, определительные.

Все предлоги можно выделить в группы по следующим признакам:

  1. По положению предмета или объекта в пространстве – в, на, под, за, около.
  2. По направлению действия объекта или предмета – по, от, вокруг, к, в, из.
  3. По расположению предметов по отношению друг к другу – по, между, с, перед, передо, за.
  4. По наличию свойств и признаков у какого-либо предмета – у.
  5. По направленности действия на предмет или объект – для, о, об.
  6. Сложные предлоги – из-за, из-под.

Изначально, к 3-4 годам в норме детьми осваиваются все простые предлоги у, в, на, под, с, из, к, за, по, после. Позже, к 6-7 годам, появляются следующие предлоги: над, около, со, между, перед, через, а также присоединяются некоторые сложные предлоги: из-под, из-за [1]. При условии нормального речевого развития эти предлоги правильно и свободно используются детьми в речи. К 6 годам в связной речи дошкольники могут неточно использовать предлоги (замена предлога между употребляется в середине). Особенно частыми являются аграмматизмы при употреблении сложных предлогов. Например, пытаясь пересказать текст или рассказать что-либо, дети могут путать предлоги, изменять их, что нарушает передачу смысла высказывания.

Без знания и верного употребления предлогов детям затруднительно овладение структурой разных предложений и связной речью в целом. Изучение предложных конструкций имеет важное практическое значение, так как отсутствие понимания предложного управления сказывается как на устной, так и на письменной речи детей в последующем.

 

Список литературы:
1. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие (кн. 5). – М., 2003.
2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: в 2 частях. – М., 1973.
3. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.–М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
4. Львов М.И. Методика развития речи младших школьников .- М., 1985.- 176 с
5. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 128 С.
6. Розендаль Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2004.
7. Рудакова Н.П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2004. №3.
8. Современный русский язык / Под ред. Лекант П.А., Клобуков Е.В., Маркелова Т.В., Монина Т.С., Самсонов Н.Б. – М., 2001.
9. Ткаченко Т.А. формирование лексико-грамматических представлений.- М.: Гном и Д, 2003.
10. Фуреева Е. П., Штеле Е. А. Особенности формирования понимания логико- грамматических конструкций у младших школьников с ОНР \\ Школьный логопед № 5, 2007.
11. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. – М., 2000.