Статья:

К вопросу о формировании грамматических навыков говорения на уроках иностранного языка в старшей школе

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Пуртина Е.С. К вопросу о формировании грамматических навыков говорения на уроках иностранного языка в старшей школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о формировании грамматических навыков говорения на уроках иностранного языка в старшей школе

Пуртина Екатерина Сергеевна
студент Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета – ЮУрГГПУ, РФ, г. Челябинск
Смирнова Марина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет – ЮУрГГПУ, РФ, г. Челябинск

 

В современном мире иностранный язык связан со многими сферами, такими как политика, экономика, образование.

Актуальность исследования обусловлена современной международной ситуацией, которая приводит к увеличению количества культурных и деловых контактов, поэтому невозможно оставить без внимания процессы глобализации. Следовательно, возникает необходимость владения иностранным языком. Кроме того, согласно требованиям ФГОС обучение иностранному языку нацелено на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, в которой важную роль играет грамматика. 

Грамматический навык – способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства. [Колкер 2000:136]

Формирование грамматического навыка осуществляется на основе двух основных подходов: эксплицитный и имплицитный. Е.Н. Соловова отмечает, что на современном этапе эти два подхода применяются одновременно (дифференцированный подход).

 Выбор одного из подходов зависит от ряда факторов: возраст учащихся, уровень подготовки, сложность изучаемого материала.

Изучение и анализ методологической литературы, опрос учителей и учащихся школы позволили выявить необходимость в разработке методических рекомендаций по формированию у учащихся грамматических навыков говорения на уроке иностранного языка.

Методические рекомендации посвящены методике работы над формированием грамматических навыков говорения у учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка на базе УМК «Laser B2» для разделов «Relationships» и «Travelling». Они составлены на основе собственного опыта работы с данным УМК и с учетом рекомендаций авторов курса. Они разработаны для учащихся старшей школы и могут быть использованы педагогами и студентами – практикантами, работающими на базе  УМК «Laser B2», а также учащимися, в качестве самостоятельной работы над изучаемым материалом, так как методические рекомендации включают в себя ключи для самопроверки. Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования грамматических навыков при обучении говорению будет происходить эффективно, если целенаправленно и систематически использовать на уроках иностранного языка специально разработанные методические рекомендации.

Цель методических рекомендаций: Формирование грамматических навыков у обучающихся старших классов при обучении говорению на уроках английского языка.

Задачи методических рекомендаций:

  1. Ознакомить обучающихся с теоретическим материалом по грамматике в рамках тем, определенных УМК.
  2. Развивать грамматические умения обучающихся на уроке английского языка.
  3. Формировать у обучающихся грамматические навыки говорения по установленным программой темам.

Данные методические рекомендации разделены на две главы и содержат теоретический и практический материал. В теоретической части методических рекомендаций содержатся:

  1. Принципы составления заданий;
  2. Формируемые УУД обучающихся;
  3. Описание последовательности работы с заданиями.

Практическая часть разделена на две темы, состоящие из трех блоков заданий и упражнений. Первый блок направлен на формирование и закрепление теоретических знаний учащихся. Второй блок предназначен для развития грамматических умений. Третий блок ориентирован на формирование грамматических навыков в монологической и диалогической речи.

Приведем примеры заданий и упражнений из каждого блока:

  1. Знания

Match the headings with the examples. (Continuous forms)

  1. At the moment
  2. In the future
  3. The future in the past
  4. Something is changing
  5. Something changing in the past
  6. Temporary situations
  7. Temporary situations in the past
  8. Events continuing up to a particular moment 
  9. Events continuing up to a particular moment in the past
  1. My friends were living in London for a few months last summer
  2. Matt and Jane are going on holiday this summer.
  3. They were very excited because they were going to the mountains next week.
  4. We are staying in a wonderful hotel.
  5. I am tired because I have been driving a car for 5 hours.
  6. The area is developing quickly because of tourism.
  7. I am walking around the city now.
  8. We were annoyed because the hotel manager had been lying to us.
  9. By the late 60s many Spanish resorts were growing very fast.
  1. Умения

Use the verbs given to complete the dialogue. Use present/past continuous, present/past perfect continuous tenses and read the dialogue out loud.

Jane: Hello, Alex. I’m glad to see you again._______you____________(travel) around Europe for the last 3 months?

Alex: Hi, Jane. That’s right! I_________________(get) around Europe without spending any money for the last three months. But I_______________________(leave) again next week to continue my journey.

Jane: So you_______________(do) it for free. How did you manage to do it? It’s unbelievable!

Alex: Well, five months ago I_______________________________(sit) in a café with my girlfriend and we_______________________(chat) about a traveler who______________(travel) around Europe for free.  His journey inspired me and that’s why I__________________(do) the same now.

Jane: I can’t imagine it! How long_____you________(plan) your journey before you started it?

Alex: I___________________(think) it over just for one month. I had some money for accommodation and food. During my journey I _________________(meet) a lot of friendly, helpful and generous people.

Jane: That’s truly amazing! Now I______________(dream) to have such a wonderful experience one day.

  1. Навыки

Work in pairs and make up your own dialogue using continuous forms of verbs (Present/ Past continuous, Present/ Past perfect continuous, the future in the past). Use a dialogue in ex.3 as an example. Remember to say:

  • about your travelling experience (advantages, problems, etc)
  • what inspired you to travel like this
  • your future plans

На протяжении производственно – педагогической практики проводилось опытное обучение с внедрением разработанных методических рекомендаций. Применение методических рекомендаций описано в технологической карте урока, где отражены часть урока и этап работы над грамматической темой «Continuous forms of verbs» в рамках раздела «Travelling» учебника «Laser B2».

Таблица 1.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

УУД

5.Развитие навыков диалогической речи.

1. Учитель заранее готовит диалоги для учащихся, предлагает поработать в парах и раскрыть скобки, употребляя правильную форму глагола. Например: Упражнение 3. Use the verbs given to complete the dialogue. Use present/past continuous, present/past perfect continuous tenses and read the dialogue out loud.  Для выполнения задания учащимся отводится 7 минут. По окончании выполнения упражнения, учитель просит учащихся объяснить свой выбор. Проверка задания осуществляется фронтально, так как в дальнейшем оно будет использовано в качестве речевого образца для диалогической речи учащихся.

2.Учитель раздает учащимся бланки с планом составления собственного диалога, с опорой на образец. На каждом бланке прописана установка, на основании которой учащиеся составляют диалоги.  Например: Задание 3: Work in pairs and make up your own dialogue using continuous forms of verbs (Present/ Past continuous, Present/ Past perfect continuous, the future in the past). Use a dialogue in ex.3 as an example. Remember to say: your travelling experience (advantages, problems, etc); what inspired you to travel like this; your future plans. Время выполнения задания составляет 10 минут.

3. Учитель слушает диалоги каждой пары и дает установку остальным учащимся отметить предложения в форме Continuous и правильность их использования. Если учащиеся допускают грамматические ошибки в речи, то учитель исправляет их после того, как учащиеся завершили представление диалогов, для того, чтобы предотвратить возникновение психологического барьера говорения

1.Учащиеся выполняют упражнение в парах, раскрывают скобки, используя правильную форму глагола. После выполнения задания каждая пара читает по два предложения из диалога, осуществляют контроль правильности выполнения упражнения.

2.Учащиеся составляют собственный диалог в парах по предложенному речевому образцу согласно заданной установке.

3. Каждая пара представляет свой диалог. Учащиеся слушают диалоги других пар и называют предложения в форме Continuous, комментируют правильность использования грамматических конструкций в речи.

-Владеть навыком правильного выбора грамматической формы в соответствии с коммуникативной задачей;

-Владеть навыком анализа грамматического явления;

-Владеть навыком самокоррекции грамматических ошибок (неточностей).

 

Познавательные: уметь действовать по образцу при выполнении упражнений;

Коммуникативные: строить высказывание на с опорой на план;

Регулятивные: распознавать и корректировать грамматические ошибки в процессе устной и письменной речи;

Личностные: осознавать возможности самореализации средствами иностранного языка.

 

Критерии оценивания диалогических умений определялись по следующим параметрам, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценивания монологических и диалогических  умений

Параметры оценивания

Задание выполнено полностью: цель общения достигнута, учащийся строит монологическое и диалогическое высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, грамматические конструкции используются верно  (допущено не более 1 негрубой грамматической ошибки).

Задание выполнено:  цель общения достигнута, но тема не раскрыта в полном объеме, учащийся строит  монологическое и диалогическое  высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, в грамматических конструкциях учащийся делает ошибки (допускается не более 3 негрубых грамматических ошибок).

Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме, учащийся  строит  монологическое и диалогическое  высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, но допускает грамматические ошибки,  затрудняющие понимание (допускается не более 6 негрубых грамматических ошибок).

Задание не выполнено: цель общения не достигнута учащийся демонстрирует неумение строить монологическое и диалогическое высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, грамматические конструкции употреблены с ошибками, препятствующие коммуникации. Грамматический навык не сформирован для выполнения поставленной задачи.

Количество баллов

3

2

1

0

 

На основе итогового тестирования, можно констатировать, что у большинства обучающихся повысился средний уровень развития грамматических навыков говорения. Для определения эффективности методических рекомендаций  использован метод математической статистики: Ко=Кэг/Ккг, где «Кэг» - средний балл в экспериментальной группе, а «Ккг»- средний балл в контрольной группе, если Ко>1, то эксперимент успешен.

По предварительным подсчетам, после проведения контрольного теста средний балл в ЭГ составил 30,7 единиц, а в КГ 29,4. Подставив данные в формулу, получаем К=1.04, что является подтверждением успешной реализации разработанных методических рекомендаций. Ко=30,7/29,4=1, 04.

Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности разработанных методических рекомендаций.

Таким образом, предположение о том, что развитие грамматических навыков говорения у учащихся будет более эффективным, если планомерно и целенаправленно использовать в образовательном процессе на уроках английского языка дополнительно к базовому УМК методические рекомендации подтвердилась на практике.

 

Список литературы:
1. Рабочая программа по учебному предмету «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК». Утверждена директором МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» от «31» августа 2018 г.
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897  [Электронный ресурс].
3. Колкер Я. М, Устинова Е. С, Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Academia, 2000, 264 с.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам/ М.: Астрель, 2010. – 272 с.
5. Mann Malcolm, Taylore-Knowles Steve. Laser B2 3rd Edition Student's Book. // Macmillan, 2013. — 213с.
6. Mann Malcolm, Taylore-Knowles Steve. Laser B2 3rd Edition Teacher’s Book. // Macmillan, 2013. — 163c.