Статья:

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСОЗНАННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Кузьмина О.С., Соловьева В.А. ИЗМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСОЗНАННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСОЗНАННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

Кузьмина Оксана Сергеевна
студент 4 курса, кафедра материаловедения, технологии и управления качеством, Саратовский государственный университет имени Н.Г Чернышевского, г. Саратов
Соловьева Валентина Александровна
студент 5 курса, кафедра материаловедения, технологии и управления качеством, Саратовский государственный университет имени Н.Г Чернышевского, г. Саратов
Винокурова Светлана Анатольевна
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель кафедры материаловедения, технологии и управления качеством, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

 

 


Обучение в Вузе — это длительный период развития личности студента, это время становления ценностей, развитие его личных качеств, а также определенный этап формирования компетентного специалиста. На него оказывают большое действие внешние и внутренние факторы, от которых впоследствии будет зависеть результат обучения. Выбор профессии и ее осознанность играют огромную роль в процессе обучения студентов.
 

Выбор профессии предполагает анализ различных альтернатив, которые будущие студенты вынуждены анализировать самостоятельно, а также с помощью родителей, друзей, преподавателей. Это одно из самых главных решений в жизни человека, а, возможно, и залог его успешной карьеры в будущем. От него может зависеть весь жизненный путь личности и то, насколько успешным и благополучным будет ощущать себя человек.

Профессиональная осознанность — несколько сложное понятие, ее четкого определения на сегодняшний момент не дано. Но существует множество определений осознанности. Более полное и четкое дается в педагогической энциклопедии: осознанность — осмысленность, насыщенность конкретным содержанием, четким представлением и пониманием изучаемых предметов, явлений и их закономерностей, умение не только называть и описывать, но и объяснять изучаемые факты, указывать их связи и отношения, обосновывать усваиваемые положения, делать выводы из них [1].

В целом можно сказать, что профессиональная осознанность — ясное понимание сути своей будущей профессии, ее роли в современном мире, а также владение навыками, приобретенными в процессе обучения, четкое их представление, понимание и оперирование ими в различных ситуациях. А рост осознанности — это постепенное более четкое и ясное понимание своей истинной сути, всех явлений и процессов, происходящих в собственном существе. Именно высокая осознанность позволяет нам находиться «здесь и сейчас», максимально эффективно использовать собственные возможности, ясно и лаконично мыслить и принимать правильные решения, контролировать свои эмоции, четко и взвешенно действовать.

Для проведения исследования был выбран метод анкетного опроса. Субъектами были выбраны студенты, обучающиеся по специальности «Управление качеством» Саратовского государственного университета. Нами была составлена анкета, направленная на выявление отношения студентов к своей специальности, а также для исследования уровня компетентности в вопросах качества будущих специалистов. В анкетировании приняло участие 95 % студентов 1—5 курсов. Рассмотрим основные результаты.

Для определения профессиональной компетентности нами был задан вопрос об определении термина «качество», являющегося одним из важнейших профессиональных понятий для опрашиваемых. В вариантах ответа мы указали определение из стандарта (соответствие требованиям), определения качества как экономической, как философской категорий, определение Харрингтона (как показатель благополучия), определение как соответствия пригодности и вариант об отсутствии знаний по данному вопросу. Результаты по курсам представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Определение термина «качество»


Курс


Определение из стандарта


Определение качества как экономической категории


Определение качества как философской категории


Качество как показатель благополучия


Определение как соответствие пригодности


Другой ответ


1


11,6 %


9,4 %


14 %


44 %


13 %


8 %


2


46,2 %


17 %


5,5 %


11,3 %


14 %


6 %


3


55,2 %


9 %


5 %


21,3 %


7,4 %


2,1 %


4


58,4 %


16,3 %


3 %


10,6 %


9,7 %


2 %


5


69,9 %


8,5 %


5,7 %


7,1 %


8,8 %


0 %

 

Вывод: С увеличением курса наблюдается рост профессионального понимания термина «качество». Интересно отметить, что все студенты 4 курса отметили определение из ГОСТа, дополняя его другими вариантами, что показывает разноплановый подход к данному понятию с увеличением профессиональной грамотности.

Далее обратим внимание на ответы по вопросу о сферах, в которых можно употребить понятие «качество». Отвечая на этот вопрос, все студенты кроме 7 (1 и 2 курс) считают, что понятие качество применимо к производственной сфере, кроме 8 — в сфере услуг, кроме 25 — в бизнесе. И только для 11 студентов понятие качество применимо во всех предложенных сферах. Таким образом, большинство студентов с 1 по 5 курс считают самой распространенной сферой применения понятия «качество» — производство, на второе место ставят сферу услуг, на третье — бизнес и на четвертое место ставят все предложенные сферы (рис. 1).

 

Рисунок 1. Сферы употребления понятия «качество»

 

Вопрос «Изменилось ли Ваше понимание термина «качество» за годы обучения?» показал следующие результаты: студенты 1 курса обучаются только 0,5 семестра, за это время только у 9,1 % отношение к качеству осталось прежним, 31,8 % не задумывались над этим, у 36,4 % — частично изменилось, у 22,7 % — сильно изменилось. На 2 курсе у 4,2 % студентов не изменилось понимание данного термина, у 33,3 % сильно изменилось, у 58,3 % частично изменилось, 4,2 % не задумывались над этим вопросом. Можно отметить лучшее осмысление данного термина студентами. Среди 20 % студентов 3 курса понимание не изменилось, 50 % не задумывались над этим, у 20 % — частично изменилось, а у 10 % — сильно изменилось. У 80 % студентов 4 курса частично изменилось понимание термина «качество», 10 % об этом не задумывались, еще 10 % сильно поменяли свои представления о качестве. На 4 курсе не осталось студентов, у которых не изменилось отношение к качеству. Отметим, что некоторые студенты выбрали вариант ответа: «не задумывался над данным вопросом». В целом же наблюдается положительная тенденция к изменению восприятия понятия «качество» — около 72 % студентов.

При ответе на вопрос о том, связывают ли студенты свою дальнейшую жизнь с получаемой специальностью, 75 % всех опрошенных собираются работать по данной специальности, 20 % не связывают свою дальнейшую жизнь с получаемой специальностью и 5 % студентов пока еще не определились с выбором.

В рамках опроса респондентам было предложено выбрать верное на их взгляд утверждение о качестве. Утверждения были сформулированы таким образом, чтобы определить личное отношение студента к будущей профессии:

A.     Качество — это дело всех и каждого.

B.     Качеством должны заниматься люди, получившие соответствующее образование.

C.     Качеством должны заниматься те, кому это интересно.

D.     Качеством никто не должен заниматься.

При ответе на данный вопрос ожидалось, что студенты должны понимать, что качество — это дело всех и каждого. Но результаты показали, что данную точку зрения разделяют только: 27 % студентов 1 курса, 54 % студентов 2 курса, 30 % — 3 курса, 60 и 71 процент — 4 и 5 курсов соответственно. Нашлись и те, кто считает, что качеством никто не должен заниматься — 3 человека с первого и второго курса. В принципе студенты исследуемой специальности должны понимать, что внедрение на российских предприятиях системы менеджмента качества (СМК) — это их основная задача. Здесь также можно проследить более высокую оценку студентами роли их будущей профессии с увеличением номера курса. Общие результаты по данному вопросу представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Справедливость утверждений о качестве по мнению студентов

 

В заключении хотелось бы отметить, что больше половины студентов осознают назначение своей будущей специальности, собираются работать по выбранной специальности и внедрять СМК на российских предприятиях. В целом наблюдается положительная тенденция к изменению понимания профессиональных терминов — около 72 % студентов. Также несколько раз была отмечена тенденция повышения профессиональной осознанности у студентов старших курсов по сравнению с младшими. Отметим, что результаты данного исследования позволяют также сделать вывод о правильном выборе кафедрой методики обучения студентов указанной специальности, набора и последовательности изучения профессиональных дисциплин, надлежащей организацией практик и исследовательской работы.

 

Список литературы:

1.            Особенности профессионального выбора студентов // Электронная библиотека «Библиофонд». [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=471884 (дата обращения: 30.04.13).