Статья:

Виртуальный учебный эксперимент в учебном процессе по физике

Конференция: LXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Корытов Г.В. Виртуальный учебный эксперимент в учебном процессе по физике // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(81). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(81).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Виртуальный учебный эксперимент в учебном процессе по физике

Корытов Глеб Викторович
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Эксперименты являются неотъемлимой частью уроков физики для получения новых знаний и проверки научных теорий. Благодаря физическим экспериментам у учащихся формируются представления о физических явлениях и процессах, пополняется и расширяется кругозор. Самостоятельная работа с экспериментальной установкой  позволяет выявить закономерности физических явлений, знакомит с методами их исследования, учит работать с физическими приборами и установками, в итоге учащиеся самостоятельно добывают знания на практике.

В настоящее время в учебной практике активно используется новый вид эксперимента – виртуальный физический эксперимент. Компьютерные эксперименты не заменяют реальные, такие модели только приближены к реальной действительности, но они могут дополнить натурные исследования, помочь в теоретическом осмыслении их результатов [5].

Представленные на образовательном рынке учебные модули включают в себя множество изучаемых на курсе физике процессов и явлений,  имеют в своем составе различные способы подачи мультимедийной информации. Однако учебные модели обладают недостаточно высоким уровнем интерактивности и не позволяют учащимся всесторонне изучить рассматриваемое явление. Важной задачей является расширение возможностей применения в учебном процессе современных компьютерных технологий. 

Наиболее актуальным является разработка и создание моделей учебного эксперимента высокого уровня интерактивности и обеспечение достаточной реалистичности визуального представления экспериментальной установки в виртуальной среде.  Модели должны быть частью интерактивного учебного модуля, обеспечивающего решение комплекса дидактических задач: предъявление учебной информации, ее отработка  и контроль усвоения.

Уникальные особенности виртуальной информационной среды (мультимедиа, интеллектуальность, моделинг, интерактив, коммуникативность, производительность) определяют бесспорную эффективность ее применения в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в образовании [5].

В преподавании физики применяются современные цифровые образовательные ресурсы. Компьютерная эра и применение информационных технологий в образовании повлекло создание нового вида эксперимента - виртуальный физический эксперимент.

Учебный виртуальный эксперимент - это виртуальный эксперимент, имеющий своей целью формирование у учащихся умений и навыков выполнения компьютерного эксперимента как метода познания [4]. При самостоятельном проведении эксперимента учащисйся получает возможность познать закономерности физических явлений, познакомится с методами их исследования, учится работать с физическими приборами и установками. Таким образом, эксперимент учит самостоятельно добывать знания на практике.

Виртуальный физический эксперимент позволяет моделировать ситуации, которые трудно или вообще невозможно выполнить в условиях школьной лаборатории [2]. Большинство интерактивных моделей предусмотривает возможность изменений начальных параметров и условий опытов.

Интерактивные модели позволяют визуализировать не реальное явление природы, а его упрощенную модель, которая не достижима в натурном физическом эксперименте. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению [3].

Виртуальный эксперимент поддерживает оперативное видоизменение постановки опыта, что обеспечивает вариативность его результатов, а значит обогащает практику выполнения учащимися логических операций анализа и формулировки выводов результатов работы [1].

Виртуальный физический эксперимент дополняет натурные эксперименты учащихся.  Использование интерактивных моделей учебного эксперимента даёт возможность учащимся осуществлять предварительную отработку познавательных и практических умений, необходимых при подготовке к проведению реальных опытов.

 

Список литературы:
1. Антонова Дарья Андреевна, Оспенникова Елена Васильевна, Спирин Евгений Валентинович Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. №14.
2. Информационные технологии в преподавании физики. [Электронный ресурс] – URL: https://trizway.com/content/informat_teh.pdf (дата обращения 15.01.2020).
3. Использование компьютерных моделей на уроках физики. [Электронный ресурс] – URL: https://www.eduspb.com/public/files/temn.pdf (дата обращения 16.01.2020).
4. Оспенников Н. А. Школьный физический эксперимент в условиях развития компьютерных технологий обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2006. №2.
5. Роль виртуального эксперимента в преподавании физики. [Электронный ресурс] – URL: http://studbooks.net/2143472/matematika_himiya_fizika/rol_virtualnogo_eksperimenta_prepodavanii_fiziki (дата обращения 16.01.2020).