Статья:

Вклад А.Д. Бутовского в теорию и практику физического воспитания в российских военно-учебных заведениях

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Джумагалиева А.А., Заикина О.А. Вклад А.Д. Бутовского в теорию и практику физического воспитания в российских военно-учебных заведениях // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(14).pdf (дата обращения: 27.05.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вклад А.Д. Бутовского в теорию и практику физического воспитания в российских военно-учебных заведениях

Джумагалиева Асель Алексеевна
студент, Волгоградская государственная академия физической культуры, РФ, г. Волгоград
Заикина Ольга Анатольевна
студент, Волгоградская государственная академия физической культуры, РФ, г. Волгоград
Дзержинская Людмила Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Волгоградская государственная академия физи-ческой культуры, РФ, г. Волгоград

 

Россия - одна из немногих стран, стоявших у истоков олимпийского движения. В первый состав Международного олимпийского комитета вошел и представитель России - генерал Алексей Дмитриевич Бутовский.

Однако, знакомство с этой исторической личностью, внесшей огромный вклад в развитие теории и практики физической культуры, в рамках учебных дисциплин «История физической культуры» и «Олимпийское образование», изучаемых в вузах физкультурного профиля, на этом и заканчивается.

Данный факт и побудил нас изучить деятельность А.Д. Бутовского более обстоятельно.

Как следует из литературных источников, А.Д. Бутовский, будучи человеком военным, свои научные интересы и практические устремления в большей степени направил к военно-профессиональному образованию.

В этой связи наше исследование коснулось только одного аспекта его многогранной деятельности – организации и содержания физической подготовки в российских военно-учебных заведениях.

По мнению большинства авторов, основной вклад А.Д. Бутовский внес в решение проблемы подготовки учителей гимнастики.

Следует отметить, что во второй половине XIX века термин «гимнастика» носил обобщенный характер и обозначал понятие «двигательная активность» [2].

Изучая состояние проблемы на практике, а также зарубежный опыт, который он приобрел в 90-х годах XIX века в служебных командировках в Германии, Швеции, Франции, Австрии и других странах, он пришел к выводу, что система подготовки не дает положительных результатов из-за низкого интеллектуального уровня тех, кого набирали на эти курсы.

Сформулированные в этой связи основные положения в отношении преподавателей гимнастики, разработанные А.Д. Бутовским, сводятся к следующему:

- во-первых, специалист по гимнастике должен сам владеть практическими двигательными умениями и навыками (иными словами уметь качественно выполнять упражнения);

- во-вторых, знать теоретические основы техники выполнения гимнастических упражнений, их влияния на строение и функционирование организма занимающегося, что предполагало освоение целого ряда медико-биологических дисциплин [4].

Кроме того, по мнению профессора А.А. Горелова на основе научных взглядов П.Ф. Лесгафта и А.Д. Бутовского к концу XIX века и была сформирована идея дифференциации гимнастических упражнений в зависимости от воинской специальности [2]. Данная идея нашла свое выражение в разработке наставлений отдельно для флота и артиллерии и оказала существенное влияние на содержание образования в военно-учебных заведениях.

Основные теоретико-методологические положения указанных выше идей в полной мере были реализованы в открытом в 1909 году первом государственном военном физкультурном заведении - Главной гимнастическо-фехтовальной школы. Выпускники данной школы, пополняя ряды офицерского состава армии, содействовали совершенствованию физической подготовки военнослужащих русской армии.

А.Д. Бутовский подготовил свыше 70 трудов по физической подготовке, разрабатывал руководящие документы, программы.

Из изданных пособий наиболее известны «Опыт руководства для обучения плаванию в кадетских корпусах» (1889 год), «Заметки о военной гимнастике» (1897 год), «Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах» (1998 год) и др.

Все изданные пособия отличаются методической грамотностью, глубиной и теоретической подготовленностью.

Так, например, в пособии «Опыт руководства для обучения плаванию в кадетских корпусах» А. Д. Бутовский описывает такие важные аспекты, как: 1) пособия и принадлежности, необходимые при обучении плаванию; 2) состав учителей и их обязанности; 3) разделение воспитанников на группы, количество учебных часов, определяемых для уроков плавания; 4) систему обучения; 5) меры предосторожности; 6) меры поощрения и контроль [1].

Серьезное научное осмысление роли и значения использования подвижных игр как отрасли физического образования в кадетских корпусах, а также их широкое использование в практике физического воспитания в кадетских корпусах, военных и юнкерских училищах, положили начало системе централизованных спортивных состязаний в военно-учебных заведениях [3].

В некоторых военно-учебных заведениях спортивные состязания проводились с 1905 г. Но первый опыт проведения спортивных соревнований был получен в 1909 г., когда в Санкт-Петербурге и Москве прошли состязания по гимнастике и фехтованию между военно-учебными заведениями страны. Опыт был настолько удачным, что с этих пор соревнования стали регулярными, и ежегодно в них принимали участие все больше учебных заведений [5].

Следует отметить, что А.Д. Бутовский являлся сторонником внедрения различных видов спорта в практику внеклассной воспитательной работы с воспитанниками кадетских корпусов, подчеркивая их важность и значение в гармоничном формировании личности будущего офицера.

Таким образом, в деятельности А.Д. Бутовского выделяют три направления: педагогическое, научное и организационное.

Масштаб научно-педагогический деятельности А.Д. Бутовского и его вклад в становление и развитие физической культуры и спорта в нашей стране позволяет поставить его на одну ступень с выдающимся ученым Петром Францевичем Лесгафтом. Значимость научно-педагогического наследия А.Д. Бутовского огромна не только для методики и организации физической подготовки войск, теории военно-физкультурного образования, но и для общей теории физической культуры и спорта.

В этой связи, изучение наследия А.Д. Бутовского при изучении дисциплин «История физической культуры» и «Олимпийское образование» в вузах физкультурного профиля не должно сводиться только лишь к освещению его деятельности в рамках олимпийского движения, а должно содействовать формированию у студентов правильного представления о масштабах личности этого выдающегося человека и его вклада в развитие отечественной теории и организации физического воспитания.

 

Список литературы:
1. Бутовский А.Д. Опыт руководства для обучения плаванию в кадет-ских корпусах. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 2. - С.103-124.
2. Горелов А.А. О роли П.Ф. Лесгафта и генерала А.Д. Бутовского в становлении военно-физкультурного образования в России // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2017. - №3. – С. 3-7.
3. Ефимов Д.Г. Становление и развитие физической культуры и спор-та в государственных учреждениях России (1861 - 1917гг.): автореф. дисс. …. канд. истор. наук. – СПб., 2000. – 24 с.
4. Миронов В.В. Развитие гимнастики в войсках и вузах России на ру-беже XIX-XX веков // Актуальные проблемы физической и специальной под-готовки силовых структур. – 2016. - №4. – С. 19-24.
5. Николаев А.В. Развитие физического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. дисс. …. канд. истор. наук. – М., 2004. – 23 с.