Статья:

Формы и виды контроля предметных и метапредметных результатов на уроках информатики

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Баганцова М.В. Формы и виды контроля предметных и метапредметных результатов на уроках информатики // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 03.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формы и виды контроля предметных и метапредметных результатов на уроках информатики

Баганцова Мария Валерьевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

В последнее время в мировом образовании приоритеты изменились. Если раньше знания сами по себе ценились, то сейчас на первом месте стоят общеучебные умения: умение находить и эффективно использовать знания. Причины ясны: в наше время знания быстро становятся устаревшими или оказываются недостаточными (особенно, это касается информационных технологий), таким образом, необходимо овладеть способами их обновления и пополнения. Будущее самоопределение учащихся зависит от того, как ученик может применить знания и насколько он компетентен в нешкольном контексте. Это не только способность добывать и применить знание, но и развитие коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и самооценки, развитие творческих способностей.

Закон Российской Федерации "Об образовании" провозглашает, что одним из основных принципов государственной политики является адаптируемость системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль является самым важным компонентом педагогической системы и частью образовательного процесса [2, с. 15].

Контроль знаний это один из этапов любого образовательного процесса. Контролирование учащихся пришло из древности и в дальнейшем сопровождалось и развивалось совместно со школой. Но по сей день выявляют смысл использования системы контроля знаний в учебной деятельности.

Немаловажная цель состоит в постижении уровня знаний заработанных в учебном процессе, раскрытия недостатков и дефектов в познаниях, тем самым построить условия для планирования дальнейшего учебного процесса, совершенствования урока, активация творческой деятельности.

Одним из главных направлений увеличения эффективности учебного процесса по курсу информатики является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников. В то же время ведущая роль принадлежит текущему контролю, который позволяет учителю наблюдать за уровнем знаний школьников на всех стадиях изучения учебного материала, быстро вносить необходимые коррективы в учебный процесс.

Предметными результатами в обучении является освоение обучаемыми новых знаний в рамках учебного предмета информатики, применение нового материала в учебных проектах, умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, приобретение опыта творческой деятельности. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта и специфики особенностей изучаемых предметов, которые входят в состав предметных областей, должны обеспечить успешное обучение на следующей ступени общего образования [1, с. 17].

Главным инструментом контроля предметных и метапредметных результатов является итоговые комплексные работы. Итоговые комплексные работы включают систему заданий по содержанию курса информатики. Задания имеют различный уровень сложности, строятся на межпредметной основе и включают критерии, позволяющие показать достижение всех групп образовательных результатов (метапредметных, предметных).

В учебном процессе контроль предметных результатов выполняется посредством диагностических работ (промежуточных и итоговых) которые направлены на определение уровня освоения темы по изучаемому предмету учащимися.

К формам контроля метапредметных результатов на уроках информатики относятся: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный.

Контроль метапредметных результатов на уроке информатики связан с универсальными учебными действиями. Метапредметные результаты по информатике достигаются за счет основных компонентов образовательного процесса, которые представлены в учебном плане, а также средствами внеурочной деятельности [3, с. 36].

В учебном процессе контроль предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

При контролировании результатов применяются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль.

Рассмотрим виды контроля:

·     Текущий;

·     Тематический;

·     Итоговый.

Самой быстрой проверкой знаний в учебном процессе служит текущий контроль. Текущий контроль помогает учителю создать картину усваиваемых знаний в формировании знаний и умений в процесс изучения материала. Данный вид контроля помогает учителю увидеть целостную картину усвоения знаний учениками и поможет скорректировать учебные и тематические планы в соответствии с полученными результатами текущей проверки знаний, устранить недостатки в работе и исправить ошибки.

Подобный контроль нужен учителю для контроля усвоения знаний по текущему материалу, он позволяет своевременно определить пробелы в знаниях и не допустить дальнейшую неуспеваемость учеников. Данный вид опроса отличается от предыдущих в том, что ученик имеет право ошибиться, так как новый материал он только изучает и до конца ещё не усвоил. Учитель не должен строго оценивать ответ ученика и наказывать ученика плохой отметкой.

Так же используется тематический контроль, который предполагает проведения после определенной пройденной темы или нескольких тем. При обучении тематический контроль начинается с повторения. Основная цель состоит в обобщении всей темы и помогает полностью закрепить пройденный материал. Такие уроки подразумевают проведения контрольной работы, практической работы, тестирования [4, с.16].

Данный тип контроля способствует помощи учащимся в переносе своих знаний на другие предметы и в самостоятельной жизни.

Итоговый контроль предполагает контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса по изучаемому предмету.

Предварительный контроль и текущий является формирующим контролем знаний и умений. Тематический контроль и итоговый контроль помогают определить усвоения знаний, оценивать результаты работы учителя, а так же результаты обучения за определенный промежуток времени. Контроль итогов учебного процесса может быть разный.

Существует несколько методов контроля предметных и метапредметных результатов, а именно:

1.  Устный;

2.  Письменный.

Устный опрос предполагает устное изложение учеников опрашиваемого материала, повествует о конкретном объекте, событии, законе, теоретических данных. Подобный опрос проходит в форме беседы, рассказа, пояснения, монолога, сообщения.

Устный опрос может сопровождаться демонстрационными материалами, картинками, диаграммами, рисунками, звукозаписями, решениями определенных задач. Устный опрос проводится в начале урока и со всем классом или индивидуально. При устном опросе проверяются ранее полученные знания, осуществляется диалог учителя и учащегося.

Письменный опрос дает время ученику на ответ, даёт возможность сосредоточиться. Данный вид опроса помогает провести более глубокую проверку знаний, охватить как можно больше учащихся и не требует долгой проверки. Одни из используемых видов контроля являются диктанты, контрольные работы, самостоятельные домашние работы, тестирование.

Таким образом, контроль помогает достигнуть результатов в учебном процессе и создает основу для развития самостоятельности школьников. Контроль в образовании – это концентрация методов, приемов и образовательных технологий. Объектом контроля становятся предметные и метапредметные результаты. При оценке результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

 

Список литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Полиграфический участок Института общеобразовательной школы Российской академии образования, 2004. – 216 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. – М., 1982. – 375 с.
3. Информатика. Методическое пособие для учителей.7класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
4. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. – М.: Народное образование, 1998. – 254 с.
5. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / М.П. Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М. Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.