Статья:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Конференция: CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Дубинина А.Г., Макаров Д.Д. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(193). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(193).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Дубинина Анастасия Георгиевна
студент, Курганский государственный университет, РФ, г. Курган
Макаров Дмитрий Дмитриевич
студент, Курганский государственный университет, РФ, г. Курган

 

Целью данной статьи является рассмотрение причин возникновения экологического просвещения, то каким оно было, каким является на данный момент и то, что следует ожидать от него в ближайшие годы. Рассказывается об этапах экологического просвещения.

Считается, что экологическое просвещение началось в России в середине 1960-х годов.

Первоначально этот процесс характеризовался включением экологических принципов в курсы общей биологии с целью развития экологической культуры на уровне «экологических знаний».

С 1970-х годов преобладает концепция «экологического образования» как непрерывного процесса обучения и подготовки, направленного на развитие экологических знаний и навыков, обучение ценности отношений с природой и руководство разумным использованием природных ресурсов.

Распространение идей экологического образования в 1980-х годах привело к концепции непрерывного экологического просвещения, охватывающего всю систему образования (дошкольное учреждение – школа – университет – получение степени).

Это позволило определить цели конкретного содержания экологического образования на каждом этапе образовательного процесса с учетом специфики предмета.

Основной целью экологического просвещения с 1990-х годов и по сей день является развитие экологической культуры, считающейся важнейшим аспектом человеческой культуры, которая отражается в психической жизни, деятельности и повседневной жизни человека в виде определенных черт личности, понимания ценности природы, экологических знаний, навыков выживания и гуманистического отношения ко всем живым существам и окружающей среде.

Следует отметить, что развитие экологического просвещения во второй половине 20 века стало реакцией общества на ухудшение состояния окружающей среды и быстрое истощение природных ресурсов.

По мнению В.И. Вернадского, самая важная задача для всех нас, живущих на земле, – научиться «управлять собой по отношению к природе».

Сегодня же отсутствие интереса к экологии вполне естественно, поскольку правительства, общественность и СМИ пренебрегают вопросами охраны природы и устойчивого развития.

В 2016 году дети, которые начали учиться по стандарту ФГОС в 1 классе, были переведены в 6 класс.

Требования учебного плана к результатам обучения во 2 классе начальной школы в виде когнитивной модели экологического мышления и экосистемы недостижимы из-за отсутствия методических разработок (уроков, внеклассных мероприятий) и доминирования ОГЭ (основного государственного экзамена) после 9 класса и ЕГЭ (единого государственного экзамена) после 11 класса. Работа школы зависит от достижения лучших результатов в ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому необходимо ввести соответствующие показатели для государственных экзаменов, которые отражают эти характеристики [4].

Учителям также не хватает четкого понимания понятийного аппарата и способов достижения результатов: «Самое сложное – это комментарии к объяснению таких понятий, как «экологическая грамотность», «экологическое образование» и «когнитивная модель экосистемы».

Одним из личностных результатов среднего образования является «формирование экологического мышления, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды и приобретение опыта экологически ориентированной деятельности». В настоящее время для большинства старшеклассников невозможно достичь вышеупомянутых личных целей, так как экология является элективным курсом (старшеклассники должны выбирать из ряда естественных наук).

Эксперты всегда придерживаются мнения, что непрерывное экологическое просвещение – залог будущего.

Отдельный предмет предпочтителен. В качестве обязательного предмета предлагается интегрированный курс «Экология и безопасность жизнедеятельности", который посвящен вопросам устойчивого развития. Курс является модульным. Он состоит из 6 модулей. Модуль 6 полностью посвящен вопросам устойчивого развития и основан на этой концепции» (из интервью с А. Н. Захлебным). Этот предмет близок к предметам, выделенным в отдельную группу в ФГОС: Экология, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура [4].

Однако есть и другое мнение: «Экология - это наука и комплексная дисциплина. Как его можно интегрировать в физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности? Безопасность жизнедеятельности означает выживание в случае загрязнения и в случае терроризма» (из интервью с В.А. Самковой).

Обсуждается содержание курса экологии: «Идет дискуссия о том, какой должна быть «экология» для 10 и 11 классов.

Сейчас это предмет по выбору. Есть учебники. В настоящее время разрабатывается типовая учебная программа. Нет единого мнения, сколько должно быть естественнонаучного содержания, а сколько – гуманитарного» (из интервью с С.В. Суматохиным) [4].

Основу планируемого предмета должны составлять экологические знания, включая область социальной экологии и устойчивого развития, когнитивный компонент экосистемного мышления и экологической культуры. Базовые знания в области экологии необходимы для того, чтобы иметь возможность предвидеть долгосрочные последствия деятельности человека.

Последнее необходимо для сохранения биосферы как среды обитания для нынешнего и будущих поколений.

 

Список литературы:
1. Афанасьева С.В. К вопросу о развитии экологического образования и просвещения // Современные проблемы развития и методики преподавания естественных и точных наук: Всероссийская научно-практическая конференция. г. Уссурийск, 16—18 декабря 2009 г. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2009. С. 255—258.
2. Афанасьева С.В. Становление и развитие экологического образования и просвещения // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-prosvescheniya (дата обращения: 13.01.2023).
3. Загвоздкин В. 2009. О стандартах второго поколения // Народное образование. № 7. С. 9-20.
4. Иванова Лариса Юрьевна Экологическое образование и образование для устойчивого развития в Российской школе: настоящее и будущее // Вестник Института социологии. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-i-obrazovanie-dlya-ustoychivogo-razvitiya-v-rossiyskoy-shkole-nastoyaschee-i-buduschee (дата обращения: 13.01.2023).
5. Кравченко М. Б., Копытина З.Н. Истоки формирования экологического образования в российском государстве // Вестник ТГУ. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-formirovaniya-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskom-gosudarstve (дата обращения: 13.01.2023).
6. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экологическое образование: проблемы базовых знаний.// Биология в школе, 1993. №1 С. 17-22