Использование игровых методов в обучении английского языка
Конференция: LXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Использование игровых методов в обучении английского языка
USING GAME METHODS IN TEACHING ENGLISH
Aktoty Doskhozhaeva
Student, Arkalyk State Institute, Kazakhstan, Arkalyk
Zhazira Ospanova
Supervisor, English teacher Arkalyk State Institute, Kazakhstan, Arkalyk
Аннотация. В статье рассматривается особенности использования игр и их эффективность в обучении английского языка.
Abstract. The article discusses the features of the use of games and their effectiveness in teaching English.
Ключевые слова: игры, языковое развитие, формирование, воспитание, игровая ситуация, подход.
Keywords: games, language development, formation, education, game situation, approach.
Совершенствование языковой культуры человека происходит на протяжении всей его жизни, но основа, безусловно, закладывается за годы обучения в школе. Языковое развитие школьника в системе общего среднего образования обеспечивается предметами языкового цикла (родной/родные языки, государственный язык, иностранные языки), которые находятся между собой в сложных взаимоотношениях. На методическом уровне применительно к изучению иностранного языка проблема взаимоотношения языков, которыми уже владеет и еще овладевает ученик, всегда была одной из самых значимых. Отношение к использованию родного языка, на котором формируется речемышление, в процессе изучения иностранного языка одной из отличительных черт, характеризующих «подход» или «метод» обучения иностранному языку. Например, представители «прямого метода» считают, что родной язык должен быть полностью исключен из процесса изучения иностранного, а путь овладения им должен повторять путь овладения родным языком. Методика обучения английского языка представляется в этом смысле синтетической наукой, исследующей целостный процесса обучения предмету. В современной методике обучения иностранным языкам доминирующим являются личностно-деятельностный, компетентностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный/межкультурный подходы, а также их интеграция. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективу, групповым формам работы, пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка интеллектуально и эстетически.
Новые образовательные стандарты подчеркивают необходимость обучения иностранного языка, в том числе и в начальной школе. Стратегической целью обучения иностранным языкам сегодня является формирование и развитие межкультурной общении. Учителю иностранного языка нужно организовывать урок так, чтобы учащиеся осознавали необходимость изучения иностранного языка, а на уроке не просто узнавали что – то новое, а решали определенную коммуникативную задачу. Игры и игровые ситуации, ролевые игры лучше всего помогают решать эту проблему, особенно на начальном этапе. Методика обучения детей на начальном этапе базируется на 4-х видах работы: движение, музыка, наглядность, игра.
Игровая ситуация – основа обучения иностранному языку на начальном этапе. Игра – очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физического переутомления. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке. Все игры должны проводится методически грамотно. Для этого необходимо: точно знать, какой именно навык, умение тренируется в данной игре, что не умел ребенок делать до проведения игры и чему он научился в результате ее. [1]
Игровой метод обучения. Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученные, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняет тем, что в игре проявляются особенно полно, а парой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности.
Разные ученные рассматривали особенности игры с разных точек зрения. Но не смотря на различия, все ученые сходятся на наличии положительных особенностей игры.
Особенности игры.
- в игре все равны;
- игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке;
- слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете;
- чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
- незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик может уже говорить наравне со всеми
В свою очередь, именно игровые формы обучения способствуют:
- развитию: умственной и волевой активности, внимания, памяти, речевых умений и навыков, познавательной активности;
- формированию: положительной мотивации, умения работать в группе, обще учебных умений и навыков;
- воспитанию: толерантности, уважения к собеседнику, сопернику.
Роль учителя в процессе обучения очень велика: он должен обладать навыками живого, не книжного языка, быть открытыми для общения, располагать к беседе. Он обязан знать все оттенки значений слов и выражений изучаемого языка и уметь донести их до учеников. Чтобы сделать занятие действительно увлекательными, ему приходится постоянно применять максимально разнообразные виды учебной деятельности, брать на себя различные роли: учителя, организатора общения (аниматор), оратор, оппонента и дискуссиях и т.д.
В коммуникативных играх, сценах и даже небольших спектаклях обучаемые обыгрывают обыденные ситуации, требующие применения языковых навыков. Это может быть покупка билетов в кассе метро или попытка отыскать дорогу в незнакомым городе. Главное найти логическое решение поставленной задачи, пользуясь исключительно лексикой иностранного языка (и, разумеется, невербальными средствами общения). С помощью таких заданий преподаватель старается максимально приблизить участников занятий к условиям реального общения. Нередко на ранних этапах изучения языка, особенно в детских группах, успешно инсценируют хорошо известные сказки.
Любой учитель английского языка, работающий с дошкольниками и младшими, знает, что уроки становятся намного эффективнее, если проводятся в игровой форме.
Игра – особо организованное занятие, требующие напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Для детей игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим – то она привлекает учителей. Игры способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще;
Какое же место игровые приемы занимают на уроке английского языка? Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения очень велика. К.Д. Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий серьезной обязанностью ребенка. При этом он же предлагал делать серьезное занятие для ребенка занимательным.
Игры имеют особенное место на уроке английского языка. Существует много различных игровых заданий, использование которых помогает разнообразить и расширить рамки содержания и технологии обучения.
Классификация игр. Игры можно условно разделить на две группы:
- «Подготовительные игры» (составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков).
- Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Остановимся подробнее на разновидностях игровых заданий. Игры бывают:
- фонетические;
- орфографические;
- грамматические;
- лексические;
Все они способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода в активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала.
Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой –то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях английского языка, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Языковые игры назначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений. [1] Психологами было доказана, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развивается навыки всех видов речевой деятельности. Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.[2] Какие педагогические цели достигают во время игры? Игры можно использовать на этапе первичного закрепления материала, непосредственно после введения новой лексики. На последующих уроках, игра становится способом повторить пройденное ранее. Игра – хороший способ активизации активности детей на уроке. После сложных упражнений, игра – это способ расслабиться и снять напряжение. Игры помогают снять скованность, особенно, если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих.
Цель игрового метода обучения – способствовать развитию речевых умений и навыков. И характерные качества речевого умения проявляются во время проведения игр. Это:
- самостоятельность в решении речемыслительных задач;
- быстрая реакция в общении;
- максимальная мобилизация речевых навыков.
Игра взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения, включая дискуссию, «мозговой штурм», анализ конкретной ситуации, работу в парах и малых группах. Игра – не только метод, но и форма организации обучения.
Таким образом, включение в учебную деятельность игрового компонента в частности, при обучении детей рассматриваемой нами тематической лексике, является очень важным средством поддержания и усиления и мотивации младших школьников и способствует повышению уровня усвоения материала.[3]