Статья:

Проблемы развития паралимпийского спорта в Волгоградской области

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Никифорова М.Д. Проблемы развития паралимпийского спорта в Волгоградской области // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 37 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы развития паралимпийского спорта в Волгоградской области

Никифорова Мария Дмитриевна
студент 1 курса, кафедра теории и истории физической культуры и спорта ВГАФК, РФ, г. Волгоград
Дзержинская Людмила Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. ВГАФК РФ, г. Волгоград

 

Паралимпийский спорт является составной частью спорта, сложившейся в форме специальной теории и практики подготовки лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата или зрения, интеллекта к спортивным соревнованиям и участия в них с целью физической реабилитации, социальной адаптации, формирования здорового образа жизни и достижения спортивных результатов на базе создания специальных условий [2, 3].

Общеизвестно, что уровень достижений спортсменов, входящих в состав сборных страны, зависит от того, насколько эффективна система спортивной подготовки резерва в регионах. В свою очередь, система подготовки определяется условиями, которые созданы в регионе, а те, напрямую, объемом финансирования.

Поэтому, первой и основной проблемой развития паралимпийского спорта в Волгоградском регионе является его слабое финансирование. Данная проблема находит свое отражение в следующих проявлениях:

1. Слабое материально-техническое обеспечение и оснащенность тренировочного процесса. Государственное автономное учреждение Волгоградской области «Центр адаптивных видов спорта» имеет в своем активе один легкоатлетический стадион, основными недостатками которого являются: отсутствие секторов для различных видов метаний, малая длина беговой дорожки по кругу (200 м) и по прямой (60 м), территориальная удаленность от общественного транспорта и т.д. В этой связи, остальные спортивные сооружения (спортивные залы, бассейн и пр.) необходимо арендовать, что требует, с одной стороны, колоссальных финансовых затрат, с другой, их адаптации к нуждам инвалидов (пандусы, тактильные полосы, подъемники для безопасного спуска в воду, съемные помосты, раздевалки, душевые и т.д.). Кроме того данные спортивные сооружения как правило не располагают необходимым вспомогательным оборудованием для занятий инвалидов, следовательно, им должен обеспечить Центр спортивной подготовки, у которого финансовых средств хватает только для аренды и выплаты заработной платы тренерам и сотрудникам.

2. Ежегодно для паралимпийцев проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены участвуют в международных турнирах, но чтобы поехать на соревнования всероссийского уровня необходимо региональное финансирование (проезд, питание, проживание, сопровождение и пр.). Кроме того, для подготовки к таким соревнованиям спортсмену-инвалиду необходимы учебно-тренировочные сборы, цель которых, подготовить спортсмена к определенным соревнованиям. К сожалению, в течение последних двух лет данная статья расходов в регионе не финансируется, на тренировочные сборы выезжают только члены сборной страны по приглашению федераций (т.е. за счет федерального бюджета).

3. Для достойного участия на различных соревнованиях в Волгоградской области созданы сборные команды. Борьба за путевки на соревнования и отбор лучших спортсменов осуществляется по результатам Спартакиад, которые проводятся два раза в год. Следует отметить, что в данных соревнованиях участвуют спортсмены старше 18 лет, соответственно, юным спортсменам соревноваться негде, следовательно, нет практического опыта, нет мастерства, а в регионе – нет резерва.

4. Как известно, за победы на международных турнирах спортсмены получают не только медали и дипломы, но и денежное вознаграждение. В паралимпийском спорте, также как и в «обычном» спорте, существует практика дополнительного поощрения администрацией региона или ведомством, от лица которого выступает спортсмен. В Волгоградской области данное премирование победителей-инвалидов отсутствует, что приводит к оттоку одаренных спортсменов в соседние области и края.

5. В настоящее время, паралимпийский спорт – это спорт высоких достижений. Спортсмен, в процессе физической подготовки, преодолевает серьезные физические нагрузки, которые приводят к истощению физиологических ресурсов организма. Следовательно, спортсмену-инвалиду необходима фармакологическая и медицинская реабилитация. В условиях слабого финансирования, данная нагрузка ложится на бюджет спортсмена, который живет на пенсию по инвалидности, или, в лучшем случае, работает на 0,5 ставки на низкооплачиваемом производстве.

6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в паралимпийском спорте требует наличие квалифицированных специалистов. В настоящее время тренерскую работу осуществляют специалисты, которые обучались в вузах для работы со здоровыми спортсменами. Работа же со спортсменами-инвалидами требует кроме общетеоретических знаний построения спортивной тренировки и специальных знаний (медицинских, психологических, юридических и т.д.). В этой связи возникает вопрос о необходимости дополнительного профессионального образования или, как минимум, повышения квалификации тренеров, работающих в адаптивном спорте. Данная необходимость также требует определенного финансирования.

7. В Волгоградском регионе отсутствуют сертифицированные врачи-классификаторы. Врач-классификатор – это специально обученный сертифицированный специалист, который в соответствии с результатами диагностических процедур подтверждает принадлежность спортсмена к определенному спортивному классу в определенном виде спорта. Иными словами, выявляет лжеинвалидов с фальсифицированными диагнозами [1]. Содержание такого специалиста в штате Центра спортивной подготовки, а тем более его профессиональная подготовка требует немалых финансовых расходов.

Вторая группа проблем связанна с отсутствием научно обоснованного подхода к планированию учебно-тренировочного процесса со спортсменами-инвалидами, отбора одаренных и селекции перспективных спортсменов. Безусловно, адаптивный спорт является относительно молодым и перспективным научным направлением, но, к сожалению, очень закрытым. Результаты исследований публикуются в небольшом объеме, практически отсутствует методическая и учебная литература. Поэтому каждый тренер самостоятельно, методом проб и ошибок, ищет наиболее эффективные средства и методы тренировки таких спортсменов, являя в одном лице и тренера, и массажиста, и врача, и психолога и т.д., беря на себя определенный риск.

К сожалению, ждать притока квалифицированных молодых специалистов, а тем более ученых-исследователей, не приходится. Несмотря на то, что в Волгоградском регионе находится специализированный вуз (Волгоградская государственная академия физической культуры), он не имеет научной школы, которая позволила бы осуществлять научно-исследовательские работы в данном направлении. Кроме того, академия готовит специалистов по профилю «Адаптивное физическое воспитание», т.е. специалистов, род деятельности которых будет связан с формированием у занимающихся осознанного отношения к своим физическим возможностям, с развитием у них двигательных умений и навыков, психологических качеств и пр., а не специалистов по адаптивному спорту. И это тоже отдельная и серьезная проблема.

Следует сказать отдельно о практически полном отсутствии взаимодействия между различными учреждениями и организациями, работающими с инвалидами. Например, учителя физической культуры в специальных и коррекционных общеобразовательных школах-интернатах Волгоградской области не только не пропагандируют занятия спортом, но и минимизируют физические нагрузки на уроках, т.к. у большинства обучающихся в медицинской карте указан целый «букет» заболеваний, следовательно, высоки риск и ответственность. Поэтому проще никого не мотивировать, не побуждать, не «пристраивать».

Опрос тренеров, работающих в Центре адаптивных видов спорта Волгоградской области, свидетельствует о том, что только несколько образовательных и социальных учреждений сотрудничают с Центром, причем инициаторами являются отдельные сотрудники-энтузиасты.

Вместе с тем, в Волгоградской области не проводится работа по пропаганде спорта среди инвалидов. Большинство жителей нашего города даже не знают о том, что в нашем регионе живут и тренируются не только участники, но и победители паралимпийских игр.

Таким образом, проблемы развития паралимпийского спорта в Волгоградской области мало чем отличаются от проблем федерального уровня, в большей степени носят системный характер и решаются энтузиастами, которым не безразлична судьба людей с ограниченными возможностями.

 

Список литературы:
1. Большой паралимпийский скандал: тренеры подняли проблему лжеинвалидов – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.mk.ru/social/2016/09/08/bolshoy-paralimpiyskiy-skandal.html (Дата обращения 04.04.2017).
2. Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учебное пособие / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2007. – 317 с.
3. Исаков Э. Развитие адаптивного спорта: организация, экономика, управление: практикум. – М.: Издательское ПИАР-агентство М-ОСТ, 2010. – 148 с.