Формы и виды контроля предметных и метапредметных результатов на уроках информатики
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Формы и виды контроля предметных и метапредметных результатов на уроках информатики
В последнее время в мировом образовании приоритеты изменились. Если раньше знания сами по себе ценились, то сейчас на первом месте стоят общеучебные умения: умение находить и эффективно использовать знания. Причины ясны: в наше время знания быстро становятся устаревшими или оказываются недостаточными (особенно, это касается информационных технологий), таким образом, необходимо овладеть способами их обновления и пополнения. Будущее самоопределение учащихся зависит от того, как ученик может применить знания и насколько он компетентен в нешкольном контексте. Это не только способность добывать и применить знание, но и развитие коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и самооценки, развитие творческих способностей.
Закон Российской Федерации "Об образовании" провозглашает, что одним из основных принципов государственной политики является адаптируемость системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль является самым важным компонентом педагогической системы и частью образовательного процесса [2, с. 15].
Контроль знаний это один из этапов любого образовательного процесса. Контролирование учащихся пришло из древности и в дальнейшем сопровождалось и развивалось совместно со школой. Но по сей день выявляют смысл использования системы контроля знаний в учебной деятельности.
Немаловажная цель состоит в постижении уровня знаний заработанных в учебном процессе, раскрытия недостатков и дефектов в познаниях, тем самым построить условия для планирования дальнейшего учебного процесса, совершенствования урока, активация творческой деятельности.
Одним из главных направлений увеличения эффективности учебного процесса по курсу информатики является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников. В то же время ведущая роль принадлежит текущему контролю, который позволяет учителю наблюдать за уровнем знаний школьников на всех стадиях изучения учебного материала, быстро вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
Предметными результатами в обучении является освоение обучаемыми новых знаний в рамках учебного предмета информатики, применение нового материала в учебных проектах, умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, приобретение опыта творческой деятельности. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта и специфики особенностей изучаемых предметов, которые входят в состав предметных областей, должны обеспечить успешное обучение на следующей ступени общего образования [1, с. 17].
Главным инструментом контроля предметных и метапредметных результатов является итоговые комплексные работы. Итоговые комплексные работы включают систему заданий по содержанию курса информатики. Задания имеют различный уровень сложности, строятся на межпредметной основе и включают критерии, позволяющие показать достижение всех групп образовательных результатов (метапредметных, предметных).
В учебном процессе контроль предметных результатов выполняется посредством диагностических работ (промежуточных и итоговых) которые направлены на определение уровня освоения темы по изучаемому предмету учащимися.
К формам контроля метапредметных результатов на уроках информатики относятся: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный.
Контроль метапредметных результатов на уроке информатики связан с универсальными учебными действиями. Метапредметные результаты по информатике достигаются за счет основных компонентов образовательного процесса, которые представлены в учебном плане, а также средствами внеурочной деятельности [3, с. 36].
В учебном процессе контроль предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
При контролировании результатов применяются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль.
Рассмотрим виды контроля:
· Текущий;
· Тематический;
· Итоговый.
Самой быстрой проверкой знаний в учебном процессе служит текущий контроль. Текущий контроль помогает учителю создать картину усваиваемых знаний в формировании знаний и умений в процесс изучения материала. Данный вид контроля помогает учителю увидеть целостную картину усвоения знаний учениками и поможет скорректировать учебные и тематические планы в соответствии с полученными результатами текущей проверки знаний, устранить недостатки в работе и исправить ошибки.
Подобный контроль нужен учителю для контроля усвоения знаний по текущему материалу, он позволяет своевременно определить пробелы в знаниях и не допустить дальнейшую неуспеваемость учеников. Данный вид опроса отличается от предыдущих в том, что ученик имеет право ошибиться, так как новый материал он только изучает и до конца ещё не усвоил. Учитель не должен строго оценивать ответ ученика и наказывать ученика плохой отметкой.
Так же используется тематический контроль, который предполагает проведения после определенной пройденной темы или нескольких тем. При обучении тематический контроль начинается с повторения. Основная цель состоит в обобщении всей темы и помогает полностью закрепить пройденный материал. Такие уроки подразумевают проведения контрольной работы, практической работы, тестирования [4, с.16].
Данный тип контроля способствует помощи учащимся в переносе своих знаний на другие предметы и в самостоятельной жизни.
Итоговый контроль предполагает контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса по изучаемому предмету.
Предварительный контроль и текущий является формирующим контролем знаний и умений. Тематический контроль и итоговый контроль помогают определить усвоения знаний, оценивать результаты работы учителя, а так же результаты обучения за определенный промежуток времени. Контроль итогов учебного процесса может быть разный.
Существует несколько методов контроля предметных и метапредметных результатов, а именно:
1. Устный;
2. Письменный.
Устный опрос предполагает устное изложение учеников опрашиваемого материала, повествует о конкретном объекте, событии, законе, теоретических данных. Подобный опрос проходит в форме беседы, рассказа, пояснения, монолога, сообщения.
Устный опрос может сопровождаться демонстрационными материалами, картинками, диаграммами, рисунками, звукозаписями, решениями определенных задач. Устный опрос проводится в начале урока и со всем классом или индивидуально. При устном опросе проверяются ранее полученные знания, осуществляется диалог учителя и учащегося.
Письменный опрос дает время ученику на ответ, даёт возможность сосредоточиться. Данный вид опроса помогает провести более глубокую проверку знаний, охватить как можно больше учащихся и не требует долгой проверки. Одни из используемых видов контроля являются диктанты, контрольные работы, самостоятельные домашние работы, тестирование.
Таким образом, контроль помогает достигнуть результатов в учебном процессе и создает основу для развития самостоятельности школьников. Контроль в образовании – это концентрация методов, приемов и образовательных технологий. Объектом контроля становятся предметные и метапредметные результаты. При оценке результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.