РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Данная статья посвящена изучению онтогенеза появления предлогов в речи детей. Предлог является неотъемлемой структурой речевой системы и служит для связи слов в предложениях у детей старшего дошкольного возраста. Многие авторы занимались изучением данной темы, в результате чего были выделены разные критерии и сроки возникновения предложных конструкций в детской речи. Употребление предлогов детьми старшего дошкольного возраста при условии нормального речевого развития не вызывает у них трудностей. Однако при обучении письменной речи необходимо специальное обучение, чтобы ребенок осознавал, что предлог – самостоятельное слово, и выполняет определенные функции. Нарушения в употреблении предлогов сказывается на развитии связной речи детей и затрудняет их коммуникацию.
Ключевые слова: предлоги, дети старшего дошкольного возраста, предложные конструкции, грамматический строй речи.
Предлог- это служебная часть речи, которая употребляется в качестве средства подчинения существительных и личных местоимений другим словам в словосочетаниях и предложениях.
В системе русского языка предлоги поясняют, дополняют и дифференцируют значения косвенных падежей. Например, предлоги в, на, за, под в сочетании с существительными в форме винительного падежа более точно определяют конечную точку движения по отношению к предмету: в ящике, под ящиком, на ящике. Предлоги тесно связаны с употребляемой падежной формой и не употребляются без неё.
Ещё на самых ранних этапах формирования системы русского языка и её грамматического строя предлоги были неделимы с существительными, местоимениями, наречиями и другими частями речи. Во время античной грамматики при Платоне и Аристотеле предлоги не были системно разграничены и рассматривались как структуры языка, лишенные значения.
В период александрийского развития античности предлоги уже постепенно формировались в отдельный разряд частей речи.
Современная лингвистика относит предлог к служебной части речи по причине того, что обычно он не выступает как самостоятельный член предложения и выполняет вспомогательную функцию [8].
Несмотря на отведенную предлогам функцию, они играют важную роль в речеобразовании. Они занимают одну из лидирующих позиций по частоте использования в речи среди всех частей речи. Одни только простые предлоги составляют 11,8 % от всех слов русского языка [6].
По результатам исследований В.П. Вахтерова, предлоги в речи детей от 2,5 до 4 лет составляют 5,2 % от общего числа используемых слов, а у детей 4-8 лет приближаются к 9 %. Чем старше становится ребенок, тем чаще и больше он начинает использовать формы косвенных падежей, а частота употребление именительного падежа снижается.
Важным при формировании понимания многозначности предлогов выступает уровень развития мыслительной аналитико-синтетической деятельности. С возрастом ребенок осознает различия и сходства элементов языковой системы и начинает дифференцировать смысл слов при их сочетании с тем или ином предлогом [7]. Этот процесс происходит за счет операций обобщения. Ребенок способен чувствовать язык, трансформировать свои высказывания в логически выстроенные и грамматически связанные цепочки слов.
Наблюдения и исследования детской речи отечественными и зарубежными учеными позволили выявить постепенное появление предлогов в речи дошкольников по мере усвоения ими грамматического строя речи и употребления предложно-падежных конструкций. По мнению А.Н.Гвоздева, советского лингвиста, доктора филологических наук, к возрасту 6 лет у нормально развивающегося ребенка активный словарь предлогов насчитывает 21 предлог [2]. Они используются для обозначения следующего рода отношений: временных, пространственных, способа действия, цели, принадлежности, действия. При многочисленных вариантах отношений, обозначаемых предлогами, преобладают обозначения пространственных отношений.
На основании периодизации А.Н. Гвоздева выделяют следующий порядок формирования предлогов в речевом онтогенезе ребенка [2]:
- 1 год 10 мес. – 2 года – пропускают предлоги, обозначающие место («поставь кружку стол»);
- 2 года 2 мес. – 2 года 4 мес. – опускают предлоги, обозначающие место и лицо, к которому обращено действие («подойди папе», «лежит ящике»);
- 2 года 4 мес. – 2 года 6 мес. – пропускают предлоги, показывающие совместность;
- 2 года 6 мес. – 2 года 8 мес. – опускается предлог за, обозначающий цель;
- 2 года 8 мес. – 2 года 10 мес. – замена предлога для на у при обозначении места;
- 2 года 10 мес. – 3 года:
- для обозначения места употребляются предлоги в, на, у, из, от, с, под, о;
- предлог к используется в качестве обозначения лица, к которому обращено действие/ движение;
- предлог с употребляется для обозначения совместного действия (играл с братом);
- предлог за используется для обозначения цели;
- предлог у употребляется для обозначения принадлежности;
- предлог без указывает на отсутствие или лишение чего-либо;
- предлоги про и об уточняют объект, о котором идёт речь;
- предлог после употребляется в качестве уточнения времени (после работы);
- предлог за обозначает прикосновение к части какого-либо предмета;
- предлог через указывает предмет или пространство, которые полностью преодолеваются;
- предлог у обозначает лицо, которому принадлежит какой-либо предмет;
- предлог из конкретизирует материал, из которого изготовлен тот или иной предмет;
- предлог для указывает на лицо или предмет, для которых выполняется действие (сделал для папы);
- 3 года – 4 года – употребляется предлог до в качестве обозначения предела, появляется предлог вместо.
В своих трудах Е.В.Ковайкина указывает, что предлоги, выполняя дополнительную и связующую функцию, появляются в речи позднее всех знаменательных частей речи. До использования их в речи ребенок оперирует лишь флексиями для взаимосвязи слов в своих высказываниях. На первоначальном этапе развития речи предлоги пропускаются (на стуле – стуле). Этот период не слишком продолжителен. Как только дети освоили выделение и использование окончаний слов, они начинают употреблять в высказывании и сами предлоги, для выражения связи слов между собой.
Наиболее часто используются предлоги, обозначающие пространственные отношения, именно поэтому они появляются раньше всего и постепенно детализируются. Использование этой группы предлогов помогает детям выразить расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу [3]. Параллельно с изучением предложно-падежных форм и их употреблением дети дифференцируют правые и левые части тела и развивают ориентировку в пространстве. Осмысленное использование предложных конструкций способствует выработке у детей языкового чутья.
Н.С. Жукова представила обобщенную периодизация развития понимания предлогов детьми:
- 2 года 6 мес. – понимание предложно-падежных конструкций на уровне привычных конкретных ситуаций;
- к 4 годам – понимание предлогов вне зависимости от привычной ситуации.
Предлоги, используясь в речи, выражают более абстрактные отношения, как и падежные формы слов: объектные, обстоятельственные, определительные.
Все предлоги можно выделить в группы по следующим признакам:
- По положению предмета или объекта в пространстве – в, на, под, за, около.
- По направлению действия объекта или предмета – по, от, вокруг, к, в, из.
- По расположению предметов по отношению друг к другу – по, между, с, перед, передо, за.
- По наличию свойств и признаков у какого-либо предмета – у.
- По направленности действия на предмет или объект – для, о, об.
- Сложные предлоги – из-за, из-под.
Изначально, к 3-4 годам в норме детьми осваиваются все простые предлоги у, в, на, под, с, из, к, за, по, после. Позже, к 6-7 годам, появляются следующие предлоги: над, около, со, между, перед, через, а также присоединяются некоторые сложные предлоги: из-под, из-за [1]. При условии нормального речевого развития эти предлоги правильно и свободно используются детьми в речи. К 6 годам в связной речи дошкольники могут неточно использовать предлоги (замена предлога между употребляется в середине). Особенно частыми являются аграмматизмы при употреблении сложных предлогов. Например, пытаясь пересказать текст или рассказать что-либо, дети могут путать предлоги, изменять их, что нарушает передачу смысла высказывания.
Без знания и верного употребления предлогов детям затруднительно овладение структурой разных предложений и связной речью в целом. Изучение предложных конструкций имеет важное практическое значение, так как отсутствие понимания предложного управления сказывается как на устной, так и на письменной речи детей в последующем.