Статья:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кычкина У.П. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(76). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(76).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Кычкина Ульяна Петровна
студент, Педагогический институт, Северо-Восточного федерального университета Имени М. К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Аннотация. Данная научная статья посвящена исследованию применения нетрадиционных методов рисования для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены теоретические основы развития творческого потенциала, особенности применения нетрадиционных методов рисования в учебном процессе и результаты экспериментального исследования, проведенного автором. Эксперимент показал, что использование нетрадиционных методов рисования способствует развитию творческих воображений, фантазий, уникальности и креативности мышления и повышает уровень самостоятельности и инициативы у детей младшего школьного возраста.

 

Ключевые слова: творческие способности, дети младшего школьного возраста, нетрадиционные методы рисования.

 

Введение:

Проблема творческих способностей является самой актуальной проблемой в современной педагогике и психологии. Трудности в определении понятия «творческие способности» связаны с общепринятым пониманием этого термина, что ведет к неоднозначности трактовки термина «творческие способности».

В трудах Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, B.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, Б.М. Теплова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадрикова и т.д. рассмотрены проблемы развития творчества

При исследовании работ отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, можно прийти к выводу, что «Творческие способности» - это система индивидуально-психологических особенностей, характеризующих успешность реализации творческой деятельности. Ключевыми компонентами творческих способностей являются креативность воображения, фантазия, оригинальность творческого мышления, самостоятельность, инициативность. Использование нетрадиционных техник рисования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе помогает развивать все вышеуказанные компоненты.

Творчество подразумевает собой практическую или теоретическую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое и уникальное. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и другие. [1]

Традиционные методы рисования имеют важное значение для обучения детей. Но для развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста, необходимо использовать более разнообразные методы. Одним из самых эффективных методов является использование нетрадиционных методов рисования. Эти методы отличаются от классического способа рисования красками и карандашами, позволяют детям экспериментировать с различными материалами, создавать уникальные изображения, развивать образное мышление, фантазию, воображение и пространственное мышление.

Развитие творческих способностей у детей является сложным многогранным процессом, зависящим от многих факторов, таких как возрастные особенности, индивидуальные качества, условия воспитания и обучения.

В зависимости от возрастных особенностей младших школьников, овладения различными способностями на разных этапах развития, рекомендуется применять особенные приемы и техники для нестандартного рисования.

Для детей в младшем школьном возрасте уместно применять технику рисования руками и тиснения печатями картофеля. При этом следует учитывать, что дети при должном подходе способны освоить ещё более сложные техники и методы: кляксография обычная; кляксография с трубочкой; монотипия предметная; монотипия пейзажная; тычок жесткой кистью; набрызг; ниткография; рисование мятой бумагой; рисование мыльными пузырями; рисование на мятой бумаге; рисование по-сырому; пластилинография и еще множество разных методов и техник рисования.

Каждая из вышеуказанных методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованными, смелыми, непосредственными, развивает воображение, уникальность мышления и дает полную свободу для самовыражения

Оригинальность нетрадиционного рисования заключается в простоте и доступности создания нового образа, возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования: экспериментирование; знакомство с нетрадиционной техникой; творческое преобразование; получение оригинального рисунка; использование приобретенного опыта.

Главным условием развития творческих способностей является собственная творческая деятельность ребенка. По мнению С. Л. Рубинштейна [3]

Результат работы ребенка главным образом зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно привлечь его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, сюрпризный момент, просьба о помощи.

Таким образом, нетрадиционные методы рисования помогают разнообразить творчество.  Дети развивают творчество, мышление и моторику рук. Рисование с использованием нетрадиционных методов не затрудняет детей младшего школьного возраста, поэтому они сохраняют высокий уровень активности и работоспособности во время занятий. Таким образом, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать их желание, интерес.

Методы и результаты исследования:

В целях изучения влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование с участием 27 учащихся первого класса одной из школ города Якутска.

Сначала был проведен тест креативности по П. Торранса, который представляет собой задание «Закончи рисунок». Время выполнения теста - 10 минут. После завершения дети придумали рисунку название и подписали его. В тесте использовались следующие показатели креативности: 1. Оригинальность рисунка 2. Необычность рисунка (при сравнении с атласом рисунков). По рисункам установлены типы решения задач на воображение (всего 6 типов):

1 тип – ребенок младшего школьного возраста не принимает задачу на построение образа воображения с использования данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то другое

2 тип – ребенок младшего школьного возраста дорисовывает фигуру на карточке где получается отдельный объект, но изображение схематичное, контурное, лишенное деталей.

3 тип – изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

4 тип – изображая отдельный объект ребенок младшего школьного возраста уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет.

5 тип – изображает несколько объектов по воображаемому сюжету.

6 тип – заданная картинка используется качественно по-новому.

Таблица.

Результаты исследования

Ф.И.О.

Тип решения задачи на воображение

Уровень развития

1

Участник №1

3

Средний

2

Участник №2

2

Низкий

3

Участник №3

1

Низкий

4

Участник №4

3

Средний

5

Участник №5

2

Низкий

6

Участник №6

2

Низкий

7

Участник №7

2

Низкий

8

Участник №8

3

Средний

9

Участник №9

2

Низкий

10

Участник №10

2

Низкий

11

Участник №11

3

Средний

12

Участник №12

2

Низкий

13

Участник №13

4

Средний

14

Участник №14

2

Низкий

15

Участник №15

2

Низкий

16

Участник №16

2

Низкий

17

Участник №17

4

Средний

18

Участник №18

2

Низкий

19

Участник №19

2

Низкий

20

Участник №20

3

Средний

21

Участник №21

4

Средний

22

Участник №22

3

Низкий

23

Участник №23

5

Высокий

24

Участник №24

2

Низкий

25

Участник №25

3

Средний

26

Участник №26

3

Средний

27

Участник №27

2

Средний

 

Коэффициент оригинальности = сумма типа решения / кол-во детей = 70/27=2,59

Из таблицы видно, что высокий уровень воображения только у одного ребенка, средний уровень у 11 детей, низкий уровень у 15 детей. Таким образом мы приходим к выводу, что больше чем у половины класса недостаточно развито воображение. Им было трудно справиться с заданием, что говорит о низком уровне ассоциирования.

После проведения теста мы использовали на занятиях по развитию творческих способностей следующие виды заданий:

  1. Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка).
  2. Репродуктивные задания и упражнения.
  3. Репродуктивные задания с отсроченным вопросом.
  4. Интегративные задания.
  5. Использование нетрадиционных методов.

Через месяц провели тот же тест, и коэффициент получился 3,62, что на 1,03 больше предыдущего результата. В итоге мы пришли к выводу что, нетрадиционные техники рисования позволяют детям развить свое творчество, экспериментировать с различными материалами и технологиями. Это способствует развитию образного мышления, фантазии, воображения и пространственного мышления.

Заключение: В нашем исследовании развивать творческие способности учащихся считается результатом целенаправленного обучения творческой деятельности детей, под которым понимается продуктивная форма деятельности, направленная на приобретение творческого опыта, познания, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе образовательной деятельности, организованной педагогом.

Анализируя эффективность реализации творческого комплекса и условия его функционирования, было зафиксировано позитивное количественное и качественное изменение уровня творческого развития младшего школьного возраста. Поэтому полученные данные дают основания сделать вывод о том, что выдвигаемая гипотеза о эффективности развивания творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью цикла творческих занятий доказана.

Проведенные исследования показали важность внедрения результатов этого исследования в практику современного начального общеобразовательного учреждения, однако не исчерпывают содержания изученного вопроса.

 

Список литературы:
1. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. -  №5. - С.49-58.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия» 2002.-320 с. ISBN 5-7695-0888-4
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство АСТ, 2019 – 712 c.