Движение Worldskills в системе СПО: новые возможности
Конференция: CXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Движение Worldskills в системе СПО: новые возможности
Сегодня движение Worldskills стало важной составляющей в системе профессионального образования.
Стандарты Worldskills демонстрируют уровень профессиональных компетенций и навыки студентов, выпускников и специалистов различных отраслей экономики в мире. Система среднего профессионального образования России определяет новый вектор развития при подготовке специалистов.
Так что же глобального произошло в СПО и как движение Worldskills повлияло на модернизацию профессионального образования?
В октябре 2013 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Чтобы экономика развивалась, нужны профессиональные рабочие кадры, которых нам очень не хватает» [1].
Анализируя систему подготовки специалистов по программам среднего профессионального образования несколькими годами ранее, можно выделить основные проблемы:
- отсутствие материально-технической базы;
- нехватка мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
- недостаточный уровень квалификации педагогов.
Решением выше перечисленных проблем выступает национальный проект «Образование»; национальная цель – возможности для самореализации и развития талантов. Показателями для достижения национальной цели являются:
- вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству образования;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
В рамках национального проекта «Образование» реализуется Федеральный проект «Молодые профессионалы», который стал возможным благодаря присоединению Российской Федерации в 2012 году к международному движению Worldskills.
Worldskills является инструментом независимой оценки уровня квалификации специалиста по различным компетенциям. Основная цель движения Worldskills – повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения чемпионатов профессионального мастерства.
В октябре 2020 года определена стратегия развития среднего профессионального образования до 2030 года, которая включает пять основных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований.
В части обновления и содержания образовательных программ профессий и специальностей обновляется ФГОС.
В формировании нового ландшафта СПО станет улучшение инфраструктуры, материально-технической базы колледжей и техникумов, создание мастерских, соответствующих международным стандартам. Всего до 2024 года должно быть создано 5000 современных мастерских.
Рисунок 1. Диаграмма создания мастерских до 2024 года
Главным направлением в повышении квалификации работников СПО станет формирование компетенций педагогов.
Те, кто пришел с производства, акцент будет направлен на педагогические компетенции.
Для тех, кто имеет педагогическое образование, но не имеет практического опыта, акцент будет сделан на обучение профессиональным компетенциям. Российский государственный профессионально-педагогический университет может выступать центром по переподготовке кадров для системы СПО с опытом работы на производстве, а Академия Ворлдскиллс Россия – базовой организацией по подготовке кадров, не имеющих опыта работы на производстве [2].
Подводя итог, следует отметить, что среднее профессиональное образование определяет новый подход к обучению и воспитанию молодёжи, улучшается содержательная составляющая образовательного процесса, совершенствуется подходы к оцениванию обучающихся.