ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Конференция: CCXCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

CCXCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Уроки русского языка, особенно лексический компонент, играют ключевую роль в обучении младших школьников, хотя дети часто испытывают трудности с этим предметом. Школа считает приоритетной задачей улучшение усвоения знаний учениками. Сложность грамматики и орфографии, неразвитость логического мышления, а также отсутствие интереса к языку и словарному запасу приводят к проблемам: школьники не могут четко формулировать свои мысли, страдают от низкой грамотности и речевой неуклюжести. Эти факторы делают изучение русского языка вызовом для младших классов [3]. Наблюдения за образовательным процессом в младших классах свидетельствуют, что уроки русского языка зачастую не вызывают стабильного энтузиазма и внимания у детей. Многие ученики воспринимают лингвистические занятия как монотонные и малопривлекательные. В центре педагогических усилий должно находиться стимулирование познавательной активности учащихся – их стремления к получению новых знаний и увлеченности самим процессом обучения. Несмотря на многолетние попытки учителей сделать изучение русского языка более захватывающим, данная задача по-прежнему требует эффективного решения и остается актуальным вызовом для педагогического сообщества [1].
Инновационный подход к построению уроков, включающий занимательные упражнения, значительно повышает эффективность образовательного процесса у младших школьников. Такие методики способны привлечь внимание всего класса благодаря нестандартной структуре занятий.
Возбуждение познавательного интереса у детей можно стимулировать различными приёмами, учитывая психологические особенности данного возраста. Однако важно понимать, что вызвать первоначальное удивление и заинтересованность – задача относительно простая. Гораздо сложнее поддерживать этот интерес на протяжении длительного времени.
Для этого сложного процесса не существует универсальных решений – удержание внимания требует систематического подхода и творческих методик работы с младшими школьниками.
Когда сталкиваются различные точки зрения под руководством педагога, рождается познавательный интерес. Этому способствует дискуссионно-поисковый подход, активизирующий мыслительную деятельность и побуждающий к аналитическому мышлению.
Психолого-педагогическая практика предлагает разнообразные занимательные задания для активизации учебного процесса. Среди них можно выделить игровые элементы и ситуации, визуальные и аудиальные средства, включая иллюстрации и музыкальное сопровождение. Эффективны также задачи с неполными или избыточными данными, проблемные кейсы, требующие нестандартного подхода. Не менее важны интеллектуальные головоломки: загадки, ребусы и кроссворды, развивающие логическое мышление.
Проанализировав множество увлекательных материалов для изучения русского языка, представленных в работах известных авторов (сборники А.Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку», В.В. Волиной «Русский язык в сказках, стихах, рассказах») и публикациях опытных педагогов в изданиях «Начальная школа» и «Русский язык», мы пришли к выводу о возможности их классификации. [1]
Особый интерес представляют материалы, трансформирующие стандартный формат подачи учебной информации. Они делают обучение запоминающимся благодаря нестандартной форме, которая захватывает внимание детей младшего школьного возраста. К таким инструментам относятся разнообразные игровые элементы: лото, домино, ребусы, шарады, чайнворды, кроссворды и подобные занимательные форматы.
Вторую важную категорию составляют задания, развивающие творческое мышление учащихся, стимулирующие их воображение и креативный подход к изучению языка.
Увлекательные образовательные ресурсы составляют вторую категорию материалов, которые преобразуют традиционный учебный контент в нечто необычное. Они раскрывают неожиданные аспекты и взаимосвязи в повседневных языковых явлениях, расширяют познания учащихся и делают сложные лингвистические концепции доступными для понимания младшими школьниками через интересные повествования. В эту разнообразную категорию входят многочисленные форматы: лингвистические сказки, этимологические пояснения, оригинальные упражнения с нестандартным подходом, задания с избыточной или недостаточной информацией, задачи-головоломки, а также материалы для интеллектуальных соревнований и викторин.
Среди всего многообразия занимательных средств особенно выделяется первая категория – инструменты, преобразующие способ представления учебной информации.
Ключевым элементом этой категории является кроссворд – особый тип развивающих заданий. На занятиях русского языка применяются различные вариации кроссвордов: терминологические и орфографические, содержащие зашифрованное слово (которое раскрывается при верном заполнении всех ячеек), а также конструкции с пересекающимися и непересекающимися словами по вертикали и горизонтали.
Ко второй категории увлекательных материалов, трансформирующих стандартное наполнение учебной программы, в первую очередь можно отнести сказки с лингвистическим или грамматическим уклоном.
Шарады – особый тип загадок – также находят широкое применение на занятиях. Их специфика заключается в делении целевого слова (чаще всего по слогам) на компоненты, каждый из которых представляет собой самостоятельную лексическую единицу. Затем, подобно загадке, для каждого компонента создается описательная характеристика (как в примерах «вино+град» или «семь+я»).
Лингвистические сказки служат особым инструментом познания для младших школьников. Они раскрывают неочевидные связи между языковыми явлениями, расширяют языковые знания и объясняют лингвистические феномены в понятной детям форме. Ведь именно через сказку ребенок часто воспринимает и осмысливает окружающий мир.
В качестве языкового материала для анализа во всех классах применяются загадки. Этот фольклорный жанр, выступающий как специфический дидактический инструмент, характеризуется образным содержанием, лаконичной формой и структурной чёткостью фразы.
Для эффективного развития познавательного интереса у учащихся начальной школы на занятиях по русскому языку важно грамотно интегрировать увлекательные элементы. Они должны не просто развлекать, а раскрывать неочевидные связи между языковыми явлениями и углублять понимание материала [2].
Тщательное планирование включения таких материалов критически важно. Если учитель не продумает их использование, то вместо стимулирования настоящей познавательной активности получится лишь поверхностное развлечение. Именно содержательная занимательность, поясняющая лингвистические феномены, способствует формированию устойчивого, а не временного интереса к предмету у младших школьников.
В ходе исследования, проведенного на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стахановская Средняя общеобразовательная школа», Идринского района Красноярского края, мы выявили преобладание низкого уровня развития познавательного интереса у обучающихся 4-го класса. Поэтому на формирующем этапе была предложена работа, включающая занимательность, которая бы способствовала развитию познавательного интереса младших школьников. Так нами был проведен урок на тему «Местоимение. Личные местоимения», в процессе которого на этапе актуализации знаний использовали «Задания с недостатком информации» детям было необходимо восстановить текст и подобрать стилистически отвечающие содержанию отрывка слова: Когда папа … еще маленьким, … очень много .... Он научился … в четыре года и … ничем не хотел .... Пока другие …прыгали, бегали, … в разные интересные …, маленький папа … и читал. Наконец … обеспокоило дедушку и .... Они решили, что … время читать … Они … ему книги и … читать только …часа в день. Но … не помогло, и маленький … все равно … с утра до … Свои законные … часа он …, сидя на виду. … Он скрывался. … прятался под … и читал под кроватью, … на чердак и читал .... Он уходил на … и читал на сеновале. … было особенно … и пахло свежим ….». Такое задание вызвало у детей большую заинтересованность. Иногда у них возникали сложности, и они обращались к учителю за помощью, но в целом практически самостоятельно выполнили задание.
Для выявления эффективности использования занимательности на уроках русского языка мы провели контрольный этап исследования, в результате которого выявили положительную динамику уровня развития познавательного интереса, так он стал в преобладании высоким и средним. Что доказывает эффективность применения занимательности на уроках русского языка в качестве средства для повышения познавательного интереса.
