Анализ причин возникновения пожаров в общеобразовательных учреждениях
Конференция: CXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ причин возникновения пожаров в общеобразовательных учреждениях
Аннотация. В данной статье рассматриваются статистика и причины возникновения пожаров в учебных заведениях
Ключевые слова: пожар, общеобразовательное учреждение, пожарная безопасность.
Одной из основных задач государства по охране жизни и здоровья детей является обеспечение пожарной безопасность общеобразовательных учреждений. Для решения этой задачи имеется вся необходимая законодательная база.
Основными нормативно-правовыми документами являются Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а так же иные нормативные акты, целью которых является обеспечение защиты учащихся, персонала, личного и общественного имущества от пожара.
Общеобразовательные учреждения, как правило, располагаются в зданиях с этажностью от 1 до 5 этажей, планировка этажей коридорная с вестибюлями с односторонним или двусторонним расположением классов, лабораторий и специальных кабинетов [3, с. 7-8].
В зданиях школ располагаются актовые залы, спортивные залы, мастерские, столовые.
Горючая нагрузка находится в пределах 30-50 кг/м2 . В таких помещениях как библиотеки, кладовые она может быть существенно выше, повышенную опасность представляют школьная мебель, оборудование из пластика, кабинеты химии с реактивами и компьютерные классы.
Большинство школ РФ, находящиеся в сельской местности, построены 30-40 лет тому назад и имеют износ более 60 %, четверть из них имеют печное отопление, порядка 700 объектов образования имеют общую границу с лесными участками и подвержены угрозе лесных пожаров.
По статистике, более 60% пожаров и возгораний в образовательных учреждениях вызваны выходом из строя электрических сетей и оборудования, 16,0% - неосторожным обращением с огнем (включая детские шалости), поджоги - 7% пожаров [4, с. 11]
Что в свою очередь очень часто является следствием бездействия либо халатности должностных лиц ответственных за пожарную безопасность.
Самая страшная статистика пожаров в учебных заведениях отмечалась в период с 2002 по 2006 гг.
Только в 2003 году в результате пожара в здании школы-интерната для слабослышащих детей в Махачкале погибли 28 детей, 29 получили ранения. Впоследствии еще двое школьников скончались в больнице от полученных ожогов.
В результате пожара в школе якутского поселка Сыдыбал погибли 22 школьника.
Ранения и отравления дымом и угарным газом получили еще 35 детей и четверо взрослых.
Пожар в общежитии Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы унес жизни 44 человек.
Эти трагические события заставили изменить отношение общества и власти к безопасности детей, наметилась положительная динамика по улучшению материально- технического обеспечения противопожарных мероприятий.
Большинство школ уже обеспечены системами АПС, видионаблюдения, тревожными кнопками, системами дымоулавливания и вентиляции, проводится обработка огнезащитными составами, закупаются огнетушители.
Результатом принятия этих мер стало снижение количества пожаров и пострадавших в них.
Таблица 1.
Данные по пожарам, произошедшим в образовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях, колледжах, школах-интернатах) за 2012 – 2018 г.г. в России
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Количество пожаров, ед. |
160 |
108 |
102 |
123 |
89 |
110 |
123 |
Травмировано людей, чел. |
5 |
4 |
0 |
5 |
17 |
5 |
2 |
Тем не менее, ежегодные проверки, проводимые надзорными органами перед началом учебного года, выявляют тысячи нарушений правил пожарной безопасности, к основным видам которых относятся:
– неисправность систем автоматической пожарной сигнализации;
– недостаточное обеспечение первичными средствами пожаротушения или их отсутствие;
– неисправность систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
– наличие металлических решеток на окнах и дверях запасных выходов;
– недостаточная подготовка руководителей и сотрудников по соблюдению мер пожарной безопасности, особенно в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за обеспечение пожарной безопасности лежит на администрации образовательного учреждения.
Помимо технической оснащенности учебного заведения средствами обнаружения и первичного тушения пожара, для снижения пожароопасности учебного заведения большое значение имеет грамотная организация работы, назначение ответственных лиц, регулярное проведение инструктажей, установление правил поведения людей, порядок организации учебного процесса и содержания классов.
Должны быть не только разработаны планы эвакуации из помещения, обозначены эвакуационные пути и выходы, должны проводится практические учения с детьми для отработки навыков действий при пожаре.
Это позволит избежать паники, неуправляемости детей, создания заторов на путях эвакуации. Именно от грамотной и слаженной работы взрослых зависят жизни и здоровье детей.