Статья:

Анализ причин возникновения пожаров в общеобразовательных учреждениях

Конференция: CXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Усков А.Н. Анализ причин возникновения пожаров в общеобразовательных учреждениях // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(130). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(130).pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ причин возникновения пожаров в общеобразовательных учреждениях

Усков Алексей Николаевич
студент, Волгоградский государственный технический университет, Институт архитектуры и строительства, РФ, г. Волгоград
Власова О.С.
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет, Институт архитектуры и строительства, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются статистика и причины возникновения пожаров в учебных заведениях

 

Ключевые слова: пожар, общеобразовательное учреждение, пожарная безопасность.

 

Одной из основных задач государства по охране жизни и здоровья детей является обеспечение пожарной безопасность общеобразовательных учреждений. Для решения этой задачи имеется вся необходимая законодательная база.

Основными нормативно-правовыми документами являются Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а так же иные нормативные акты, целью которых является обеспечение защиты учащихся, персонала, личного и общественного имущества от пожара.

Общеобразовательные учреждения, как правило, располагаются в зданиях с этажностью от 1 до 5 этажей, планировка этажей коридорная с вестибюлями с односторонним или двусторонним расположением классов, лабораторий и специальных кабинетов [3, с. 7-8].

В зданиях школ располагаются актовые залы, спортивные залы, мастерские, столовые.

Горючая нагрузка находится в пределах 30-50 кг/м2 . В  таких помещениях как библиотеки, кладовые она может быть существенно выше, повышенную опасность представляют школьная мебель, оборудование из пластика, кабинеты химии с реактивами и компьютерные классы.

Большинство школ РФ, находящиеся в сельской местности, построены 30-40 лет тому назад и имеют износ более 60 %, четверть из них имеют печное отопление, порядка 700 объектов образования имеют общую границу с лесными участками и подвержены угрозе лесных пожаров.

По статистике, более 60% пожаров и возгораний в образовательных учреждениях вызваны выходом из строя электрических сетей и оборудования, 16,0% - неосторожным обращением с огнем (включая детские шалости), поджоги - 7% пожаров [4, с. 11]

Что в свою очередь очень часто является следствием бездействия либо халатности должностных лиц ответственных за пожарную безопасность.

Самая страшная статистика пожаров в учебных заведениях отмечалась в период с 2002 по 2006 гг.  

Только в 2003 году в результате пожара в здании школы-интерната для слабослышащих детей в Махачкале погибли 28 детей, 29 получили ранения. Впоследствии еще двое школьников скончались в больнице от полученных ожогов.

В результате пожара в школе якутского поселка Сыдыбал погибли 22 школьника.

Ранения и отравления дымом и угарным газом получили еще 35 детей и четверо взрослых.

Пожар в общежитии Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы унес жизни 44 человек.

Эти трагические события заставили изменить отношение общества и власти к безопасности детей, наметилась положительная динамика по улучшению материально- технического обеспечения противопожарных мероприятий.

Большинство школ уже обеспечены системами АПС, видионаблюдения, тревожными кнопками, системами дымоулавливания и вентиляции, проводится обработка огнезащитными составами, закупаются огнетушители.  

Результатом принятия этих мер стало снижение количества пожаров и пострадавших в них.

Таблица 1.

Данные по пожарам, произошедшим в образовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях, колледжах, школах-интернатах) за 2012 – 2018 г.г. в России

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Количество пожаров, ед.

160

108

102

123

89

110

123

Травмировано людей, чел.

5

4

0

5

17

5

2

 

Тем не менее, ежегодные проверки, проводимые надзорными органами перед началом учебного года, выявляют тысячи нарушений правил пожарной безопасности, к основным видам которых относятся:

– неисправность систем автоматической пожарной сигнализации;

– недостаточное обеспечение первичными средствами пожаротушения или их отсутствие;

– неисправность систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

– наличие металлических решеток на окнах и дверях запасных выходов;

– недостаточная подготовка руководителей и сотрудников по соблюдению мер пожарной безопасности, особенно в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»  ответственность за обеспечение пожарной безопасности лежит на администрации образовательного учреждения.

Помимо технической оснащенности учебного заведения средствами обнаружения и первичного тушения пожара, для снижения пожароопасности учебного заведения большое значение имеет грамотная организация работы, назначение ответственных лиц, регулярное проведение инструктажей, установление правил поведения людей, порядок организации учебного процесса и содержания классов.

Должны быть не только разработаны планы эвакуации из помещения, обозначены эвакуационные пути и выходы,  должны проводится практические учения с детьми для отработки навыков действий при пожаре.

Это позволит избежать паники, неуправляемости детей, создания заторов на путях эвакуации. Именно от грамотной и слаженной работы взрослых зависят жизни и здоровье детей.

 

Список литературы:
1. «О пожарной безопасности» Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ
2. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 
3. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ 
4. Бушманов С.А. Снижение пожарной опасности зданий образовательных учреждений посредством предотвращения воздействия опасных факторов пожара на людей: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. техн. наук. Москва, 2013. 20 с.
5. Программа Минобразования России на 2004–2007 годы «Безопасность образовательного учреждения»
6. Правила пожарной безопасности для учреждений образования (ППБ 101–89).