Статья:

Движение Worldskills в системе СПО: новые возможности

Конференция: CXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бянкина Е.С. Движение Worldskills в системе СПО: новые возможности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(120). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(120).pdf (дата обращения: 05.12.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Движение Worldskills в системе СПО: новые возможности

Бянкина Елена Сергеевна
студент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Томских Андрей Александрович
научный руководитель, профессор, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

Сегодня движение Worldskills стало важной составляющей в системе профессионального образования.

Стандарты Worldskills демонстрируют уровень профессиональных компетенций и навыки студентов, выпускников и специалистов различных отраслей экономики в мире. Система среднего профессионального образования России определяет новый вектор развития при подготовке специалистов.

Так что же глобального произошло в СПО и как движение Worldskills повлияло на модернизацию профессионального образования?

В октябре 2013 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Чтобы экономика развивалась, нужны профессиональные рабочие кадры, которых нам очень не хватает» [1].

Анализируя систему подготовки специалистов по программам среднего профессионального образования несколькими годами ранее, можно выделить основные проблемы:

  • отсутствие материально-технической базы;
  • нехватка мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
  • недостаточный уровень квалификации педагогов.

Решением выше перечисленных проблем выступает национальный проект «Образование»; национальная цель – возможности для самореализации и развития талантов. Показателями для достижения национальной цели являются:

  • вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству образования;
  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
  • создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

В рамках национального проекта «Образование» реализуется Федеральный проект «Молодые профессионалы», который стал возможным благодаря присоединению Российской Федерации в 2012 году к международному движению Worldskills.

Worldskills является инструментом независимой оценки уровня квалификации специалиста по различным компетенциям. Основная цель движения Worldskills – повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения чемпионатов профессионального мастерства.

В октябре 2020 года определена стратегия развития среднего профессионального образования до 2030 года, которая включает пять основных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований.

В части обновления и содержания образовательных программ профессий и специальностей обновляется ФГОС.

В формировании нового ландшафта СПО станет улучшение инфраструктуры, материально-технической базы колледжей и техникумов, создание мастерских, соответствующих международным стандартам. Всего до 2024 года должно быть создано 5000 современных мастерских.

 

Рисунок 1. Диаграмма создания мастерских до 2024 года

 

Главным направлением в повышении квалификации работников СПО станет формирование компетенций педагогов.

Те, кто пришел с производства, акцент будет направлен на педагогические компетенции.

Для тех, кто имеет педагогическое образование, но не имеет практического опыта, акцент будет сделан на обучение профессиональным компетенциям. Российский государственный профессионально-педагогический университет может выступать центром по переподготовке кадров для системы СПО с опытом работы на производстве, а Академия Ворлдскиллс Россия – базовой организацией по подготовке кадров, не имеющих опыта работы на производстве [2].

Подводя итог, следует отметить, что среднее профессиональное образование определяет новый подход к обучению и воспитанию молодёжи, улучшается содержательная составляющая образовательного процесса, совершенствуется подходы к оцениванию обучающихся.

 

Список литературы:
1. Перечень поручений Президента Российской Федерации В. Путина от 05.12.2014 No Пр-2821 «По реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г.».
2. Официальный сайт Министерства Просвещения России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://edu.gov.ru/ (Дата обраще-ния: 14.03.2021)